Дяловская | Дата: Суббота, 18.04.2015, 13:11 | Сообщение # 1 |
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 96
Статус: Оффлайн
| Кот Баюн Это персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом, чудесный зверь, живущий на краю света за тридевять земель в Тридесятом царстве или в мертвом лесу без животных и птиц и напускающий на своих противников дремоту. Кот Баюн – в славянской мифологии – фантастический зверь, обладающий огромной магической силой. Слово баюн образовано от древнерусского глагола баять – говорить, означает говорун, рассказчик, краснобай. Отсюда же и баю-бай, и обаяние. Он сидит на железном столбе и охраняет ось мира. По другим источникам, кот Баюн живет вблизи золотой мельницы, на золотом столбе. Мурлыканье да речь его за семь верст слышны, врага иль путника он за семь верст видит. Вниз спускается – песни поет, вверх поднимается – сказки сказывает. А когти у него огромные и железные. Чтобы победить Баюна, надо быть очень храбрым и хитрым, отважным и ловким, умным и настойчивым. На битву с котом надо взять с собой три колпака – их надевают, чтобы стряхнуть дремоту, и три прута – железный, медный и оловянный – чтобы подчинить животное своей воле, так как пруты железный и медный ломаются, а оловянный не гнется, не ломается, а обвивается вокруг туловища кота. Нужны также клещи, чтобы стащить Баюна со столба, на котором он сидит. Когда кот Баюн запоет-замурлыкает, всех вокруг мертвый сон с ног валит, а от сказочек его с ума сходят. Истории, которые рассказывает кот, нельзя слушать – тогда котище признает свое поражение и подчинится победителю.Очень полезно в данной ситуации воспользоваться волшебной дубинкой: она не спит и с ума не сходит – не способна к этому, потому что деревянная. И свои функции выполняет отменно. В русских народных сказках обычно Баюна должен изловить добрый молодец, Иван-царевич. Герой надевает железные колпак и рукавицы, ловит кота, привозит во дворец, и тот начинает рассказывать сказки и тем самым исцелять страждущих (обычно это царь). Интересно: кот баит – рассказывает сказки, то есть врет – и тут же однокоренное слово врач– исцелитель. Родству кота Баюна, певца Бояна и Велеса, бога подземного мира, плодоносящих сил земли, царства смерти, покровителя скота и поэтов вы найдете научное обоснование в труде Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян». У Оксаны Щербатой есть стихотворение «Кот Баюн». Ты ж мой хорошенький, нежный котёночек! Дай обниму я тебя... Рыженький, ласковый, кот-осенёночек, Жёлтый листок октября! Слушала б вечно я старую сказочку: Не надоест мне вовек Гладить за ушечком... Дай свою лапочку... Умный ты, как человек! Всё понимаешь ты, мудрый и ласковый, Не дозволяешь грустить, Я награжу тебя вкусной колбаскою, И зачнём вместе шалить! Я привяжу на шнурочек бумажечку Ярко-блестящей фольги, Стану твоею, коточек, русалочкой, Ты – моей рыбкой... Лови! Видела я: на столбе ты железном Под поднебесьем сидел, Сладким мурлыканьем, хитрым, волшебным, Всех усыплял, кто хотел Снять тебя с этого дивного столбика. Только железный колпак И рукавицы надела я, стойкая, В плен взяла...Ты мне – не враг! Стареньких сказочек знаешь ты множество. Царь наш тобой исцелён. Так исцели ж ты души одиночество, Чтоб богатырь жив пришёл... Котик-соловушка, люди пугливые В страхе дрожат пред тобой. Ты обрати ко мне глазоньки милые: Спой же, Баюнчик, мне! Спой!
Кстати, 1 марта– Всемирный день кошек. На Урале существовали сказания об огромной Земляной кошке, которая ходит под землей, почти полностью скрыта, а на поверхности остаются видны только ее огненные уши, которыми она подает знак положительным героям уральских сказов и помогает выбраться из тех мест, где немудрено заблудиться. И волки ее боятся. О ней вы можете прочитать в сказе Павла Петровича Бажова «Кошачьи уши». В нем молодая девушка Дуняша отправляется из Полевского через Косой Брод в Сысертский завод во время осады уральских заводов отрядами Пугачева. Обратно в Полевской, к Думной горе, Дуняшу вела Земляная кошка, одно из сказочных существ, обитающих под землей и хранящих земные богатства от людей жадных, ленивых и нечестных, а достойным, работящим, честным, справедливым, добрым – помогающее в нужный момент. Бажов так объяснял происхождение этого образа: «Образ Земляной кошки возник в горняцких сказах, опять-таки в связи с природными явлениями. Сернистый огонек появляется там, где выходит сернистый газ. Он походит на болотный огонек. Но тот стоит свечкой, прямой, тонкий. А сернистый огонек имеет широкое основание и потому напоминает ушко». На Руси котов обычно называли Васьками, а кошек – Мурками. Мурка она потому, что при «разговоре» с людьми (не с себе подобными!) – мурлычет. А почему Васька, а не Петька или Ванька? Славянская мифология связывает это имя со всемогущим богом подземного царства, скота, богатства и всех лесных животных – Велесом. Кот являлся его спутником и священным животным, с ним было связано много обрядов и обычаев. А после введения христианства, когда имя языческого бога Велеса было запрещено, он стал принимать в сознании русских людей образ святого Власия – покровителя скота. В честь святого Власия в деревнях и стали называть котов Васьками – на добрую память о Велесе. И в новый дом есть обычай кота первого впускать – охранит от нечисти всякой – он Велеса посланник. А мы с вами еще в детстве встречаемся с образом кота ученого – в прологе к поэме-сказке А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Очень интересен кот Василий – гигантский, черно-серый, разводами, – один из персонажей повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»: он знает множество сказок на разных языках, бормочет, откашливается, подвывает, мычит – несказанно страдает от склероза. В фильме-сказке «За тридевять земель» ученый кот на дубе у Лукоморья – настоящий кот, правда, в очках, за него говорит актер. В фильме «Чародеи» (1982, режиссер Константин Бромберг) голос говорящего кота Василия, входящего в состав Ученого совета НУИНУ, – правда, всего два слова: «Хам!» и «Ура!» – озвучил Георгий Вицин. Наталья Дяловская
|
|
| |