litcetera | Дата: Вторник, 01.01.2013, 16:49 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1363
Статус: Оффлайн
| Дед Мороз
В детстве мы с нетерпением ждали праздника. И в Новый год ко всем детям приходил Дед Мороз и приносил подарки. Подарки волшебный старик клал под елку... С замиранием сердца каждый из нас подходил к душистой красавице и осторожно брал сверток или коробку... Благоухание праздника – это тонкий пряный аромат еловых ветвей, свежей смолы на растаявшей елке, это вкусный дух праздничного пирога, салата «Оливье» и холодца с чесночком, это шуршание фольги шоколадных конфет «Белочка», «Кара-кум», «Мишка на Севере», это запах типографской краски – нового, еще толстенького, отрывного календаря, это важный дед-мороз в голубой шубе под нижними ветвями лесной красавицы и нежный новогодний запах оранжевых солнышек – мандаринок, запах веселья, суеты, радости... Не суть важно, что елочка не из леса, а с городского елочного базара... И, становясь взрослыми, мы все же ждем, пусть подсознательно, что Дед Мороз принесет подарки и что в новом году начнется другая, более счастливая жизнь...
Вспоминается стихотворение Константина Симонова:
***
Плюшевые волки, Зайцы, погремушки. Детям дарят с ёлки Детские игрушки. И, состарясь, дети До смерти без толку
Всё на белом свете Ищут эту ёлку. Где Жар-птица в клетке, Золотые слитки, Где висит на ветке Счастье их на нитке. Только дед-мороза
Нету на макушке, Чтоб в ответ на слезы Сверху снял игрушки. Желтые иголки На пол опадают... Всё я жду, что с ёлки Мне тебя подарят.
У Н. Стожковой есть стихотворение о Деде Морозе.
***
Кладёт Дед Мороз всем зайчатам под ёлку По мягкой игрушке – пушистому волку. Пусть каждый трусишка играет в того, Кто ужас наводит в лесу на него. А каждой лисичке – по новой расчёске Для модной, блестящей и рыжей причёски. Чтоб некогда было зайчат обижать – Причёску ведь надо в порядке держать. А что же припас Дед Мороз медвежонку? Корзинку малины? Медку из бочонка? Оставлен под елью огромной лесной Будильник, что мишку разбудит весной.
Э. Богуславская пишет в стихотворении «Дед Мороз»:
Я Мороз, Красный нос, С белой бородою. Ущипну – так до слёз! Не шути со мною. Для чего, почему Должен я сердиться? Я пришёл к вам, друзья, Чтобы веселиться! Новый год, Новый год С вами я встречаю, С Новым годом всех вас Я и поздравляю!
Древняя Русь праздновала наступление Нового года 1 марта – с приходом весны. Напомним, что обычай наряжать новогоднюю ель сравнительно молод – он пришел из Германии после того, как великий государь Петр Первый повелел отмечать начало Нового года не 1 сентября (как это шло с 1492 года), а 1 января. Велено было «по большим проезжим улицам и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным хотя по древу или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению инваря по 7-е число того же года. В 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет». Кто же он такой – Дед Мороз? Википедия объясняет: Дед Мороз (Дедко Морозко) – персонаж русских легенд, в славянской мифологии – олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду. Часто изображается в синей или красной шубе с длинной белой бородой и посохом в руке. Древний Дед Мороз, как утверждают славянские языческие мифы, жил в ледяной избушке в Стране мертвых, куда можно было попасть, пройдя через колодец (вспомните сказку Владимира Федоровича Одоевского «Мороз Иванович»). Мороз занимал большое место в жизни земледельца: его уважали и одновременно боялись. «Толковый словарь современного русского языка» комментирует: Дед Мороз (Д прописное) – сказочный персонаж, олицетворяющий мороз, старик с седой бородой, приносящий подарки в рождественские и новогодние праздники. А в словаре С.И. Ожегова (М., 2010) дед-мороз – сказочное существо, румяный старик с седой бородой, олицетворяющий мороз. Словарь Д.Э. Розенталя «Прописная или строчная?» указывает: Дед Мороз – сказочный персонаж, дед-мороз – елочная игрушка. Морозко – сказочный персонаж. Мороз Красный Нос – литературный персонаж (все три слова с прописной буквы). «Этимологический словарь» добавляет: слово дед общеславянское индоевропейского характера. По происхождению – от детского de-de (сравните ма-ма, па-па), где конец слов изменен по образцу существительных мужского рода. Слово мороз общеславянское, корень тот же, что и в словах мерзнуть, мерзкий, но с гласным на иной ступени чередования. У восточных славян общеславянское *morzъ пережило изменение в морозъ.
Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи – Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Глядит – хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли? Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах? И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах? Идёт – по деревьям шагает, Трещит по замёрзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде. Н.А. Некрасов, Мороз, Красный нос (отрывок).
«Словарь-справочник. Русский язык» (М., 2001) дает написание мороз-воевода. Словарь В.В. и Л.Е. Лопатиных «Слитно, раздельно или через дефис?» рекомендует написание Мороз-воевода (персонаж поэмы). Этот Мороз из поэмы – довольно жестокий персонаж. Он усыпляет в заколдованном сне Дарью, мать малолетних ребятишек, которые остаются сиротками. Сначала Дед Мороз представлял собой злое и жестокое языческое божество, которое повелевало холодом, вьюгами, пургой, морозом, близким славянским языческим божествам метелями и стужей (что-то вроде злой андерсеновской Снежной королевы), морозило людей и похищало ребятишек, запихнув их в большой мешок. Дед Мороз был суровым и безжалостным и ударом посоха замораживал неугодных до смерти. В его образе нашли отражение представления древних славян о Карачуне – боге зимней стужи. Он воплощается в русских сказках в образах Деда Студенца, Деда Трескуна, Мороза Ивановича, Морозко. Это суровый старик с длинной белой бородой, который может с ее помощью закрутить метели, вьюги и бураны, а ни о каких подарках не могло быть и речи! Когда в феврале наступали известные сретенские морозы – последняя битва зимы и весны, после которой зима начинала отступать, в русских деревнях пели:
Пришел месяц бокогрей, Землю-матушку не грел, Бок корове обогрел, И корове, и коню, И седому старику – Мороз Морозычу. Ты, Морозко, не серчай, Из деревни убегай – Что за тридевять земель, Что за тридесять морей! Там твое хозяйство
Ждет тебя заброшено. Белым снегом запорошено За ледяными печатями, За семью железными замками, Да за семью засовами.
В русском языке не могли не появиться пословицы и поговорки, связанные с морозом: Мороз невелик, да стоять не велит. Спасибо, мороз, что снегу нанес. Береги нос в большой мороз. Солнце – на лето, зима – на мороз и под. Дед Мороз подобрел под влиянием образа святого Николая Чудотворца, жившего в Малой Азии много веков назад. С течением времени Дед Мороз превратился в доброго и ласкового старика, у него красная, синяя или белая шуба до пят, отороченная лебединым пухом или белым мехом и подпоясанная белым поясом с красным орнаментом, на голове отороченная белым мехом и расшитая серебром и жемчугом красная шапка, рубашка и штаны – белые, льняные, украшенные белым геометрическим орнаментом, на ногах серебряные или красные сапоги, шитые серебром, или белые валенки, на руках теплые белые варежки, расшитые серебром. У него длинная прямая белая борода до пояса, длинные седые (серебристые) волосы, красный нос, в руках хрустальный морозильный посох с витой ручкой и мешок подарков для детей, которые он передает из рук в руки. Очков Дед Мороз не носит, трубку не курит, передвигается пешком или в санях, запряженных тройкой белоснежных коней. Он энергичный, здоровый и крепкий, бегает по лесам на лыжах, сам правит тройкой или русским ковром-самолетом, ему присущи красота, сила и стать, русская удаль! 18 ноября в России официально празднуют день рождения русского Деда Мороза, хотя, конечно, возраст зимнего волшебника точно неизвестен. Знаем только, что ему более двух тысяч лет. Эту дату рождения ему придумали дети, а связано это с тем, что, согласно данным метеорологов, именно в этот день в Великом Устюге наступает настоящая зима с морозами, вьюгами и метелями. В 1999 году этот город был официально назван родиной российского Деда Мороза. Это один из старейших городов России, основанный в 1147 году, следовательно, он ровесник матушке-Москве, но в письменных источниках впервые упоминается в 1207 году. Город сам по себе очень интересен и входит в знаменитое «Золотое кольцо России». Он не знал татарского нашествия и сохранил удивительные памятники древней архитектуры, там только белокаменных храмов – 28! У Мороза в Великом Устюге своя собственная резиденция с тронным залом, музеем, мастерской и сувенирной лавкой. С Дедом Морозом можно поговорить в торжественной обстановке тронного зала, отправить праздничные открытки с его автографом и особенным штемпелем, собственноручно изготовить себе сувенир в сказочных мастерских, посмотреть, как мастера режут по бересте или плетут знаменитые вологодские кружева. Загородный особняк волшебника находится более чем в десяти километрах от города, в деревне Морозовица, это сказочный деревянный терем, состоящий из 12 комнат: там есть кабинет, мастерская, опочивальня, здесь же и светёлка его внучки Снегурочки. А рядом – Аллея сказок, по которой бродят Леший и двенадцать братьев-месяцев, здесь же и баба Жара, которая угощает всех желающих вкуснейшими свежими – с пылу с жару! – пирожками. По-немецки, согласно словарю, Дед Мороз – Großväterchen Frost, рождественский – Weihnachtsmann. По-английски Дед Мороз – Grandfather Frost, рождественский – Santa Claus, Father Christmas. В фильме «Морозко» (1964, режиссер Александр Роу) роль Деда Мороза исполнил Александр Хвыля. В фильме «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975, режиссеры Игорь Усов и Геннадий Казанский) Дед Мороз – Игорь Ефимов. Созданы мультфильмы о Деде Морозе: «Новогодняя ночь» (1948, режиссеры Ольга Ходатаева. Петр Носов), «Когда зажигаются елки» (1950, режиссер Мстислав Пащенко), «Снеговик-почтовик» (1955, режиссер Леонид Амальрик), «Новогоднее путешествие» (1959, режиссер Петр Носов), «Дед Мороз и лето» (1969, режиссер В. Караваев), «Дед Мороз и серый волк» (1978, режиссер Витольд Бордзиловский), «Мороз Иванович» (1981, режиссер Иван Аксенчук), «Новогодняя песенка Деда Мороза» (1983, режиссер Александр Татарский) и др. Образ Мороза есть в опере Николая Андреевича Римского-Корсакова «Снегурочка» по одноименной пьесе Александра Николаевича Островского. У Дарьи Донцовой есть иронический детектив «Дед Снегур и Морозочка» — в названии шутливая трансформация имен по ассоциации. Отношение Русской православной церкви к Деду Морозу неоднозначно: с одной стороны, как к языческому божеству и волшебнику, а значит, противоречащему христианскому учению, а с другой стороны, как к русской культурной традиции. В наши дни дети пишут Деду Морозу письма с просьбами самыми разными: о подарках, чудесах, игрушках и даже о любви. На празднике у новогодней елки Дед Мороз появляется со своей внучкой Снегурочкой. Они вошли в нашу жизнь как неотъемлемые атрибуты встречи Нового года.
Наталья Дяловская
|
|
| |