Дяловская | Дата: Суббота, 18.04.2015, 13:36 | Сообщение # 1 |
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 96
Статус: Оффлайн
| Змей Горыныч Змей Горыныч – персонаж русских народных волшебных сказок «Звериное молоко», «Змей и цыган», «Заклятый царевич» и др. Словарь «Прописная или строчная?» Д.Э. Розенталя, словарь В.В. Лопатина, И.В. Нечаевой и Л.К. Чельцовой «Прописная или строчная?» и словарь В.В. и Л.Е. Лопатиных «Слитно, раздельно или через дефис?» дают написание Змей Горыныч (сказочный персонаж). Cловарь В.И.Даля объясняет: Змей Горынич, русский сказочный змей,обитатель горы, пещеры. Горынич – сказочное отчество, придаваемое богатырям, иногда змею или жителям гор, вертепов, пещер. Видимо, Даль связывает Горыныча со словом «гора», а не «гореть». «Толковый словарь русского языка» замечает: змей – сказочное крылатое чудовище с туловищем змеи. Змей Горыныч – народно-поэтическое – крылатое чудовище с туловищем змеи, являющееся воплощением зла и насилия. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова (М., 2010) говорит: змей – в мифологии: чудовище с туловищем змеи. Змей Горыныч. В «Словаре воровского жаргона» змей – 1. Вpедный, самолюбивый. 2. Откpыто доносящий администpации. Змей по кушу – человек, имеющий долю в кpаденом. Напористый змей – бесстpашный. В детективном романе известного писателя Николая Леонова «Мент поганый» молоденькая девушка так описывала свои впечателения от встречи с одним из постояльцев гостиницы: «По словам девушки, она вернулась в номер Юдина, увидела в коридоре высокого худого змея, которого давно забыли похоронить. Так девушка неуважительно охарактеризовала патриарха воровского мира Губского». В России Змей Горыныч отождествлялся с драконом как дьяволом, порождением сил ада. Он олицетворяет силы, противостоящие Святой Руси. Святой Георгий Победоносец – покровитель России, уничтожающий дракона. В русских народных сказках дракон ассоциируется также со змеиным царем, молнией – огненным змеем, зверем-змиякой Перуном, горой, героем богатырем Тугарином Змеевичем и Бурей-богатырем. В молдавском фольклоре есть подобный персонаж – змеу (змей). Змей Горыныч – это огнедышащий дракон из русских народных сказок и былин. Считают, что он не совсем змей. Скорее, крылатый ящер с тремя, шестью или двенадцатью огнедышащими головами. О нем рассказывается в былинах про Добрыню Никитича (Змей Горыныч похитил племянницу киевского князя Забаву Путятишну), в сказках про Ивана-царевича. У Змея Горыныча три головы, шесть, девять или двенадцать, реже пять или семь. Его появление сопровождается страшным шумом, сильной бурей, надвигаются тучи, шумит ветер, море волнами колышет, трясутся избы, а основное оружие этого персонажа – огонь. Огнем пышет, дымом душит. А в некоторых сказках говорится, что у него огненные крылья. Он летает по деревням и пожирает людей. Свистнет – деревья качаются, листва осыпается. Стиснет камень в горсти – мелкий песок посыплется. Он один съедает за раз целого вола и выпивает воловью шкуру воды. Cражается с царевичами, королевичами и крестьянскими сыновьями. Его существование связывают либо с огнем и водой, он летает по небу, либо с рекой, норой, пещерой, а иногда – белокаменными палатами, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна, от одной до трех, а также пленники и потомство – змееныши. Он богат: имеет стада овец, коров, табуны лошадей, иногда – золотой дворец. Умом особым не отличается: его легко обманывает и простой русский солдат, и лисичка-сестричка. Ударившись оземь, превращается в человека либо в неодушевленный предмет: веник, помело, ухват. Если увидит красавицу, то превращается в такого добра молодца, такого красавца, что просто загляденье. Плечи широкие, кудри пышные, брови вразлет, одежда золотом да драгоценными камнями изукрашена... Только глаза змеиными остаются, да язык раздвоенный не меняется, и зубы – длинные и острые... В древнерусской литературе в «Повести о Петре и Февронии», написанной выдающимся писателем и публицистом 16 века Ермолаем Еразмом в конце 40-х годов, рассказывается, что в городе Муроме правил князь по имени Павел. А дьявол вселился в неприязненного змея, летающего к жене князя того на блуд. И являлся он ей в своем естественном облике, а людям, приходящим к князю, являлся князем, сидящим с женой своей. В таковом наваждении протекло немало времени. Жена этого не таила и рассказала обо всем князю, мужу своему. Змей же неприязненный насилие творил над ней... Змей может прилетать к девицам, проникать в избу через трубу и оборачиваться пригожим да статным добрым молодцем, принимать облик красавца писаного – глаз не отвести. Девушки влюбляются и сохнут по нему, так продолжается, пока он девицу до смерти не уморит. Он похищает царевен, но не съедает их, а прячет в своей берлоге, в горе или в золотом дворце, иногда приковывает золотой цепью к дубу на берегу синего моря. Богатырь обычно побеждает Змея Горыныча, освобождает от него царевен, в частности, Елену Прекрасную, женится на ней, а несчастного Змея делает поваром. Правда, тот в ответ обольщает жену богатыря, женщина узнает, где прячется богатырская сила, и богатырь погибает, а неверная жена начинает совместную жизнь со Змеем. Но в конце концов, как обычно, добро побеждает зло, и Змей Горыныч погибает. Змей Горыныч похож на других персонажей сказок и былин: Змея Тугарина, Огненного Змея, Змиулана, Змея и иногда абсолютно тождествен им. Про Змея рассказывают: существует остров, на острове – камень, в камне – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – желток, в желтке – каменёк – это и есть Змеиная смерть; надо только добыть каменек и бросить им в Змея! По поводу наименования Змей Горыныч существует несколько точек зрения: 1. Горыныч – от гореть, то есть он дышит огнем, и всё вокруг загорается от его дыхания. 2. Горыныч – от гора, считается, что он жил в подгорных пещерах. 3. Он обитает ввысших, «горних» сферах. 4. Это был молодой военачальник, завоевавший местечко между реками Припятью и Горынью. С. Варган пишет:«Змея прозвали Горынычем потому, что во всех сказках он непременно плюется огнем. Вот такой огнедышащий. Между прочим, вовсе не такая уж невероятная и фантастическая история. Природа знает подобные феномены. Жук-бомбардир выстреливает горючую жидкость, спасаясь от врагов. Причем состав этой жидкости близок к современному ракетному топливу, но создается не в лаборатории, а прямо в теле жука. Любопытно, что в ископаемых черепах некоторых видов динозавров обнаружены полости, подобные используемым жуком-бомбардиром для выработки химического оружия. То есть можно предположить, что эти динозавры обладали аналогичными свойствами. Попросту говоря, могли быть огнедышащими. Теперь добавим к этому маленький факт: в фольклоре практически всех народов присутствуют драконы. Конечно, можно говорить, что для сказок нет границ, и история, рассказанная на одном конце земного шара, постепенно перекочевала на другой. Но это представляется натяжкой. Гораздо проще поверить в то, что не все динозавры вымерли к моменту начала человеческой цивилизации. Могли сохраниться и «огнедышащие» разновидности. Или водоплавающие (как Кецалькоатль или библейский Левиафан, который, кстати, кроме того, что был водоплавающим, еще и благополучно изрыгал пламя: «…из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя» (Иов, 40). Ну а так как Красной Книги в те времена не существовало, а поголовье динозавров было невелико, их благополучно уничтожили, как уничтожили многие другие виды животных. Так что возможно, что Змей Горыныч – это отголосок встречи с огнедышащим динозавром. Отнюдь не сказочным персонажем, а вполне реальным животным». Это очень интересная версия, но, к сожалению, многоголовых динозавров, по утверждению автора этой же статьи, археологи не обнаружили. Исследователи утверждают, что драконы-змеи никогда, в отличие от других народов, не были у русичей предметом культа или почитания. Это объясняется тем, что Русь была чужда змеепоклонству: пресмыкающееся, рожденное ползать, не соответствовало народному русскому духу, и дракон, змей, пусть даже летающий, в глазах русского человека оставался низким пресмыкающимся. В сказках и мифах других народов дракону поклонялись. А русский богатырь выходил на бой. И пусть по рождению он был и простым мужиком, как Никита Кожемяка, но сила его богатырская побеждала обидчиков жен и детей русских, громила всех, кто требовал дань с русичей. Змей Горыныч в народном сознании ассоциировался с грозовыми тучами, заслонявшими от людей светлое небо и ясное солнышко – источник жизни. И воплотился позднее, как совершенно очевидно, змей в молнию (молонью). Еще позднее Змея Горыныча связали и с метеорами, рассыпающимися искрами. В сказе про Добрыню Никитича так описывается появление Змея: Ветра нет – тучу нанесло, Тучи нет – а только дождь дождит, Дождя нет– искры сыплются: Гром гремит, да свищет молонья! Летит Змеище-Горынчище, О двенадцати змея хоботах... Продолжение следует. Наталья Дяловская
|
|
| |