Дяловская | Дата: Среда, 19.08.2015, 09:47 | Сообщение # 1 |
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 96
Статус: Оффлайн
| Чудесные предметы К чудесным предметам относятся те, которые, помимо своей основной функции, выполняют и дополнительные, волшебные. Сапоги-скороходы. Они появляются в сказках «Вещий сон» и пр. Это вещь Бабы-яги. С их помощью герои покрывают большие расстояния за минимальное время, что способствует их проникновению в секреты других персонажей. Словарь В.В. и Л.Е. Лопатиных «Слитно, раздельно или через дефис?» рекомендует написание сапоги-скороходы(через дефис и оба слова со строчной буквы). В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» в музее НИИЧАВО хранятся «Сапоги-скороходы гравигенные, действующая модель» (очень большие резиновые сапоги)... Меч-кладенец, меч-самосек. Это оружие появляется в сказках «Буря-богатырь Иван коровий сын», «Иван-царевич и Белый Полянин» и др. Принадлежит Бабе-яге. С его помощью главный герой побеждает в битвах с недругами, со Змеем, с чужеземным войском. Словарь В.В. и Л.Е. Лопатиных «Слитно, раздельно или через дефис?» рекомендует написание меч-кладенец (через дефис и оба слова со строчной буквы). Скатерть-самобранка.Написание каждого компонента со строчной буквы и через дефис рекомендуют «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2009) и словарь В.В. и Л.Е. Лопатиных «Слитно, раздельно или через дефис?». Скатерть действует, помогая главному герою, в волшебных сказках «Королевич и его дядька», «Иван-царевич и Марфа-царевна», «Конь, скатерть и рожок» и др. Принадлежит Бабе-яге. Историко-этимологическийсловарь «Русская фразеология» указывает: Скатерть-самобранка. Народно-поэтическое. О волшебной скатерти, покрывается, убирается кушаньями и приборами сама по себе. Скатерть-самобранка, или самобранная скатерть, – старинный образ русских сказок, волшебный предмет с необычными свойствами. Если расстелить ее и произнести заклинание, то на ней чудесным образом появляются сами собой кушанья и напитки. Накормив хозяина, скатерть затем по приказанию сама убирается и складывается. Слово самобранка появилось в результате стяжения в одно слово выражения самобранная скатерть; в основе его выделяются части сам (сама) и браный (бран) – от глагола брать. В выражении самобранная скатерть слово браный имеет значение «собранный, приготовленный». Скатерть-самобранка очень интересно представлена в фильме «Чародеи», но это не просто волшебный предмет, это волшебный предмет в сфере услуг. И она хамит посетителям, бухает на свою грязную сторону сковородки с яичницей... А при виде начальства оборачивается разноцветной стороной и сервирует стол нарядной посудой и вкусными яствами к вечернему чаю. Печь. На ней разъезжает Емеля в сказке «По щучьему велению». В некоторых современных фильмах-сказках она также используется как средство передвижения. Ступа с помелом. Это средство передвижения Бабы-яги. Особенно хороша ступа в фильме-сказке «Морозко». Сани тоже могут быть сказочным средством передвижения. Но они хороши только зимой. Волшебное зеркало. Оно появляется в русских народных сказках «Волшебное зеркальце», «Королевич и его дядька», пушкинской «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», в сказке братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и др. Обладательнице волшебного зеркала стоило лишь обратиться к нему с вопросом: «Свет мой зеркальце! Скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» (так спрашивала мачеха в пушкинском варианте сказки) – и зеркальце тотчас отвечало ей: «Ты, конечно, спору нет, Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее». Или: «Ты прекрасна, спору нет, Но царевна всех милее, Всех румяней и белее». Или: «Ты прекрасна, спору нет, Но живет без всякой славы, Средь зелёныя дубравы, У семи богатырей Та, что всё ж тебя милей». И далее царица могла предпринимать различные меры, вплоть до физического уничтожения соперницы. В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» тоже есть волшебное зеркало. Оно не разговаривает с главным героем, не обсуждает особенности его внешнего облика, а цитирует старинные научные труды на разных языках. В этом зеркале отражается комната, мебель в ней, но не главный герой. Волшебное зеркало – персонаж книги «Королевство Кривых Зеркал» Виталия Губарева и фильма «Королевство Кривых Зеркал» (1963, режиссер Александр Роу). Соответственно, волшебное зеркало появляется в фильме-сказке «Чародеи» (с ним советуется Шемаханская). Подойду я к зеркалу (музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербенева) Тень ночная смутная дремлет на полу. Подойду я к мудрому древнему стеклу. Словно в небо светлое дивной высоты, Загляжусь я в зеркало, и возникнешь ты. Припев: Стекло меж нами, как лунный свет, Но этой грани прочнее нет. Так даль за нею светлым светла. Смотрю, не смею отойти от стекла. Вот опять, похожие, мы с тобой стоим. Взгляд мой настороженный встретился с твоим. Даль в глазах безмерная, звезд огни горят, И опять я первая опускаю взгляд. Припев. Темнота звенящая в рамке темноты. Кто здесь настоящая, может, это ты? За лесами, реками, может, есть земля, Где ты смотришь в зеркало, чтоб возникла я. Припев. Есть оно в сказке «Книга мастеров» (с ним говорит Каменная княжна, а в роли зеркальца – Валентин Гафт), в мультфильме «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1951, режиссер И. Иванов-Вано), в мультфильме «Белоснежка и семь гномов» (1937, режиссер Дэвид Хэндс, компания Уолта Диснея). Гусли-самогуды. Они сами играют, и под их музыку все пляшут, век бы слушал – не наслушался. Ими владеет Кощей или Баба-яга. Они появляются в сказках «Звериное молоко» и др. Их использует для того, чтобы заставить плясать Водокрута Тринадцатого и его свиту и этим задержать погоню, отставной солдат в фильме «Марья-искусница». Чудесная дудочка. Она обладает интересным волшебным свойством: стоит в нее дунуть, как появляются хромой да кривой и исполняют все желания главного героя. Это происходит, например, в сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое». А в сказке «Королевич и его дядька», если дунешь в дудочку, появляются музыканты и песельники. Шапка-невидимка. Словарь В.В. и Л.Е. Лопатиных «Слитно, раздельно или через дефис?» рекомендует написание шапка-невидимка (через дефис и оба слова со строчной буквы). Ее используют в народных сказках «Вещий сон», «Ночные пляски» и пр. Иван при помощи шапки-невидимки пробирается во дворец к Елене Прекрасной и, пользуясь невидимостью, делает такой же башмачок, как у красавицы, селезня с бриллиантовым хохолком в пару уточке с золотыми и серебряными перышками, вырывает у деда пучки золотых и серебряных волос из бороды и с головы в соответствии с тремя волосинками, показанными Еленой. В поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» девушка пользуется шапкой, чтобы скрыться с глаз Черномора; очень ярко эта сцена дана в художественном фильме «Руслан и Людмила» (1972, режиссер Александр Птушко), где роль Людмилы сыграла Наталья Петрова. Есть и мультфильм «Руслан и Людмила» (2006, режиссер Юрий Кулаков). В фильме-сказке «Чародеи» шапку-невидимку, по словам Сатанеева, «до сих пор найти не могут». Шарик или клубок. Он помогает найти дорогу главному герою в сказках «Три царства – медное, серебряное и золотое», «Сказка о молодце-удальце и живой воде». Сума, из которой выскакивают два здоровенных молодца и начинают лупить либо самого главного героя, либо его обидчиков. Эту же роль – наказания обидчиков – выполняет рожокв сказке «Конь, скатерть и рожок». Но есть и другая функция сумы – двое из сумы исполняют все желания владельца в сказке «Двое из сумы» и др. Куколка. Это главная помощница и утешительница героини русской народной волшебной сказки «Василиса Прекрасная». Мать, уходя в мир иной, подарила дочери эту куколку вместе со своим родительским благословением и сказала, что в горе, в тяжелую минуту нужно дать куколке покушать и спросить у нее совета. Куколка покушает и посоветует, как быть. В продолжении сказки «куколка покушает да потом дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису: та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Куколка еще укажет Василисе и травку от загару. Хорошо было жить ей с куколкой». Куколка даже показывала ей безопасную дорогу в лесу, чтобы Василиса случайно не попала к Бабе-яге. Но злая мачеха послала ее за огнем прямо к Бабе-яге. Куколка и там делала за Василису всю работу. И в конечном счете, она сыграла свою положительную роль в том, что Баба-яга выгнала Василису прочь, дав ей огонь для мачехи в черепе. Волшебное кольцо, подаренное царем подземельной стороны, живущем в тридевятом царстве, тридесятом государстве (у него еще дочь умеет змеею оборачиваться), из которого выходят двенадцать молодцев и исполняют желание главного героя: за одни сутки строят богатейший дворец с хрустальным мостом, по обеим сторонам которого растут деревья с золотыми и серебряными яблоками, а на них поют на разные голоса разноцветные птицы, сооружают пятиглавый собор, где можно венец принять да свадьбу справить; одевают главного героя в боярский кафтан, готовят для него расписную коляску да шестерку лошадей; с другой стороны, при перемене хозяина кольца они с тем же пылом и страстью исполняют желания нового владельца (владелицы). Оно представлено в русской сказке «Волшебное кольцо». Ковер-самолет. Он появляется в сказках «Царевна-лягушка», «Вещий сон» и др. Это вещь Бабы-яги. «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2009) и словарь В.В. и Л.Е. Лопатиных «Слитно, раздельно или через дефис?» рекомендуют написание со строчной буквы и через дефис: ковер-самолет. Историко-этимологическийсловарь «Русская фразеология» объясняет: Ковёр-самолет. Фольклорное. О сказочном ковре, на котором герой быстро перелетает в дальние края. Выражение из русских сказок, где герой, получивший от волшебника ковер-самолет, может перенестись по воздуху в любое место. Перенестись куда-то словно (как, будто) на ковре-самолете. О быстром, незаметном и желанном перемещении кого-либо куда-либо. Выражение образовано на основе фольклорного оборота ковер-самолет. При помощи ковра-самолета путешествуют герои детского фильма-сказки «Старик Хоттабыч» (1956, режиссер Геннадий Казанский) по одноименной повести Лазаря Лагина, на нем же улетают из неволи герои фильма-сказки «После дождичка в четверг» (1985, режиссер Михаил Юзовский). В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» в музее НИИЧАВО хранится «ковер-самолет гравизащитный. Действующая модель» (ковер примерно полтора на полтора с черкесом, обнимающим младую черкешенку на фоне соплеменных гор)... Гребёнка – если ее кинуть за спину, когда тебя преследуют – вырастут на пути преследователя леса дремучие. Это происходит в сказках «Ведьма и Солнцева сестра», «Баба-яга» и др. Полотенце – если его бросить за спину или махнуть им – позади разольется многоводная река или поднимется мост. Об этом мы читаем в сказках «Баба-яга», «Елена Премудрая» и др. Щётка. Если ее при погоне бросить за спину, вырастут высокие горы. В сказках «Ведьма и Солнцева сестра» и др. Платок. Если им махнуть, сам собой поднимется мост над огненной рекой или появится озеро. В сказках «Марья Моревна», «Ведьма и Солнцева сестра» и др. Летучий корабль – с его помощью можно летать по небу. В сказке «Летучий корабль». Есть и мультфильм с тем же названием (1979, режиссер Гарри Бардин). Серебряная труба – трудно сказать, насколько велики в ней волшебные силы. Но, если в нее затрубить, слетится стая птиц. Сказка «Иван-царевич и Белый Полянин» и др. Волшебная палочка – это небольшая палочка из металла, дерева или другого материала, обладающая волшебными свойствами, размером около 50 см (то, что больше – жезл), появляется не в русских народных сказках. Ей пользуется фея – крестная мать Золушки» в сказке Шарля Перро «Золушка», Гарри Поттер и его соученики и преподаватели, а также все без исключения волшебники в книгах Дж. Ролинг о Гарри Поттере. Волшебная палочка под названием умклайдет появляется в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Волшебную палочку создает НУИНУ под руководством доктора наук Киры Анатольевны Шемаханской в фильме «Чародеи», правда, эта ВП в форме обычного непритязательного карандаша действует только в сфере услуг. Волшебная книга – в нее смотрит обычно женщина – Елена Премудрая, жена Федота-стрельца или жена трактирщика. В книге этой есть ответы на все вопросы, в ней видно, кто и где сейчас находится. Появляется она в сказках «Елена Премудрая», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Заколдованная королевна» и др. Иногда волшебную книгу открываешь – и выскакивают два молодца или два великана и исполняют все желания. Живая и мертвая вода. Если мертвого Ивана-царевича, даже разрубленного на куски, окропить мёртвой водой, тело срастется. Окропить живой водой – царевич оживёт. По преданию, живая вода текла из родников, слово родник, возможно, восходит к Роду. А мертвая вода была из болота или из моря. Слово море общеславянское индоевропейского характера, возможно, морская вода, которую нельзя пить – уморит, восходит к мор – уморить, умереть, смерть. Живая и мертвая вода встречаются в «Сказке о молодце-удальце и живой воде» и др. Аналогичное действие происходит в поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина и, соответственно, в кинофильме «Руслан и Людмила» по мотивам пушкинской поэмы. ]УДарьи Донцовой есть иронический детектив «Живая вода мертвой царевны». Наталья Дяловская
|
|
| |