Понедельник, 23.12.2024, 17:21
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Леонардл, litcetera, Дяловская  
Духи природы. Водяной
ДяловскаяДата: Понедельник, 29.04.2013, 18:06 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 96
Статус: Оффлайн
Духи природы
Природа окружала человека с самого начала его существования и выпестовала его. Духи природы были везде: в лесу, болоте, на лугу и в поле. Они всегда рядом с человеком и занимают второе место после богов.

Болотник
Болото традиционно считается местом проживания нечистой силы. В русском языке этому таинственному, страшному, несущему смерть месту посвящены многие пословицы и поговорки:
Было бы болото, а черти найдутся.
Сидит, как черт в болоте.
Бегает, как черт по болоту.
Не ходи при болоте, черт уши обколотит.
В русских заговорах нечистую силу и болезни отсылали на мхи, на болота или на леса, на болота.
А раз есть место обитания, значит, есть и хозяин – дух болота.
Болотник - в славянской мифологии – злой дух, хозяин болота. Его еще называют болотный, болотяник, болотняник, болотный дедко, болотный леший, шут болотный.
Словарь В.И. Даля объясняет: болотяник – род лешего или водяного, который живет в болотах, топях; он обходит и заводит путника. Значит, он родственник водяного и/или лешего.
Болотник гибнет при осушении болот и зимой, когда болото вымерзает. Он близкий родич водяного и лешего.
Внешность его описывают по-разному:
1. Это угрюмое, неподвижно сидящее на дне болота безглазое толстое существо, покрытое грязью и водорослями, улитками и рыбьей чешуёй.
2. Человек с длинными руками, крючковатым хвостом и поросший серой шерстью.
3. Голый старик, покрытый тиной и болотными растениями.
4. Седой старик с широким желтоватым, как болотная вода, лицом.
5. Пузатый голый старик с лягушачьими лапами, выпученными глазами, огромным ртом и бородищей.
По одним сведениям, облик его не трансформируется, не меняется.
По другим источникам, болотник склонен к оборотничеству и может принять такой вид, какой захочет – внешность путника, старца, монаха, правда, без креста, коробейника, знакомого, неустойчивой болотной кочки, которая выскальзывает из-под ног, и пр. Живет он на болоте в целом, а трясины и глубокие омуты, особенно заросшие травой и напоминающие зеленую лужайку, – его любимые местечки.
По другим сведениям, он живет в большом каменном доме под водой или посреди болота. Для того чтобы обмануть людей и зверей и устроить им страшную погибель, болотник создал чарусу (по Далю – непроходимая топь. – Н.Д.) – прекрасное и страшное место. Выглядит как полянка, покрытая свежей зеленой травой, с голубыми незабудками и лютиками, кувшинками и ненюфарами (это цветы, пускающие корень в воду). Знает путник про ненюфары – поостережется. Не знает – с радостью на полянку выбежит. А это не полянка, а топь. Зверь ее может учуять, а человеку это не дано.
По одним источникам, детишек и жены у него нет, по другим – есть и жена, и дети. Женами болотников становятся обычно болотницы, девушки-утопленницы, окончившие свой земной путь в болоте, или русалки.
У белорусов хозяева болот были разными: оржавиник, покрытый грязно-рыжей шерстью, с толстым животом и тонкими ногами; помладше его был багник, угрюмое, неподвижное, грязное существо, одиноко живущее на дне багна (багно – это низкое, топкое место, вязкое болото, по Далю, или торфяное болото. – Н.Д.) и хватающее за ноги случайных путников. Место жительства или нахождения багника можно определить по пузырькам, поднимающимся на поверхность, и по мелким бледным огонькам, появляющимся на болоте. Был вировник – (вир – глубокое место на болоте). А просто болотник был самым младшим из болотных бесов.
Болотник любит гулять по берегу, ревет по-коровьи, крякает по-утиному, свищет, утробно стонет, булькает, громко причмокивает, выдувает водяные пузыри, хлопает ладонями по воде и хохочет, чтобы заманить любопытного путника в свои владения, схватить его за ноги и утянуть на самое дно. Почему-то больше всего подвержен опасности человек, играющий по ночам на сопелке (пастушеской дудочке). Болотник нарочно заманивает людей на болото, чтобы утопить или заставить побродить среди трясин. В виде черного человека с фонарем в руках он бродит по краю болота, освещая своим фонарем дорогу путникам, сбивая их с пути и заводя в омут. Путник, принимая разводимые болотником болотные огни за фонари или надеясь отыскать указываемый огоньком клад, заходит в болото и тонет там. Болотник часто укладывает на пути бедолаг зеленую траву или корягу, бревно, под которыми бездонная топь или трясина.
По ночам он выпускает души детей, утонувших некрещеными, и тогда на болоте появляются мерцающие и перебегающие с места на место синие огоньки. Он никогда не совершает добрых поступков и смертельно опасен для людей, попавших в его болото.
Победить болотника, убить его – практически нереально. Спастись от болотника можно, сжав в кулаке нательный крест или перекреститься и произнести молитву. Нет креста – дотронуться до чего-нибудь железного (топора, гвоздя, рыболовного крючка) и прошептать: «Чур меня!», призывая на помощь духов предков.
А на Русском Севере у болота не хозяин, а хозяйка – болотница. Она родная сестра русалкам, водяница, только живет она в белоснежном цветке кувшинки величиной с котел или с колесо. Она прекрасна, бесстыдна и очаровательна, а в цветке сидит, чтобы спрятать свои гусиные ноги с черными перепонками (по другим сведениям – лягушачьи лапки). Глаза голубые как небо, голос сладкий как мед. Завидев человека, болотница начинает горько плакать, просить вывести ее из болота на белый свет, показать ей красное солнышко, которого она никогда не видела. Или же обещает вечную любовь. Или сокровищами, на дне спрятанными, одарить сулит.
Зачарованный дивным голосом красавицы, путник бросается ее утешить, но после первого же шага по болоту несчастного ждет гибель: болотница набросится, растянет свой рот, как у лягушки, полный острых-преострых зубов, задушит в объятиях и увлечет за собой в смертельную топкую глубину. Не следует верить сладким обещаниям...

Наталья Дяловская


Духи природы. Водяной
Кто же это такой – водяной? В русских народных волшебных сказках его могут называть Водяным царем и Морским царем. Под именем Водяного царя выступает в сказках «Иван-царевич и Марфа-царевна», под именем Морского царя – в сказках «Василиса Премудрая», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Скорый гонец» и др.
В словаре В.И. Даля его называют водяник, воденик – водяной, нечистый дух, живущий в омутах; принадлежа к нежити, он, однако, чаще лешего и других зовется бесом. Именно так – бесом, в отличие от других представителей нежити. Еще его называют водяным дедушкой и водяным шутом.
Толковые словари характеризуют его так: в поверьях некоторых славянских народов – хозяин водных вместилищ, обитающий в воде (омутах, колодцах и пр.). Это злой дух, повелитель грозной и страшной воды, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Обычно в России считают, что водяной управляет русалками. Он не терпит проточной воды и обитает в стоячих озерцах, под водой темного или рыжего цвета, где омуты, ледяные ключи и водовороты.
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова утверждает: в славянской мифологии – сказочное существо, живущее в воде.
Выглядит водяной довольно своеобразно, его облик описывают по-разному:
1. Большой мужчина, весь в иле, глаза выпучены, усы длинные, как у старого сома, зубы острые, лапы когтистые с перепонками между пальцев, холодные, на голове рога. Борода густая, зеленого цвета, длинная, до пят.
2. Безобразный старик с огромной бородой, опутанный тиной.
3. Голый обрюзглый безобразный старик с рыбьим хвостом.
Водяной спокоен, не суетлив и очень рассудителен, но в то же время страшно не любит нарушителей своего покоя.
Он ненавидит осквернителей воды. Поэтому нельзя нарушать чистоту воды, ни в коем случае нельзя плевать в нее. Водяной запомнит обидчика и отомстит – схватит за ногу, ногу судорогой и сведет. Так и утонуть можно, и опомниться не успеешь. Ночует он обычно под водяной мельницей, возле самого колеса – и поэтому в старину всех мельников несправедливо считали колдунами. Но есть у водяных и свои собственные жилища: в зарослях тростника и осоки выстроены у них богатые палаты из ракушек и самоцветных речных камушков.
Они богаты: имеют свои стада коров, лошадей, свиней и овец, которых по ночам выгоняют из вод и пасут на ближних лугах. По другим источникам, водяные пасут на дне рек и озер стада своих особенных коров – сомов, карпов, лещей и прочей крупной рыбы. Ездит водяной обычно на соме, поэтому сома иногда называют «чертовой лошадью». Может выплыть к людям в образе огромной щуки, крупной рыбы, бревна, утопленника, обернуться ребенком или лошадью. При рождении месяца он молод, волосы его зелены и свежи, как водоросли, а когда месяц на ущербе, он стар и сед. Любит проказить и драться с лешими, а также переманивать к себе рыбу из чужих водоемов: рек и озер.
Водяные с удовольствием берут в жены русалок и красивых утопленниц. И на свадьбе, когда гуляет жених, реки выходят из берегов и рушатся плотины в весеннее половодье.
Водяной разрешает ловить рыбу, но только крупную, поэтому обижает рыбаков с мелкоячеистой сетью, и в давние времена всю рыбью мелочь рыбаки благополучно отпускали обратно в воду.
Чтобы умилостивить водяного, бросали ему в воду жареных гусей, жареных поросят и краюхи хлеба. Если краюха тонет в полынье – водяной доволен, а если дар не тонет – добавляй гуся.
Водяной может принять облик человека, но его всегда легко отличить от настоящих людей: с левой полы его одежды всегда капает вода, и место, куда он садится, постоянно мокрое, если же он начинает причесываться – с волос течет струей вода. А принимает от облик человека, если его жена должна родить. Тогда водяной является в село, деревню или город, приглашает к себе повивальную бабку, а потом, когда она благополучно принимает роды, платит ей щедро и много: золотом и серебром.
В воде он всесилен, а на земле слабее. Так, однажды рыбаки вытащили в сетях малыша, который резвился в воде и слабел и плакал, когда сердобольные женщины принесли его в избу. Он оказался сыном водяного. Рыбаки отпустили его с условием, что отец-водяной будет помогать им с уловом. И сети их всегда были полны рыбы – водяной был благодарен за освобождение малыша.
По-немецки водяной – Nix, Wassermann (последнее слово может обозначать и знак зодиака Водолей).
По-английски водяной – water-sprite (дословно – водяной эльф, домовой, русалка).
У чехов и словаков это Водник.
В мультипликационном фильме «Летучий корабль» звучит голос Анатолия Дмитриевича Папанова:

«Песня Водяного» (музыка Максима Дунаевского, слова Юрия Энтина).
Я – Водяной, я – Водяной,
Поговорил бы кто со мной,
А то мои подружки –
Пиявки, да лягушки.
(Фу, какая гадость!)

Припев:
Эй, жизнь моя жестянка!!!
А ну ее в болото!
Живу я, как поганка,
А мне летать, а мне летать,
А мне летать охота!!

Я – Водяной, я – Водяной!
Никто не водится со мной.
Внутри меня – водица.
Ну как с таким водиться?
Припев.

В фильме «Марья-искусница» (1959, режиссер Александр Роу) по пьесе Евгения Шварца роль Водяного, Водокрута Тринадцатого, сыграл Анатолий Кубацкий.
В фильме-сказке «Золотые Рога» Водяной – Лев Потемкин.
Морской Царь в фильме Александра Роу «Конек-Горбунок» (1941) – Александр Тимонтаев.
В фильме «Огонь, вода и... медные трубы» Александра Роу Водяной – П. Павленко.
В роли Водяницы в современном фильме-сказке «За тридевять земель» выступила Валентина Березуцкая.
Кинемалогос: Вот и нет больше Водокрута Тринадцатого! Ну вот и всё, вот всё и кончилось, конец нашим приключениям и злоключениям («Марья-искусница»).
Пошто тревожишь, Водокрутишка? Зачем ты меня беспокоишь? Как ты смеешь меня тревожить? («Марья-искусница»).

Наталья Дяловская
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: