Пятница, 22.11.2024, 21:03
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Леонардл, litcetera, Дяловская  
Дед Мороз
litceteraДата: Вторник, 01.01.2013, 16:49 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1363
Статус: Оффлайн
Дед Мороз




В детстве мы с нетерпением ждали праздника. И в Новый год ко всем детям приходил Дед Мороз и приносил подарки. Подарки волшебный старик клал под елку... С замиранием сердца каждый из нас подходил к душистой красавице и осторожно брал сверток или коробку... Благоухание праздника – это тонкий пряный аромат еловых ветвей, свежей смолы на растаявшей елке, это вкусный дух праздничного пирога, салата «Оливье» и холодца с чесночком, это шуршание фольги шоколадных конфет «Белочка», «Кара-кум», «Мишка на Севере», это запах типографской краски – нового, еще толстенького, отрывного календаря, это важный дед-мороз в голубой шубе под нижними ветвями лесной красавицы и нежный новогодний запах оранжевых солнышек – мандаринок, запах веселья, суеты, радости... Не суть важно, что елочка не из леса, а с городского елочного базара... И, становясь взрослыми, мы все же ждем, пусть подсознательно, что Дед Мороз принесет подарки и что в новом году начнется другая, более счастливая жизнь...

Вспоминается стихотворение Константина Симонова:

***

Плюшевые волки,
Зайцы, погремушки.
Детям дарят с ёлки
Детские игрушки.
И, состарясь, дети
До смерти без толку

Всё на белом свете
Ищут эту ёлку.
Где Жар-птица в клетке,
Золотые слитки,
Где висит на ветке
Счастье их на нитке.
Только дед-мороза

Нету на макушке,
Чтоб в ответ на слезы
Сверху снял игрушки.
Желтые иголки
На пол опадают...
Всё я жду, что с ёлки
Мне тебя подарят.

У Н. Стожковой есть стихотворение о Деде Морозе.

***

Кладёт Дед Мороз всем зайчатам под ёлку
По мягкой игрушке – пушистому волку.
Пусть каждый трусишка играет в того,
Кто ужас наводит в лесу на него.
А каждой лисичке – по новой расчёске
Для модной, блестящей и рыжей причёски.
Чтоб некогда было зайчат обижать –
Причёску ведь надо в порядке держать.
А что же припас Дед Мороз медвежонку?
Корзинку малины? Медку из бочонка?
Оставлен под елью огромной лесной
Будильник, что мишку разбудит весной.

Э. Богуславская пишет в стихотворении «Дед Мороз»:

Я Мороз, Красный нос,
С белой бородою.
Ущипну – так до слёз!
Не шути со мною.
Для чего, почему
Должен я сердиться?
Я пришёл к вам, друзья,
Чтобы веселиться!
Новый год, Новый год
С вами я встречаю,
С Новым годом всех вас
Я и поздравляю!

Древняя Русь праздновала наступление Нового года 1 марта – с приходом весны. Напомним, что обычай наряжать новогоднюю ель сравнительно молод – он пришел из Германии после того, как великий государь Петр Первый повелел отмечать начало Нового года не 1 сентября (как это шло с 1492 года), а 1 января. Велено было «по большим проезжим улицам и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным хотя по древу или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению инваря по 7-е число того же года. В 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет».
Кто же он такой – Дед Мороз? Википедия объясняет: Дед Мороз (Дедко Морозко) – персонаж русских легенд, в славянской мифологии – олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду. Часто изображается в синей или красной шубе с длинной белой бородой и посохом в руке. Древний Дед Мороз, как утверждают славянские языческие мифы, жил в ледяной избушке в Стране мертвых, куда можно было попасть, пройдя через колодец (вспомните сказку Владимира Федоровича Одоевского «Мороз Иванович»). Мороз занимал большое место в жизни земледельца: его уважали и одновременно боялись.
«Толковый словарь современного русского языка» комментирует: Дед Мороз (Д прописное) – сказочный персонаж, олицетворяющий мороз, старик с седой бородой, приносящий подарки в рождественские и новогодние праздники.
А в словаре С.И. Ожегова (М., 2010) дед-мороз – сказочное существо, румяный старик с седой бородой, олицетворяющий мороз.
Словарь Д.Э. Розенталя «Прописная или строчная?» указывает: Дед Мороз – сказочный персонаж, дед-мороз – елочная игрушка. Морозко – сказочный персонаж. Мороз Красный Нос – литературный персонаж (все три слова с прописной буквы).
«Этимологический словарь» добавляет: слово дед общеславянское индоевропейского характера. По происхождению – от детского de-de (сравните ма-ма, па-па), где конец слов изменен по образцу существительных мужского рода.
Слово мороз общеславянское, корень тот же, что и в словах мерзнуть, мерзкий, но с гласным на иной ступени чередования. У восточных славян общеславянское *morzъ пережило изменение в морозъ.

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт – по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Н.А. Некрасов, Мороз, Красный нос (отрывок).

«Словарь-справочник. Русский язык» (М., 2001) дает написание мороз-воевода. Словарь В.В. и Л.Е. Лопатиных «Слитно, раздельно или через дефис?» рекомендует написание Мороз-воевода (персонаж поэмы).
Этот Мороз из поэмы – довольно жестокий персонаж. Он усыпляет в заколдованном сне Дарью, мать малолетних ребятишек, которые остаются сиротками. Сначала Дед Мороз представлял собой злое и жестокое языческое божество, которое повелевало холодом, вьюгами, пургой, морозом, близким славянским языческим божествам метелями и стужей (что-то вроде злой андерсеновской Снежной королевы), морозило людей и похищало ребятишек, запихнув их в большой мешок. Дед Мороз был суровым и безжалостным и ударом посоха замораживал неугодных до смерти. В его образе нашли отражение представления древних славян о Карачуне – боге зимней стужи. Он воплощается в русских сказках в образах Деда Студенца, Деда Трескуна, Мороза Ивановича, Морозко. Это суровый старик с длинной белой бородой, который может с ее помощью закрутить метели, вьюги и бураны, а ни о каких подарках не могло быть и речи!
Когда в феврале наступали известные сретенские морозы – последняя битва зимы и весны, после которой зима начинала отступать, в русских деревнях пели:

Пришел месяц бокогрей,
Землю-матушку не грел,
Бок корове обогрел,
И корове, и коню,
И седому старику –
Мороз Морозычу.
Ты, Морозко, не серчай,
Из деревни убегай –
Что за тридевять земель,
Что за тридесять морей!
Там твое хозяйство

Ждет тебя заброшено.
Белым снегом запорошено
За ледяными печатями,
За семью железными замками,
Да за семью засовами.

В русском языке не могли не появиться пословицы и поговорки, связанные с морозом: Мороз невелик, да стоять не велит. Спасибо, мороз, что снегу нанес. Береги нос в большой мороз. Солнце – на лето, зима – на мороз и под.
Дед Мороз подобрел под влиянием образа святого Николая Чудотворца, жившего в Малой Азии много веков назад. С течением времени Дед Мороз превратился в доброго и ласкового старика, у него красная, синяя или белая шуба до пят, отороченная лебединым пухом или белым мехом и подпоясанная белым поясом с красным орнаментом, на голове отороченная белым мехом и расшитая серебром и жемчугом красная шапка, рубашка и штаны – белые, льняные, украшенные белым геометрическим орнаментом, на ногах серебряные или красные сапоги, шитые серебром, или белые валенки, на руках теплые белые варежки, расшитые серебром. У него длинная прямая белая борода до пояса, длинные седые (серебристые) волосы, красный нос, в руках хрустальный морозильный посох с витой ручкой и мешок подарков для детей, которые он передает из рук в руки. Очков Дед Мороз не носит, трубку не курит, передвигается пешком или в санях, запряженных тройкой белоснежных коней. Он энергичный, здоровый и крепкий, бегает по лесам на лыжах, сам правит тройкой или русским ковром-самолетом, ему присущи красота, сила и стать, русская удаль!
18 ноября в России официально празднуют день рождения русского Деда Мороза, хотя, конечно, возраст зимнего волшебника точно неизвестен. Знаем только, что ему более двух тысяч лет. Эту дату рождения ему придумали дети, а связано это с тем, что, согласно данным метеорологов, именно в этот день в Великом Устюге наступает настоящая зима с морозами, вьюгами и метелями. В 1999 году этот город был официально назван родиной российского Деда Мороза. Это один из старейших городов России, основанный в 1147 году, следовательно, он ровесник матушке-Москве, но в письменных источниках впервые упоминается в 1207 году. Город сам по себе очень интересен и входит в знаменитое «Золотое кольцо России». Он не знал татарского нашествия и сохранил удивительные памятники древней архитектуры, там только белокаменных храмов – 28! У Мороза в Великом Устюге своя собственная резиденция с тронным залом, музеем, мастерской и сувенирной лавкой. С Дедом Морозом можно поговорить в торжественной обстановке тронного зала, отправить праздничные открытки с его автографом и особенным штемпелем, собственноручно изготовить себе сувенир в сказочных мастерских, посмотреть, как мастера режут по бересте или плетут знаменитые вологодские кружева. Загородный особняк волшебника находится более чем в десяти километрах от города, в деревне Морозовица, это сказочный деревянный терем, состоящий из 12 комнат: там есть кабинет, мастерская, опочивальня, здесь же и светёлка его внучки Снегурочки. А рядом – Аллея сказок, по которой бродят Леший и двенадцать братьев-месяцев, здесь же и баба Жара, которая угощает всех желающих вкуснейшими свежими – с пылу с жару! – пирожками.
По-немецки, согласно словарю, Дед Мороз – Großväterchen Frost, рождественский – Weihnachtsmann.
По-английски Дед Мороз – Grandfather Frost, рождественский – Santa Claus, Father Christmas.
В фильме «Морозко» (1964, режиссер Александр Роу) роль Деда Мороза исполнил Александр Хвыля. В фильме «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975, режиссеры Игорь Усов и Геннадий Казанский) Дед Мороз – Игорь Ефимов. Созданы мультфильмы о Деде Морозе: «Новогодняя ночь» (1948, режиссеры Ольга Ходатаева. Петр Носов), «Когда зажигаются елки» (1950, режиссер Мстислав Пащенко), «Снеговик-почтовик» (1955, режиссер Леонид Амальрик), «Новогоднее путешествие» (1959, режиссер Петр Носов), «Дед Мороз и лето» (1969, режиссер В. Караваев), «Дед Мороз и серый волк» (1978, режиссер Витольд Бордзиловский), «Мороз Иванович» (1981, режиссер Иван Аксенчук), «Новогодняя песенка Деда Мороза» (1983, режиссер Александр Татарский) и др.
Образ Мороза есть в опере Николая Андреевича Римского-Корсакова «Снегурочка» по одноименной пьесе Александра Николаевича Островского. У Дарьи Донцовой есть иронический детектив «Дед Снегур и Морозочка» — в названии шутливая трансформация имен по ассоциации.
Отношение Русской православной церкви к Деду Морозу неоднозначно: с одной стороны, как к языческому божеству и волшебнику, а значит, противоречащему христианскому учению, а с другой стороны, как к русской культурной традиции.
В наши дни дети пишут Деду Морозу письма с просьбами самыми разными: о подарках, чудесах, игрушках и даже о любви. На празднике у новогодней елки Дед Мороз появляется со своей внучкой Снегурочкой. Они вошли в нашу жизнь как неотъемлемые атрибуты встречи Нового года.

Наталья Дяловская

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: