Первое письменное упоминание о Бабе Яге относится к 1591 году в книге английского дипломата Джильса Флетчера, посетившего Россию, пишет Геннадий Фролов.
Яга, Яга-баба, ягая баба, ягабиха, ягабова, ягая, ягинишна, ягиха, ягишна – так называют Бабу Ягу, говорит нам энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Еще ее называют Яга Ягишна, Яга Виевна, Яга Змиевна (получается, что прародители Вий или Змий? Или это тотемное, родовое имя?).
Она героиня русских народных волшебных сказок «Баба Яга», «Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди», «Марья Моревна», «Звериное молоко» и пр.
«Орфографический словарь», «Словарь-справочник. Русский язык» (М., 2001), «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2009) дают написание баба-яга.
Словарь В.В. Лопатина и Л.Е. Лопатиной «Слитно, раздельно или через дефис?» – Баба-яга, баба-ёжка.
Словарь Д.Э. Розенталя «Прописная или строчная?» разграничивает: Баба Яга (сказочный персонаж), баба-яга (безобразная, злая старуха).
Словарь В.В. Лопатина, И.В. Нечаевой, Л.К. Чельцовой «Прописная или строчная?» рекомендует написание Баба-яга (сказочный персонаж), баба-яга (безобразная злая старуха).
«Толковый словарь» поясняет: Баба-Яга (с прописной буквы): в народных сказках – безобразная старуха-колдунья, передвигающаяся в ступе и заметающая след помелом.
А в словаре С.И. Ожегова (М., 2010) баба-яга – старуха-колдунья русских сказок.
В.И. Даль писал, что яга – «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи». «Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем».
Баба Яга простоволоса, из одежды на ней одна рубаха без пояса, и то и другое считалось верхом неприличия. Кстати, Даль упоминает, что Ягишною зовут злую, сварливую бабу.
«Этимологический словарь» Н.М.Шанского объясняет, что слово Яга – восточнославянское, имеет первоначальное значение «неприятная, злая».
В Интернете и в литературе высказывают различные точки зрения на происхождение этого слова. Например, считают, что слово Яга:
1. Образовано от древнерусского ягать – ругаться.
2. Из санскритского корня ah, auh, означающего – идти, двигаться, от которого происходит санскритское ahi, латинское anguis, славянское ежь и пр. (П.А. Лавровский).
3. Во всех наименованиях Бабы Яги прослеживается очень древний корень, который ученые реконструируют как *jegъ, что означает злой, мерзкий.
4. Имя Бабы Яги связано с названием определённого предмета. В «Очерках Берёзового края» Н. Абрамова (СПб, 1857) есть подробное описание яги, которая представляет собой одежду «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьётся из тёмных неплюев, шерстью наружу. … Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге» (аналогичное толкование в тобольском происхождении даёт и словарь В.И. Даля).
5. Сочетание Баба-яга возникло путем сращения слов баба (старуха, женщина) и яга (злая; злость, болезнь).
6. Возможно, яга восходит к праславянскому слову.
7. Яга – от слова Яша. Яша – ящур-прародитель, хранительница рода и традиций – заботливая, но очень строгая и требовательная Берегиня.
8. Яга – от слова Йога – жрица, владеющая тайнами древних учений. Баба – почетное слово на Руси. Баба – значит опытная, мудрая, ведающая.
9. Слово Яга связывается с монгольским экэ (мать), тем более что у древних монголов слово экэ относилось к божествам женского пола. Монгольское экэ соответствует бурятскому эхэ, а в тюркских языках ека (старшая сестра, тетя).
10. Искаженное Яхве/Иегова, антипод Бога, сатанинское существо.
11. У малых народов Сибири Яга-Яг значит «первая, одинокая» или «река, несущая в потусторонний мир».
12. Баба Яга жила в Центральной Африке и была королевой племени людоедов ягга. Поэтому ее стали называть королева Ягга. А уже в России она стала Бабой Ягой. В сумочке носила кости съеденного брата – может быть, поэтому появился оборот костяная нога.
Историко-этимологический словарь «Русская фразеология» дает написание Баба-яга (костяная нога) и рассказывает о ней так.
Баба-яга – фольклорное, неодобрительное. О злой, сварливой, безобразной старой женщине. Имя старой и безобразной старухи-колдуньи в славянской (особенно восточнославянской) мифологии, одного из главных отрицательных персонажей русского фольклора. Питается она человеческим мясом – в основном детьми, которых она заманивает в лес, а затем варит в котле, творит зло всем положительным персонажам. Она летает по ночам в ступе, поворачивая ее метлой.
Русскую Бабу-ягу от европейской ведьмы отличает немало мифологических деталей.
1. Мифологические и этимологические трактовки этого персонажа очень разнообразны и противоречивы. Одна из наиболее приемлемых и признанных: богиня смерти и воскрешения и в связи с этим – стертый образ свергнутого идола.
2. Наиболее древним представлением о Бабе-яге является то, что она едет в железной ступе с пестом и заметает след помелом. Под влиянием христианства ее образ несколько трансформировался в образ ведьмы, колдуньи, бесовки. Ей стали приписывать способность летать (а не ехать), что можно считать влиянием литературной обработки сказки.
3. Связь Бабы-яги и ведьмы древняя, поскольку ведьмы также летали в ступах, пользуясь как средством передвижения и пестом. Поскольку последний мог использоваться и как орудие боя (о чем есть древние свидетельства у многих народов), то сначала у Бабы-яги и ведьмы появился в руках пест, а потом уже они забрались в ступу.
4. Фольклорные и языковые данные позволяют конкретизировать мифологический прототип Бабы-яги в образ змеи. В ранних мифологических системах многих народов змеи сопричастны смерти, царству мертвых. Как порождение этого царства, она – древнейший персонаж зла, антипод добра в любой его мифологической интерпретации. Этот образ, подобно другим генетически зооморфным (в образе зверей. – Н.Д.) персонажам, прошел длительный путь, прежде чем превратился в фольклорный образ Бабы-яги.
5. Сочетание Баба-яга возникло путем сращения слов баба «старуха, женщина» и яга «злая; злость, болезнь». Сравните русское диалектное ягая «злая», ягой «злой» и глагол ягать «бушевать, браниться» и пр.
6. Из многообразия этимологических интерпретаций слова яга наиболее вероятным кажется возведение его к праславянскому *jega.
7. Вслед за востоковедом И.Н. Березиным А.И. Кононов связывает слово Яга с монгольским экэ «мать», тем более что у древних монголов слово экэ относилось к божествам женского пола. Слово яга можно рассматривать как соответствие слову баба, которое известно как славянским, так и тюркским языкам. Неизвестное слово объяснялось через известное, а слово яга производило впечатление чего-то таинственного, а потому – страшного и зловещего. Эпитет костяная нога, возможно, связан с древним представлением о том, что нечистая сила вместо ног имеет копыта.
Словарь Л.Арбатского «Ругайтесь правильно!» считает, что в русский язык слово баба попало из тюркского и монгольского: по всей Средней Азии бабаями почтительно называют старцев. Получается, что конструкция бабай-ага превратилась в Бабу Ягу? Возможно.
«Толковый словарь русского сленга» В. Елистратова утверждает: Яга (Баба Яга) – нехорошая, злая или некрасивая женщина. Баба-яга в тылу врага – ироническое – о странном, шумном, взбалмошном человеке.
«Словарь блатного воровского жаргона» говорит: Баба-яга – строгая сотрудница ИТУ.
Баба-яга – злая, неуравновешенная инспектор детской комнаты милиции.
Образ ее в сказках слагается из различных деталей. По мнению В.Я. Проппа, «сказка знает три разные формы Яги».
1. Яга-дарительница, к которой приходит герой. Она расспрашивает героя (или героиню) о происшедших событиях, злоключениях, цели путешествия, вручает чудесного огнедышащего коня, богатые дары, в том числе может быть меч-кладенец, меч-самосек, ковер-самолет, сапоги-скороходы, гусли-самогуды и т.п.
2. Яга-похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить, обычно сажает на лопату и помещает в печку (но обычно герою удается перехитрить старушку, убедить ее в совершеннейшей тупости гостя и попросить показать, как надо садиться на лопату, – тогда Яга оказывается в печи, а герой сказки счастливо спасается).
3. Яга-воительница, прилетающая к героям в избушку, сражающаяся с ними, вырезающая у них из спины ремень и пр. Исследователи считают, что первые два образа тесно связаны и основаны на представлении о прибытии человека в царство мертвых. Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боялись навлечь на себя беду, но иногда в безвыходных ситуациях просили помощи.
В Ярославской губернии в прошлые века было распространено поверье, что у Бабы Яги есть дочь, и живут они вместе – матушка и доченька – в болоте или в леcу в домике на куриных ножках. Матушка-Яга лохматая, с длинными космами, на голове повойник (платок, полотенце, повязанные поверх другого головного убора. – Н.Д.), одета в белое, в доме прядет. А если куда-то направляется, то не идет, а быстро бежит и при этом бьет себя помелом, чтобы прибавить скорость.
Яга в сказках – многодетная мамаша. У нее три сына, но не человеческого облика, а змеи или великаны. С этими сыновьями и сражаются богатыри, побеждают их, и лишь потом им выпадает участь сразиться с самой Ягой. У нее, кроме сыновей, три или двенадцать дочерей.
Согласно белорусским поверьям, она жарит и ест детей, угли выгребает ногами и лижет печь языком, считают, что изба ее покрыта блином, а подперта пирогом, но это не символ хорошей еды – это еда на поминках.
Служат ей черти, вороны, змеи, жабы и черные коты. Кот – обязательная принадлежность Яги. Иногда упоминается, что ей служит волшебный кот Баюн. А с помощью мертвой головы (черепа?) она управляет и повелевает дождем.
У Бабы Яги волосы косматые, косы-космы расплетены. А ведь в культуре древних славян распущенные волосы – это связь с потусторонним миром; косы расплетали у умершей женщины.
Она крадет братца Иванушку, пытается утопить Аленушку, издевается над Василисой Прекрасной, хочет зажарить и съесть Ивана Царевича и Иванушку-дурачка. Личность, прямо скажем, не очень приятная. Правда, она может помочь главному положительному герою сказки, напоит, накормит, в баньке попарит и спать уложит, но только после того, как сама с его помощью чуть не окажется в жарко натопленной печи.
А служат ей три пары рук – три всадника – красный, белый и черный. Белый и черный – это день и ночь. Проскачет красный всадник на красном коне – взойдет Солнышко красное. Значит, она повелевает временем? И звездами? А почему бы нет? Время само по себе безгранично, но время жизни на земле отдельного человека строго ограничено. А Яга – на границе нашего времени и безвременья, в котором находятся души умерших.
Живет Баба Яга в лесу, в глухом и заброшенном месте. Вокруг ее избушки на курьих ножках – забор из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. В некоторых вариантах ворота – рот с острыми зубами. Вокруг дома двенадцать шестов, а один не занятый (кричит: «Голову! Голову!»).
Избушка стоит на курьих ножках, а курица –традиционное блюдо, которым у славян угощали на поминках. Эта милая избушечка может стать к лесу задом, к гостю – передом. Она считалась входом в нижнее царство, подземное царство Навь.
Лежит Баба Яга на лавке, нос в потолок уперся, зубы – на полке, нога – на печи. Лежит она неподвижно, живых людей не видит, только чует их запах («Русским духом пахнет!»).
Летает Баба Яга по воздуху, пользуясь ступой в качестве средства передвижения. А ступа – колода – прообраз гроба. Или прообраз копыта, костяной ноги – в этом связь с чёртом, ему приписывается такой фасон ступни, или связь с нечистой силой вообще. В руках при этом Яга держит метлу или ухват. И метлой этой свой след заметает. А заметали дорогу на Руси за покойником.
Яга может быть слепой на один глаз. Может оборачиваться змеихой, змеей, кобылой, коровой, деревом, вихрем, бурей, тучей, горой с пещерой, бесконечной стеной, различными предметами. А вот превратиться в человека – не может.
По преданию, она жарит и ест маленьких детей и забредших к ее избушке путников. В реальной жизни в Древней Руси тела покойников предавались огню, а пепел собирали в сосуд, уносили вглубь леса и помещали в так называемый дом мертвых. Прах заносили в дом, а из костей, привязанных к шестам, строили забор – вот, видимо, что послужило прообразом жилища Бабы Яги (вспомните сказку «Василиса Прекрасная»).
Исследователи утверждают, что «на самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд – перепекание больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребенка. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал. Точно так же в русской народной сказке про Бабу-ягу. На наш взгляд, страшно. Но если смотреть с точки зрения культуры, то Баба-яга из отрицательного персонажа превращается в положительный, в целителя. Оказывается, она передает жизнь ребенку через свое умение и через печь, которая тоже в древней культуре была сакральным (священным; обрядовым, традиционным, ритуальным. – Н.Д.) предметом, таким женским началом. Все становится с ног на голову. Баба-яга абсолютно положительный герой. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям».
По ритуалу, баба Яга должна спросить у путника: "Кто ты, добрый молодец, зачем пожаловал: дело пытаешь аль от дела лытаешь?" На что он должен был ответить: "Ты меня сперва напои, накорми, в баньке попарь да спать уложи, а потом пытай!" У многих языческих народов существовал древний ритуал посвящения: гостя кормили, мыли, укладывали спать, отдавая ему лучший кусок и предоставляя лучший угол. А на Севере – и жену. Человека приближали к себе – и только потом можно было загадывать ему загадки – испытывать его мудрость – или давать задания, как и делает Баба Яга в сказках.
Маленькое отступление: моя бабушка, Мария Федоровна Калачёва, которая родилась в 1888 году и прожила ровно 100 лет и четыре месяца, – день в день! – всегда первым делом стремилась накормить гостя. Не только гостя – и соседку, заглянувшую за солью или парочкой картошин-морковок, и моих подружек-одноклассниц. Накормить, чаем напоить. Наша семья вообще славилась вкусным чаем. Я, по молодости и глупости, считала это стремление мещанством: что же это такое – сидеть за столом, тупо жевать! И только потом поняла: у человека, пережившего революции 1917 года, Февральскую и Октябрьскую, Первую мировую войну, финскую войну, Великую Отечественную, голод и лишения – в крови: накормить. И не только у нее, но и у моих московских родственников: баба Шура, Александра Васильевна Калачёва, жена бабушкиного брата, вела себя точно так же. Гостя – за стол! Когда бы я, вечно голодная аспирантка 70-х, ни заскочила к ней – всегда накормит, чаем напоит, ночевать оставит. А теперь я понимаю, что это был не просто жизненный опыт: это сидело в крови, в генах, было унаследовано от далеких пращуров. И в этом мудрость вековая. От мамы, Нины Алексеевны Денисовой, гости тоже голодными не уходят, наоборот. И я стараюсь накормить всех, кто приходит, чаем или кофе напоить. Нельзя прерывать семейную традицию.
В некоторых южнославянских сказках Баба Яга не злая лесная старуха, а степная богатырша, мать, жена или сестра убитых богатырями змеев. Царство ее находится за тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой, часто – в подземном мире. Она владеет стадами скота и табунами волшебных коней. Главный герой нанимается к ней на службу пастухом, чтобы получить в награду такого волшебного коня. В некоторых сказках она превращает в кобыл своих дочерей. Герой сказки пасет их и берет себе в награду волшебного конька с невзрачным обликом, который и является сыном Яги. Во многих сказках Яга ездит верхом на коне и сражается, как богатырша, причем ее сопровождает рать великая, огромное войско. Побеждая Ягу, герой проваливается в подземелье, сражается с ее работниками и побеждает их: они (кузнецы, швеи и ткачихи) уже не могут сделать для Яги новую рать. Возможно, в основу образа Яги-богатырши легли сказания о племени амазонок, живших на юге, у Азовского моря.
Гулкий шум в лесу нагоняет сон –
К ночи на море пал сырой туман.
Окружён со всех с четырёх сторон
Тёмной осенью островок Буян.
А ещё темней – мой холодный сруб,
Где ни вздуть огня, ни топить не смей,
А в окно глядит только бурый дуб,
Под которым смерть закопал Кощей.
Я состарилась, изболелась вся –
Десять сот годов берегу ларец!
Будь огонь в светце – я б погрелася,
Будь дрова в печи – похлебала б щец.
Да огонь – в морях мореходу весть,
Да на много вёрст слышен дым от лык…
Чёрт тебе велел к чёрту в слуги лезть,
Дура старая, неразумный шлык!
И.А. Бунин, Баба-Яга
Ученые считают, что образ Яги – это трансформация древнейшего образа матери-богини, которая повелевает как судьбами мира, так и судьбами людей. При переходе от матриархата к патриархату и от охоты к земледелию и скотоводству мать-богиня стала восприниматься как хозяйка дождя, важнейшего и необходимейшего для посевов – она летает в огненной ступе с бурей, заметает следы огненным помело (ветром). А с приходом христианства из берегини она превратилась в демоническое существо, прядущее кудель (судьбу). Она имеет, указывают исследователи славянской мифологии, огненные пальцы и острые железные зубы (это образ разящих молний).
Ее длинные груди, которые можно забросить за плечи, – это образы дождевых туч. Ее длинные спутанные, растрепанные волосы – это образ дождя.
У нее есть чудесные огнедышащие кони, сапоги-скороходы, ковёр-самолет, гусли-самогуды, меч-кладенец, меч-самосек.
Это значит, что она распоряжается и мрачными дождевыми облаками, и громом грозы, и сверкающими молниями.
Яга «охраняет источники живой воды (т.е. дождя); заботливо прячет в своих кладовых медь, серебро и золото (т.е. сокровища солнечных лучей, скрываемых за тучами); насылает ненастье или засуху, преследует сказочных героев черной тучей и т.д.».
На Руси ее именовали ярою, бурою, дикою, (это символизирует связь с бурными, грозовыми тучами и частично с культом плодородия. Так, слово ярый было связано с представлением о весеннем плодородии – горячий, огненный, яростный, буйный).
Помните, у А.С. Пушкина: «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей...» Странно как-то: изба, избушка вообще-то предназначены для того, чтобы в них жить, поэтому наличие окон и дверей представляется крайне необходимым. А тут: «...без окон, без дверей...»
Есть предположение, что избушка эта – гроб. Курьи ножки представляются нам принадлежащими курице. Правда, слово курьи, может быть, произошло от курных (окуренных) столбов, на которых стоял маленький сруб с прахом покойника внутри. Вместо столбов могли быть и большие пни с выступающими на поверхность земли корнями (они были похожи на куриные ноги). «Домик» с покойником – домовина (гроб). Домовину размещали так, чтобы отверстие было обращено к лесу, чтобы покойник не мог вылететь на гробе и полететь в сторону поселения. Стоит эта избушка в чаще леса (не в мире людей) или на опушке выходом к лесу.
Помните, в детстве мы выкрикивали припевку: «Баба Ёжка, костяная ножка, с печки упала, ножку сломала...» А ведь Баба Яга – это страж между миром живых и миром мертвых, с которым мы, люди, связаны смертью и рождением. И потому, видимо, нога у нее костяная, а не из мышц и костей. И дизайн жилища такой своеобразный, и избушка такая маленькая. Одноногость или костеногость Бабы Яги некоторые исследователи связывают со звероподобностью или змееподобностью, так как культ змеи еще со времен палеолита связывался с царством мертвых, а Бабу Ягу считали богиней смерти. Правда, в некоторых сказках звучит Баба Яга – золотая нога. Но золото – тоже не живая плоть, а застывший металл...
Распущенные волосы Бабы Яги – признак магии, так как с волосами у ведьм и ведьмаков связан выбор магического пути: распущенные волосы – путь силы, а лысая голова – путь ума и смысла.
Баба Яга – образ сложный.
По поводу ее сущности есть различные точки зрения:
1. Баба-Яга – это умерший предок, мертвец.
2. Баба-Яга у некоторых славянских племён (у русов в частности) – жрица, которая проводила обряд кремации мёртвых, закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.
3. В «Повести временных лет» содержится упоминание о ягах и касогах. Яги – кровожадные и свирепые воины, предполагают, что они были людоедами, каннибалами, а построенные на воде жилища на сваях могли послужить прообразом избушки на курьих ножках. Жили они в районе нынешнего Туапсе (это город на берегу уютной бухты, в предгорьях Большого Кавказа).
4. Это ведуньи и знахарки, которые жили в лесу, прекрасно его знали, собирали целебные травы, корешки, плоды и ягоды, сушили их и делали различные настои, которые, в случае необходимости, использовали для лечения жителей деревень. Знахарок и ведуний боялись, так как считалось, что, живя в лесу, эти одинокие женщины общаются с нечистой силой.
5. Предводители татарских отрядов, которые собирали дань с русичей. После набега татары забирали детей и крепких мужчин (если не убивали их) в плен. Попавший в плен считался умершим, так как он практически никогда не имел возможности вернуться (воскреснуть), и близкие теряли его навсегда. В буквальном переводе Бабай Ага – старший начальник.
6. Некоторые исследователи считают, что Баба Яга – видоизмененный образ Богини-Матери, ведающей переходом из мира в мир и причастной к рождению, людей, растений, животных - в этом ее связь с природой, с плодородием.
7. Высказывается мнение, что Яга – это и есть так щедро поминаемая в нелитературной лексике чертова мать или чертова бабушка. По народным легендам и сказкам, она может оборачивать людей в предметы или животных, насылать порчу, лишать жизни и т.д.
8. Юрий Росциус, пишет Геннадий Фролов, предположил, что Баба Яга попала к нам из космоса, так как ступа представляет собой металлическое тело цилиндрической формы, напоминающее контуры современной ракеты, а полет сопровождается явлениями, похожими на те, что возникают во время полета ракет и мощных реактивных самолетов...
Этот образ распространен у индоевропейских народов: так, у поляков – это Ендза, Ендзина, Еджибаба, у чехов – Ежибаба, Езинка, у словаков – Ежи-баба, Яга-баба, Лежи-баба, у молдаван – баба Хырка. У древних греков – Геката (трехликая богиня ночи, колдовства, смерти и охоты). У германцев – Перхта, Хольда, Хель, Фрау Халлу (живет под землей, повелевает погодой и предводительствует призраками и ведьмами). У индийцев – Кали.
И конечно же, образ Бабы Яги отражен в кинематографе. Чаще других играл роль Бабы Яги Георгий Милляр, в том числе в фильмах «Василиса Прекрасная», «Морозко», «Драгоценный подарок», «Кащей Бессмертный», «Конёк-Горбунок», «Марья-искусница», «Золотые Рога». Бабу Ягу он сыграл более десяти раз.
В одной из статей о творчестве артиста пишут: «Со временем его героиня из злобного врага превратилась в старушку-сплетницу, измученную радикулитом и не лишенную человеческих слабостей. Сам Георгий Милляр так говорил о своем любимом персонаже: «В «Василисе Прекрасной» моя бабуля – такая дачница с повязочкой на голове, а в «Морозко» она уже подряхла, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил. Обильный материал для Бабы Яги мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить. А в Ялте я старушку увидел – коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка... Не женская эта роль. Вот какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется – она тут же реснички себе подрисует».
Милляр изумительно пел в фильме «Золотые Рога»:
На красавицу Ягу
Наглядеться не могу!
Кто любимая моя?
Я! Я! Я!
В фильмах «Там, на неведомых дорожках…» и «После дождичка в четверг» роль доброй Бабы Яги игралаТатьяна Пельтцер.
В киноленте «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» в роли Бабы Яги – Мария Бабанова.
В фильме «Огонь, вода и… медные трубы» роль дочери Бабы Яги исполнила Вера Алтайская, а самой Бабы Яги – Георгий Милляр.
В кинофильме «Новогодние приключения Маши и Вити» Бабой Ягой была Валентина Кособуцкая.
А в фильме «Лиловый шар» о приключениях Алисы Селезневой роль эту сыграла Светлана Харитонова.
В ленте «В тринадцатом часу ночи» роль Бабы Яги исполнил Зиновий Гердт.
В фильме «Остров ржавого генерала» роботом-Бабой Ягой был Александр Леньков.
В современном фильме-сказке «За тридевять земель» (2003, режиссер Юрий Попович) роль Бабы Яги, Ядвиги Сигизмундовны, завхоза в школе для одаренных детей, одинаково хорошо владеющей и автомобилем, и ступой, исполнила Валентина Талызина.
В фильме-сказке «Чудеса в Решетове» (2004, режиссер Михаил Левитин) роль Бабы Яги (бабушки Ядвиги) сыграла Ёла Санько.
Лия Ахеджакова – Баба Яга в фильме режиссера Вадима Соколовского «Книга мастеров» (2009).
В мультфильмах «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (1953, режиссер О. Ходатаева) и «Гуси-лебеди» образ Яги традиционен – злая старуха, способная превращаться в огромную черную птицу.
Русский композитор Анатолий Константинович Лядов написал симфоническую миниатюру «Баба Яга».
В современных фильмах Баба Яга запела. Так, в «Новогодних приключениях Маши и Вити» она поет.
Первая песня Бабы-Яги (музыка Геннадия Гладкова, слова Владимира Лугового).
Мне нравятся птички и рыбки,
Веселая трель ручейка,
И я не могу без улыбки
Смотреть на полет мотылька.
Припев:
Здесь ждет вас ужин и ночлег,
Я печку истоплю,
Ведь мальчиков и девочек
Я очень люблю.
Над кровлей у старой избушки
Струится дымок голубой.
Ко мне, как живые игрушки,
Приходят зверушки гурьбой.
Припев.
Я детства дружу с Белоснежкой,
Все знают мою доброту.
Спеши ко мне, путник, не мешкай,
Я чую твой дух за версту.
Припев.
Вторая песня Бабы-Яги (музыка Геннадия Гладкова, слова Владимира Лугового).
Состряпать обед не игрушки,
Из тины болотной блины,
На первое суп из лягушки,
Салат из дурман-белены,
Салат из дурман-белены,
Салат из дурман...
Припев:
Кипи, вода, шуми, очаг,
Кипи, вода, шуми, очаг.
Недаром я не сплю,
Ведь мальчиков и девочек,
Ведь мальчиков и девочек
Я очень, очень, очень люблю.
Горите, дровишки, горите,
Шуруй, кочережка, золу,
Жаркое из Маши и Вити
Сегодня подам я к столу,
Сегодня подам я к столу,
Сегодня подам я...
Припев.
В кинофильмах и мультиках Баба Яга может быть доброй и приветливой, младшенькой в семье. А ведь она – связующее звено между двумя мирами...
В ранних фильмах Александра Роу она жестокая людоедка, пособница Змея Горыныча ("Василиса Прекрасная"). А в 80-х годах прошлого века она – добрая бабушка, заступница главного героя ("Там, на неведомых дорожках") или же безмозглая старушенция (мультфильм "Ивашка из Дворца пионеров").
В повести братьев Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу» она хитрая долгожительница и, наряду с этим, по выражению некоторых критиков, вообще антиобщественный элемент. Хороша Наина Киевна Горыныч: лет за сто, обута в валенки с галошами, лицо темно-коричневое, нос кривой и острый, как ятаган, рядом с бледными и тусклыми глазами. Она имеет задолженность по членским взносам с одна тысяча семьсот не знаю какого года, ее приглашают на слет на Лысую Гору – форма одежды парадная, внезапно обнаруживается наличие у нее здоровенного черного козла... Она недоверчива, хитра и себе на уме. Однако к герою книги она относится неплохо, даже приносит ему поесть, хотя он, вопреки просьбе Киевны, начинает цыкать голодным зубом...
В мультипликационном фильме «Летучий корабль» звучат «Частушки Бабок-Ёжек» (музыка Максима Дунаевского, слова Юрия Энтина):
Припев:
Растяни меха, гармошка!
Эх, играй-наяривай!
Спой частушки, бабка Ежка,
Пой, не разговаривай!
Я была навеселе
И летала на метле.
Ой, сама не верю я
В эти суеверия!!
Шла я по лесу домой,
Увязался черт за мной.
Думала – мужчина!
Что за чертовщина!
Повернула я домой,
Снова черт идет за мной!
Плюнула на плешь ему
И послала к лешему!
Самый вредный из людей –
Это сказочный злодей,
Вот уж врун искусный!
Жаль, что он невкусный!
Припев.
«Баба Яга против!» (режиссер – Владимир Пекарь) – советский трёхсерийный мультфильм, выпущенный к летним Олимпийским играм 1980-го года. Название часто цитируется в речи и даже в современных высказываниях политиков по отношению к оппонентам, хотя в кинемалогосе В.С. Елистратова его нет.
Кинемалогос: Бабу Ягу со стороны брать не будем: воспитаем в своем коллективе. Иронично о нежелании привлекать к какому-либо делу человека со стороны («Карнавальная ночь»).
А помните?
Интересен образ Бабы Яги (с усатой дочкой), написанный с тонким юмором, в сказке Василия Макаровича Шукшина «До третьих петухов (Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума)».
В сказах Павла Петровича Бажова фигурирует бабка Синюшка – образ, родственный Бабе Яге (в сказе «Синюшкин колодец»). Она может превращаться в красну девицу с огромными синими глазами, в синем платье и синем платочке, в косе лента синяя. Если она богатство кому-либо своими руками подает, то это к добру.
В общем, с детства и до старости Баба Яга рядом с нами...
Наталья Дяловская