Понедельник, 23.12.2024, 17:19
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Леонардл, litcetera, Дяловская  
Фольклор. Кощей (Кащей) Бессмертный
litceteraДата: Суббота, 18.02.2012, 15:55 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1363
Статус: Оффлайн
Этот персонаж не вызывает у читателей русских волшебных сказок особой симпатии. Он действует в сказках «Марья Моревна», «Царевна-лягушка», «Иван Соснович», «Кощей Бессмертный», «Кощей-богатырь (Богатырь-пленник)», «Иван-богатырь и Кощей Бессмертный», «Сказка про Кощея-богатыря», «Иван-богатырь и Синеглазка», «Царевна-Змея» и других.



По поводу происхождения этого слова существует несколько точек зрения:

1. «Этимологический словарь» объясняет происхождение слова кощей от кость с помощью суффикса –ей (как в слове богатей). Здесь СТ чередуется с Щ по типу весть – вещий. Само слово кость имеет соответствие в латинском языке: costa – ребро. Макс Фасмер связывает слово кощей как имя и как наименование худого человека со словом кость. В народном сознании имя Кощея также ассоциируется со словом кость – отсюда истоки представлений о его крайней худобе, которая сочетается со злобой и жадностью.

2. В древнерусском языке имелось существительное кощей в значении раб, пленник, которое было заимствовано из тюркских языков и по происхождению ничего общего с «бессмертным Кощеем» не имеет.

Первоначальное значение – худой, тощий.

3. В "Слове о полку Игореве" слово кощей употребляется как в значении раба, так и в значении человека низкого, коварного, презренного; так, половецкий хан Кончак называется поганым кощеем. Это слово, возможно, от тюркского košči – невольник, которое образовано от koš – лагерь, стоянка (в древнерусском кошь – стан, обоз; в украинском языке кіш – стан, поселение, а кошевой – старшина, начальник коша, а соответственно, и хранитель общей казны коша (отсюда и рассказы о богатстве Кощея). В белорусском языке кашеваць означало раскинуть стан.

4. А.И. Соболевский предлагал славянскую этимологию – от костить – бранить. Сейчас мы употребляем однокоренной с этим словом глагол – костерить. Исследователи объединяют слово кощей со словом кощун (насмешник, ругатель), отсюда кощунство, кощунствовать.

Академик В.В. Виноградов указывал, что в славянских языках и диалектах костить – не только хулить, поносить, но и портить, наносить вред: пакость – причиненный кому-либо умышленный вред. Связь с этим древним корнем высвечивает внутреннюю суть Кощея – он костит – делает пакости положительным героям сказки, утверждает В.М. Мокиенко. Последняя точка зрения кажется нам более верной, потому что обычно в русских сказках герои носят «говорящие» имена, а кость говорит только о внешнем виде, не раскрывая внутреннюю суть персонажа.

«Толковый словарь» объясняет:

Кащей, Кощей.
1. (с прописной буквы). В восточнославянской мифологии: богатый злой чародей, способный к различным перевоплощениям, скрывающий тайну своего бессмертия.
2. Шутливое. О тощем высоком человеке. 3. Разговорное. О скупом человеке, скряге.
В словаре С.И. Ожегова (М., 2010) Кощей –
1. В русских народных сказках: мифическое существо в образе старика, обладателя сокровищ и тайны долговечности.
2. Переносное. О тощем и высоком человеке, чаще старике, а также о скряге (разговорное).
«Орфографический словарь» рекомендует написание Кащей Бессмертный в качестве сказочного персонажа или названия оперы Н.А. Римского-Корсакова. В других случаях пишется кощей (с маленькой буквы и с буквой О) – о худом человеке.

Словарь Д.Э. Розенталя «Прописная или строчная?» и словарь В.В. и Л.Е. Лопатиных «Слитно, раздельно или через дефис?» рекомендуют написание Кощей Бессмертный.

Словарь В.В. Лопатина, И.В. Нечаевой, Л.К. Чельцовой «Прописная или строчная?» (М., 2011) рекомендует следующие написания: Кощей (сказочный персонаж), кощей (тощий старик; скряга), Кощей Бессмертный.
«Словарь русского арго» дает слово Кощеевна – некрасивая, злая женщина. Происхождение этого наименования также идет от Кощея Бессмертного.

Словарь «Русская фразеология» так объясняет это выражение:

Кощей (Кащей) Бессмертный. Неодобрительное.
1. О злом, жадном, скупом человеке.
2. О крайне худом человеке. Это выражение собственно русское, известно во всех восточнославянских языках: русском, украинском и белорусском. Это персонаж восточнославянских сказок, он очень худой, костлявый старик, богатства его огромны, но скупость и алчность бессмертны.
Скуп как Кощей. Неодобрительное. Об очень алчном, скаредно-скупом человеке. Сравнение произведено от оборота Кощей Бессмертный.

Он играет ту же роль хранителя сокровищ и похитителя прекрасных девушек, что и Змей Горыныч, и в сказках они нередко в этой функции заменяют друг друга, будучи одинаково враждебными сказочным добрым молодцам и их будущим невестам. Кощей обладает сверхъестественной силой и бессмертием, ибо смерть его – во множестве животных и предметов, построенных по принципу матрешки: «В море стоит остров, на острове растет дуб, под дубом закопан сундук, в сундуке – заяц, в зайце – утка, а в этой утке – яйцо. В том яйце и спрятана смерть Кощеева». Иногда в яйце заключена игла, а смерть Кощея находится на кончике этой самой иглы.

Обычно в сказке Кощей уносит красавицу-девицу в свой дворец. Она становится узницей в башне или в подземелье. Хитростью и лаской девица выпытывает у Кощея, где спрятана его смерть, сообщает эти секретные сведения своему возлюбленному, и тот находит Кощееву погибель. Кощей умирает.

Некоторые исследователи в своих работах приводят слова этнографа Л.В. Лошевского, который видел в этом имени целый комплекс мифических символов: «Роль похитителей или пленителей солнца в наших сказках, – указывал он, – играют тучи, олицетворенные в виде Кащея; как тучи затемняют солнце и таким образом как бы похищают его, так Кащей уносит в свои владения красную девицу – солнце и разлучает ее с возлюбленным – землей, с которым она вступила в плодотворный союз. Основываясь уже и на том, что самое имя Кащей должно происходить от слова кость, откуда производится глагол косте-неть, т.е. замерзать, сделать твердым, как кость..., следует принять, что Кащей – похититель красной девицы-солнца олицетворяет собой зимние тучи, которые в это время года, как бы окованные холодом, не дают дождей и заслоняют собой солнце, вследствие чего цепенеет и самая земля в тоске от разлуки со своей возлюбленной...»

29 февраля, один раз в четыре года, – чествование у славян Черного змея, или Чернобога, известного в русских народных сказках под именем Кощея Бессмертного. В этот день принято отмечать что-то вроде именин этого ужасного обожествленного существа, повелителя царства зла и беспросветной тьмы и его обитателей.
В берестяных грамотах 12-го века из Новгорода и Торжка Кощей встречается в качестве личного имени.

На происхождение Кощея Бессмертного существует несколько точек зрения:
1. Кощея Бессмертного считали властелином подземного царства.
2. Он был демоном зимней стужи, т.е. предшественником Деда Мороза.
3. В последние годы высказывается мнение о внеземном происхождении Кощея, так как он напоминает биоробота своими железными доспехами, замок его подобен космическому кораблю, а его меч-самосек похож на лазерное оружие.
4. Прототип Кощея - половецкий хан Кончак. Половцы – степной кочевой народ, а славяне – оседлый. Они иногда воевали друг с другом, но чаще всего взаимовыгодно торговали. В народной памяти лучше сохранились воспоминания о вражде с ними – и появился образ царя Кощея.

Утверждается, что он бездетен. Но в сказке про Царевну-лягушку он превратил свою дочь в это земноводное. В одной из сказок он едет к своему брату Кошу – значит, имеет кровных родственников: дочь и брата.

Кощей связан со стихией воды, которая наделяет злодея необычайной силой. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном Царевичем, Кощей с легкостью разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны. Может, он потому девицу в лягушку превратил, что она ближе к воде, чем, например, мышка или зайчик? А почему тогда не в рыбку?

Он должен выпивать несколько ведер воды в день. Вода же, считают исследователи, – символ добра и жизни. Значит, Кощей питается добром, и именно оно придает ему силы творить зло.

Кощей живет во дворце, высеченном из «карбункула-камня» (карбункул – это драгоценный камень, красный гранат. – Н.Д.), в подземном царстве или, по другим источникам, в мрачном неприступном замке, стоящем на вершине высокой гранитной скалы, или на краю света.

Он старик, но крепкий и жилистый, ездит на коне и свободно держится в седле, ходит каждый день на войну, как на работу. Умеет летать. Правда, неизвестно, сам по себе или с помощью какого-либо летательного аппарата (Баба Яга, например, летает с помощью ступы). Он силен и ловок: три дня пасет волшебных кобылиц у Бабы Яги и ни одной не теряет. Обладает замечательным обонянием: русский дух Ивана Царевича чувствует даже спустя какое-то время.

Кощей является весьма могущественным чародеем, так, в сказке «Иван Соснович» он превращает в камень целое царство, в сказке «Елена Прекрасная» – Ивана Царевича в орех, в сказке «Царевна-змея» – царевну в змею, в сказке «Царевна-лягушка» – царевну в лягушку, а сам любит принимать облик ворона.

Исследователи (М. Локсина) считают, что «Кощей, олицетворяющий Зиму, Холод, Смерть, крадет в лице молодых девушек Любовь и Красоту, чтобы Весна не пришла, чтобы установилась вечная мерзлота и мрак. Но находится добрый молодец – Иван Царевич, символ солнечного света и теплого весеннего грома с дождем. С помощью сил природы (волшебных зверей) он побеждает смерть, и Весна приходит на землю».

Кощей хитёр, в одной из сказок он несколько раз обманывает Ивана и его невесту, называя неправильные места своей смерти: веник, дубовый тын.

Он богат, но, кроме злата-серебра, обладает гуслями-самогудами, которые так искусно играют, что всякий невольно заслушивается их до смерти. Может быть, их гудение напоминает звук, который приносят с собой суровые осенние ветра, погружающие в долгий зимний сон и оцепенение всю окружающую природу? В славянской мифологии его образ связан с зимним замиранием природы. Зима, в представлении наших предков, – это маленькая временная смерть. Зимой весь мир засыпает мертвым сном, покрытый белым снежным саваном. В это время власть над миром принадлежит Кощею Бессмертному. Он владеет бесценным сокровищем – солнечными лучами.
Кощея считают иссушителем дождевой влаги, представителем темных грозовых туч, скованных стужей. Зимой тучи окаменевают и не проливаются благодатными плодоносными дождями, а земля не может больше рождать жизнь.
"Костлявость" Кощея подчеркивается в русской классической волшебной сказке. Кто вообще может окостеневать? Умерший человек. Следовательно, Кощей – представитель мира потустороннего, "темного царства", мира мертвых. По идее, правильно, Кощей – оживший скелет со сверкающими глазами-изумрудами. Одежда его – плащ.
Отсутствие жизни предполагает и отсутствие смеха как составного элемента жизни. Поэтому Кащей не умеет улыбаться. В царстве мертвых улыбаться не могут, и это не принято.

По поводу его смерти тоже есть несколько точек зрения:
1. Иван Царевич раздавил яйцо, которое было в утке.
2. Иван Царевич разломал иглу, которая была в яйце.
3. Конь Ивана Царевича ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич добил Кощея палицей.
4. Кощей Бессмертный вернулся домой, обнаружил, что сбежала Марья Моревна, и ринулся в погоню. Гнался, гнался за Иваном, да и задохнулся в полете. Упал в волны синего моря и утонул. Может, плавать не умеет, может, обессилел...

Кстати, согласно восточнославянским верованиям, в полночь на 1 марта нужно раздавить в руке сырое куриное яйцо, чтобы долголетию Бессмертного всё-таки пришел конец.

В фильме-сказке «Новогодние приключения Маши и Вити» устами Снегурочки дается следующая характеристика Кащея (слова Владимира Лугового, музыка Геннадия Гладкова):

В своем царстве Кащей
Все живое и светлое губит.
Он жестокий, он жадный и
Очень не любит детей.

Он узнал, что у них Новый год
Без меня не наступит,
И украл, и в подвале своем
Меня запер Кащей.

Кинорежиссер Александр Роу снял фильм-сказку «Кощей Бессмертный» на Алтае в 1944 году. Роль Кощея Бессмертного исполнил Георгий Милляр. Милляр во время эвакуации в Душанбе заразился малярией и превратился практически в "живой скелет". "Весил 45 кг с ботинками", - шутил над собой актер. Он же сыграл Кощея (это Кощей, который хотел жениться на дочери Бабы Яги, и невеста ласково называла его Кошей) в фильме Александра Роу «Огонь, вода и... медные трубы» (1968).

Режиссеры Игорь Усов и Геннадий Казанский в 1975 году сняли фильм «Новогодние приключения Маши и Вити», где роль несчастного и глупого Кощея, мающегося зубной болью, при полном отсутствии зубных врачей, исполнил Николай Боярский (кстати, дядя актера Михаила Боярского).

Режиссер Михаил Юзовский создал детский фильм-сказку «Там, на неведомых дорожках...» (1982), где Кощея сыграл Александр Филиппенко.

Режиссер Борис Рыцарев снял фильм-сказку «Веселое волшебство» (1969), приключенческую сказку о современной Бабе Яге, Кощее Бессмертном и Василисе Прекрасной, в котором роль маразматика-Кощея чудесно исполнил Федор Никитин.

А в 1986 году этот же режиссер снял фильм-сказку «На златом крыльце сидели...», где роль Кощея, летающего на металлической конструкции по имени Змей Горыныч, сыграл Виктор Сергачев.

В фильме «Лиловый шар» (1987, режиссер Павел Арсенов) о приключениях Алисы в Эпохе Легенд роль Кощея исполнил Игорь Ясулович (у него на живом лице костяная челюсть, а на ноге – кости).

В современном фильме-сказке «За тридевять земель» (2003, режиссер Юрий Попович) господина Кощеева (Кощея), спонсора школы для одаренных детей, сыграл Валентин Никулин.

Кощея сыграли также Гоша Куценко в «Книге мастеров» (2009, режиссер Вадим Соколовский), Нодар Мгалоблишвили – под именем директора цирка Константина Бессмертных - в «Чудесах в Решетове» (2004, режиссер Михаил Левитин) и Леонид Ярмольник – в образе олигарха Бориса Кащеева – в «Самой реальной сказке» (2009, режиссер Андрей Мармонтов). Вообще практически этот персонаж появлялся в большинстве фильмов-волшебных сказок.
В кинофильмах на роль Кощея обычно подбирали очень худых актеров. Традиционно на черном трико рисовали белой краской кости. (Кстати, так же делаются маскарадные костюмы для детей: на черном трико белой или серебряной краской рисуется скелет, подбираются корона и плащ). Исключение составляет Кощей в исполнении Олега Табакова в фильме Михаила Юзовского «После дождичка в четверг» (1985), его персонаж довольно упитан, но, тем не менее, по традиции, чрезвычайно скуп, хитер, склонен к демагогии и очень алчен.
В ранних фильмах Кощей представляет могущественную и грозную силу, фашизм, с которым ведет противоборство Советское государство ("Кощей Бессмертный"). В поздних лентах он смешон, жалок и коленопреклоненно вымаливает пощаду у главного героя ("Огонь, вода и... медные трубы").

С 1242 года, с нашествия тевтонских рыцарей и Ледового побоища, Кощея на Руси представляли в чужеземных металлических латах. В фильмах и спектаклях такая бутафория обычна.

В мультипликации образ Кощея воплощен в фильмах «Царевна-лягушка», «Сказка сказывается», «Ивашка из Дворца пионеров», «Баба Яга против!», «А в этой сказке было так…», «Два богатыря», «Фантазёры из деревни Угоры» и др.

Смешно: в одной из серий «Ментов-10» («Улицы разбитых фонарей») в серии «Кощей Смертный» лысый человек по фамилии Бессмертный получил прозвище Кощей.

В Интернете нашла сведения, что Кощей Бессмертный по-украински – Чахлик невмирущiй. Забавно звучит для русского уха. А в общем-то, понятно: чахлый («над златом чахнет») и неумирающий.

У чехов и словаков – Костей Несмртелны. В польском языке его именуют Костец (тоже от слова кость).
По-немецки он, согласно «Русско-немецкому словарю», ein abgezehrter, langlebiger, reicher und geiziger Greis.

По-английски Кощей Бессмертный – Koschei (the deathless).

В наши дни город Суздаль знаменит еще и тем, что в нем стоит памятник Кощею. В Старице (Тверская область) открывается туристический маршрут с посещением пещеры Кощея Бессмертного, а сам город с лета 2006 года называет себя родиной Кощея. Считается, что это была вполне реально существовавшая историческая личность.
Русские народные сказки – отражение реальных исторических событий. Кощей, он же Вострогот, он же Германарих, – это король восточных готов, который совершал опустошительные походы на наших предков. Он был убит в 375 году нашей эры на 110-м году жизни. Так что для нескольких поколений славян он действительно казался бессмертным.

Андрей Усачев написал забавное стихотворение об этом персонаже.

Кощей Бессмертный

Почему Кощей Бессмертный
Прожил десять тысяч лет?
Потому что был бездетный.
И детей не любит... Нет.

Эти дочки и сыночки –
Хуже нету заморочки:
То корми их, то играй...
Хоть ложись и помирай!

Почему Кощей Бессмертный
Просто сказочно богат?
Потому что он бездетный
И к тому же – не женат.

Эти дочки и сыночки
Деньги вытащат из бочки:
То конфеты, то наряд –
Вмиг папашу разорят!

Эти дочки и сыночки
С сундука сорвут замочки:
Доберутся до яйца –
Чик иглу... И нет отца!

Довести способны дети
И Бессмертного до смерти.

Почему Кощей Бессмертный –
Всемогущий властелин?
Сундучок его заветный
Не найдут ни дочь, ни сын.

В сказке «Новогодние приключения Маши и Вити» Кощей поет.

Песня Кащея (музыка Геннадия Гладкова, слова Владимира Лугового).

Почему твой век недолог,
Уважаемый биолог?
Да, такой профессор кислых щей.
Бьются люди три столетья
Над секретом долголетья.
А его давно открыл Кащей.

Я хитер, я зол и жаден,
Груб, жесток и беспощаден.
Хладнокровно действую мечом.
Незнакомо мне волненье,
Сдал я сердце на храненье.
И не сожалею ни о чем.

Утром сохну я над златом,
Днем слоняюсь по палатам,
Скучно пока жизнь моя течет.
Я бессмертен, то есть вечен,
Потому что бессердечен,
Или, может быть, наоборот.

У Юлия Кима тоже есть стихотворение, посвященное этому сказочному герою.

Кощей Бессмертный

Сколько б люди ни болтали,
Знаю я, как дважды два:
Честь да совесть и так дале –
Это все одни слова.

У кого деньга да сила –
Тому и честь.
Может, это некрасиво,
Но это есть.

Дайте мне красу-девицу!
Дайте царскую казну!
Дайте рыбку! Дайте птицу!
Не дадите – сам возьму!

И не жадный, и не злой я,
А вот такой:
Как увижу что чужое,
Так сам не свой!

Брага пенится,
Ножик точится!
Уж я сколько пировал,
А все хочется!

Иван Рассадников написал о Кощее по-иному.

Иван – Кощею

Отец Кощей, держи свою иглу.
Живи. Не бойся. Смейся вольной воле.
Мой галеон разбился о скалу.
Мой аэробус рухнул в чисто поле.

Не обретут моих уже мощей.
Не залучит их цинковая сфера…
Отныне ты бессмертен, брат Кощей.
Носи по праву титул Агасфера.

Есть опера Николая Андреевича Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный».

Группа «Сектор Газа» выпустила в 1996 году альбом «Кощей Бессмертный» в стиле рок.

У Василия Андреевича Жуковского есть «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». По мотивам этой сказки был снят фильм «Варвара-краса, длинная коса» в 1969 году.

Современный Кощей в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» выглядит так: «Около Кощея Бессмертного я задержался. Великий негодяй обитал в комфортабельной отдельной клетке с коврами, кондиционированием и стеллажами для книг. По стенам клетки были развешаны портреты Чингисхана, Гиммлера, Екатерины Медичи, одного из Борджиа и то ли Голдуотера, то ли Маккартни. Сам Кощей в отливающем халате стоял, скрестив ноги, перед огромным пюпитром и читал офсетную копию «Молота ведьм». При этом он делал длинными пальцами неприятные движения: не то что-то завинчивал, не то что-то вонзал, не то что-то сдирал. Содержался он в бесконечном предварительном заключении, пока велось бесконечное следствие по делу о бесконечных его преступлениях. В институте им очень дорожили, так как попутно он использовался для некоторых уникальных экспериментов и как переводчик при общении со Змеем Горынычем».

Одна из лучших иллюстраций этого образа – картина русского художника Ивана Яковлевича Билибина «Кащей Бессмертный». Есть изображение этого сказочного героя и у Виктора Михайловича Васнецова.

Наталья Дяловская
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: