Понедельник, 23.12.2024, 16:52
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Леонардл, litcetera, Дяловская  
Фольклор. Спящая (мертвая) царевна
litceteraДата: Воскресенье, 07.10.2012, 21:16 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1363
Статус: Оффлайн


В русской народной сказке «Волшебное зеркальце» описывается непростая жизненная ситуация: в одной семье жил купец-вдовец, и были у него сын, дочь да родной брат. На беду, купец уехал по своим торговым делам, а дядьке пришла в голову нечистая дума. Полез он за красавицей-девицей в баню – и окатила она его полным тазом кипятка. В ответ оболгал он ее перед отцом, а тот, как водится, не разобравшись, велел своему сыну изрубить девицу на куски и привезти ему на ноже ее сердце.

(Кстати, такой кровожадностью отличаются не только русские сказки: как вы помните, в «Золушке» Шарля Перро одна из сестер, чтобы надеть туфельку, отрубила себе кусок пятки.)

Брат девицы не стал торопиться, хорошенько порасспросил горожан о поведении и нраве своей сестры и понял, что оговорили его сестренку-красавицу. Отпустил он ее идти куда глаза глядят, а поплатилась дворовая собака – её сердце принес он на ноже отцу.
А девица бродила по лесу да и набрела на белокаменный дворец, в котором жили два сильномогучих богатыря. Названой сестрицей жила она во дворце, надо всем домом хозяйкою. А батюшка её в это время, вернувшись из торговых путешествий, женился.
У новой жены было волшебное зеркальце. Оно-то и сообщило женщине, что ее падчерица, живущая у двух богатырей, красивее мачехи. Мачеха добротой не отличалась и решила извести падчерицу. Подослала к ней старуху с колечком. Надела его девица – и упала мертвая. Богатыри решили похоронить ее, и один – на память! – снял колечко с ее руки. Ожила девица.
А мачеха, узнав, что ее затея не удалась, подослала старуху с ленточкой. Повязала девица ленточку на шею – тут же упала мертвая. Богатыри, одевая ее в новые наряды, сняли ленточку – и тут же девица ожила.
В третий раз мачеха подослала старуху, и та вплела в косу красавицы волшебный волосок. Богатыри не нашли на девушке ничего лишнего, сделали хрустальный гроб, одели девицу в свадебный наряд, положили ее в гроб, поставили его посреди большой палаты, а над ним устроили балдахин красного бархату с бриллиантовыми кистями, золотыми бахромами и повесили на двенадцати хрустальных столбах двенадцать лампад. После чего покончили жизнь самоубийством.
Через много лет заехал в этот край царевич, набрел на дворец, зашел в палаты и целую неделю любовался девицей, пока его челядь не забеспокоилась. Доставили хрустальный гроб с девицею прямо в спальню царевичу, и перестал он покидать свои палаты – всё на красоту любуется. Узнала об этом его мать-царица и приказала похоронить девицу в сырой земле. Царевич заплакал, пошел в сад, нарвал чудесных цветов и стал мертвой красавице волосы расчесывать да голову цветами украшать. Выпал волшебный волосок. Ожила девушка. Вышла замуж за царевича. Да захотелось ей отца с братом навестить.
Поехал царевич в объезд, а она поплыла на корабле. И генерал воспылал к ней чувством. Да посулил ей, коли не ответит на его любовь, выбросить ее в море. Хорошо, что нашелся сердобольный матрос, который нарядился в ее платье и был выброшен в море негодяем-генералом. А царевна в матросском платье сошла на берег, купила себе поварское платье и нанялась поваренком к своему отцу. Царевич, ее муж, добрался до назначенного места, спрашивает, где его жена. Генерал говорит, мол, утонула во время бури. Погоревал царевич, да что поделаешь...
Во время пира захотелось гостям послушать бывальщину. И девушка-поваренок рассказала им о своих злоключениях и в конце открылась мужу: «Я не поваренок, а твоя законная жена». Злодеи понесли наказание, а царевич с женой и тестем жили долго и счастливо.
Похожий сюжет мы находим у А.С. Пушкина в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». Правда, у царевны есть жених – королевич Елисей, и дело происходит в царской семье, а не в купеческой. И всего с первой попытки мачеха достигла своего с помощью отравленного яблока. Но Елисей, призвав на помощь в поисках невесты солнце, месяц и ветер, находит девушку, разбивает хрустальный гроб, венчается с красавицей, и всё кончается хорошо.
У Василия Андреевича Жуковского есть сказка «Спящая царевна».
Существует мультфильм «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1951, режиссер И. Иванов-Вано). Он по сюжету имеет явное сходство со сказкой братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Мультипликационный фильм «Белоснежка и семь гномов» («Snow White and the Seven Dwarts») (1937, режиссер Дэвид Хэндс) – это первый полнометражный анимационный фильм компании Уолта Диснея.
Есть мультфильм «Спящая красавица» (Sleeping Beauty) (1959, режиссеры Уолт Дисней, Клайд Джероними, Эрик Ларсон, Лес Кларк, Вольфганг Райтерман). Над этим мультфильмом Уолта Диснея работали почти 300 человек.
Есть сказка Шарля Перро «Спящая красавица» и балет Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица» по мотивам сказок Шарля Перро.
Этот же мотив сна, причиной которого стал злой умысел, прослеживается и в сюжете фильма-сказки «Морозко», где Настенька, желая погладить черного кота, верного слуги Бабы Яги, нечаянно касается верхушки морозильного посоха, забытого Дедом Морозом дома. И в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», где на красавицу Людмилу насылают волшебный сон.

Царевна Лебедь

Словарь Д.Э. Розенталя «Прописная или строчная?» и словарь В.В. и Л.Е. Лопатиных «Слитно, раздельно или через дефис?» рекомендуют написание Царевна Лебедь (сказочный персонаж).
Это чрезвычайно приятное и красивое создание – юная девушка, царевна, которая может превращаться в прекрасную птицу – лебедя. Ярче всего ее облик описан в произведении А.С. Пушкина в «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Мы обычно называем ее «Сказка о царе Салтане»:

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Братья у нее – морские витязи, тридцать три богатыря, руководит которыми дядька Черномор. В благодарность за спасение ее от злого коршуна-чародея, создав на пустынном острове большой город для своего избавителя, она выполняет все желания князя Гвидона: превращает князя в комара, чтобы он смог навестить своего отца Салтана, потом в муху с той же целью, потом в шмеля; переносит во дворец князя чудесную белочку, которая поёт «Во саду ли в огороде» и грызет золотые орешки с изумрудными ядрышками; призывает хранить и обходить дозором славный город Гвидона своих братьев-морских богатырей, красавцев удалых, великанов молодых, с ними дядька Черномор, и, наконец. являет ему свой прекрасный девичий лик. Обрадованный, Гвидон просит благословения матери и женится на Царевне Лебеди.
Все ее чудеса служат добру и красоте. Она воспитанна, прекрасно говорит, даже будучи в облике лебеди, на русском языке, она любит делать подарки и сама получает от этого огромное удовольствие. Влюбившись в молодого князя Гвидона, видимо, с первого взгляда, Лебедь с радостью соглашается составить его семейное счастье. Она с любовью и уважением относится к свекрови и от души желает, чтобы царь Салтан воссоединился с семьей - недаром она делает всё, чтобы Гвидон мог повидать отца, пусть даже царевич и принимает облик насекомого. Интересно, что у А.С. Пушкина и в народных русских сказках существительное лебедь, которая представляет собой девицу в облике птицы, – женского рода, хотя в нормированном русском литературном языке – мужского.
Существует художественный фильм «Сказка о царе Салтане» (1966, режиссер А. Птушко), где роль Царевны Лебеди сыграла Ксения Рябинкина.
Есть и рисованный мультипликационный фильм «Сказка о царе Салтане» (1984, режиссеры И. Иванов-Вано и Л. Мильчин).
На мой взгляд, лучший облик Царевны Лебеди в живописи создал Михаил Александрович Врубель.

Наталья Дяловская
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: