Пятница, 22.11.2024, 20:59
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Леонардл, litcetera, Дяловская  
Защитники земли Русской
litceteraДата: Четверг, 07.06.2012, 15:10 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1363
Статус: Оффлайн
«Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство...» – писал Булат Окуджава. Когда мы говорим о русских богатырях, то прежде всего вспоминаем имя Ильи Муромца – главного героя русского былинного эпоса.




Илья Муромец

Фигурирует в былинах: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином», «Илья Муромец и Калин-царь», «Исцеление Ильи Муромца» и др.
Словарь В.В. Лопатина, И.В. Нечаевой и Л.К. Чельцовой» «Прописная или строчная?» и словарь В.В. и Л.Е. Лопатиных «Слитно, раздельно или через дефис?» дают написание Илья Муромец.
Он сын небогатых родителей из села Карачарова под Муромом. Илья силен, мужественен, мудр и справедлив. И, хотя сиднем просидел на печи тридцать лет и три года, приобрел опыт и житейскую мудрость, он старше других богатырей. Калики перехожие попросили его принести воды, он испил сам и ощутил в себе силу великую. По дороге в Киев ко двору Владимира Красное Солнышко нашел камень, под которым были спрятаны конь, оружие и доспехи богатырские. Много славных подвигов совершил Илья: поймал и привез в стольный Киев-град Соловья-разбойника, потом отсек ему голову, зашиб захватившее Киев идолище поганое, перебил войско татарское, победил в единоборстве чудище в Царьграде и отрубил голову Калину-царю, убил богатыря-похвальщика. Но главный подвиг Ильи – это, конечно, сражение с татаро-монголами. Много богатырь ездил по Руси-матушке, защищал людей русских от ворогов лютых. Жизненный путь Ильи – путь преодоления опасностей, вызова силам зла и борьбы с ними. В древнерусском Илье Муромце, по мнению исследователей, поразительно соединились черты мифического героя, реального отважного воина и святого. Недаром он был канонизирован Русской православной церковью. 1 января – День Ильи Муромца.
Образ Ильи Муромца – это художественное воплощение народных представлений об идеальном герое-воине, защищающем Русскую землю от внешних врагов государства, раздираемого княжескими междоусобицами. К 13-му веку этот образ приобрел широчайшую известность. Имя героя Илиаса из Руси встречается даже в германских средневековых сагах, куда оно проникло из русского эпоса. Илья Муромец не только защищает Русь от врагов, говорит «Краткая литературная энциклопедия», он обличает князя Владимира и «бояр кособрюхих», которые неспособны организовать оборону и в то же время жестоко угнетают простой народ.
Прообраз Ильи Муромца исследователи русского фольклора пытались найти в летописях, но эти попытки не увенчались успехом. По всем данным, основные былины об Илье Муромце были созданы в 12 – 16 веках, хотя отдельные произведения были сложены и в более позднее время.
В 1988 году Межвеждомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца в Киево-Печерской лавре. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты ошеломили ученых. Это был могучий мужчина, косая сажень в плечах, скончавшийся в возрасте 45-55 лет, ростом 177 см. В 12 веке, когда жил Илья, такой человек считался высоким (средний рост мужчины того времени – 165 см). На костях Ильи обнаружили следы битв – множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтверждало сведения о том, что Илья был могучим воином, участником жестоких сражений. Кроме того, исследователи считают, что, в полном согласии с произведениями устного народного творчества, Илья на самом деле долгое время не мог ходить, так как перенес тяжелое заболевание – туберкулез костей или полиомиелит, что стало причиной паралича ног.
Кстати, словарь «Русская фразеология» отмечает:
Сиднем сидеть. Сидеть всё время дома. Оборот восточнославянский. Из былины об Илье Муромце. Сиднем – вероятно, из сидьмя (сравните ревмя реветь, ливмя лить, просьмя просить).
Как Илья Муромец. Фольклорное, одобрительное. О сильном, здоровом, богатырского сложения человеке. Оборот образован семантическим (по значению. – Н.Д.) переносом собственного имени Илья Муромец. Этот русский богатырь в народном эпосе (былинах) олицетворяет силу, ум, твердость духа. В 17 веке церковью он был причислен к лику святых: сохранилась фреска с изображением Ильи Муромского.
1. Муромец не является равнозначным слову Муромский (то есть из города Мурома). Скорее, это прозвище, вроде современных севастополец, ленинградец. Слово Муромец связано с появлением на Руси каменных стен, называвшихся муромами.
2. Слово Муромец связано с древним словом мур, что означает «каменная стена». Это значение до сих пор сохранилось в украинском и польском языках, а также в русских говорах. Этимологически значения «камень» и «стена» у этого слова тесно связаны друг с другом. Из этого возникает следующая аналогия: если мур – стена – «оплот», «крепость», а камень – «сила», «защита», то муромец – это «защитник народа, крепкий и неодолимый, как стена». Имя же богатыря является результатом позднехристианских наслоений: оно связано с именем Ильи Пророка, означавшего «силу Божию». Это еще раз подчеркивало необоримость, твердость и непреклонность натуры носителя такого имени. Поэтому народ перенес имя святого на своего земного, любимого героя.
Имя Илья пришло к нам из древнееврейского языка и означает «мой бог Яхве (Иегова)».
Родился Илья Муромец между 1150 и 1165 годами, погиб, как предполагают, при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 году. По версии Сергея Хведчени, временной период жизни Ильи Муромца – с 1148 по 1203 годы. Причина смерти – удар острого орудия (копья или меча) в грудь. Богатырь прикрылся рукой, и страшным ударом она была пригвождена к грудной клетке в области сердца. Феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам – роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади.
В фильме «Илья Муромец» (1956, режиссеры Александр Птушко и Анатолий Петрицкий) роль Ильи Муромца сыграл Борис Андреев. В современном фильме-сказке «За тридевять земель» Илья Муромец – Александр Пятков. В детском фильме «Реальная сказка» (2009, режиссер Андрей Мармонтов) также есть богатыри-телохранители, которых зовут Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.
По мотивам былин об Илье Муромце в СССР было выпущено несколько мультфильмов: «Илья Муромец (Пролог)» (1975, режиссер Иван Аксенчук), «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (1978, режиссер Иван Аксенчук). В 2007 году в серии «Три богатыря» вышел мультфильм под таким же названием (режиссер Владимир Торопчин).
У В.М. Васнецова есть полотно «Илья Муромец». На его же картине «Богатыри» («Три богатыря») рядом с Ильей изображены Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Памятник Илье Муромцу работы скульптора В.М. Клыкова (самая известная его работа – памятник маршалу Г.К. Жукову в Москве) был поставлен в 1999 году в городском парке Мурома, на высоком берегу Оки. Былинный герой изображен здесь в облике богатыря-инока: в шлеме и кольчуге, из-под которой видна монашеская риза. Правой рукой он держит высоко поднятый меч, а левой – крест, прижимая его к груди. Воинственный жест Ильи Муромца не случаен: здесь, на берегу Оки, проходила в древности граница русских земель. Память знаменитого Муромца увековечена и в селе Карачарове: там установлена мемориальная доска на доме, который, по преданию, стоит на месте избы Ильи Муромца, а в местной Троицкой церкви хранится частица его мощей. У композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра есть симфония «Илья Муромец». Четырехмоторный самолет "Илья Муромец" был разработан в начале прошлого века в 1913 году авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода в Петербурге под руководством Игоря Сикорского. Имя "Илья Муромец" носил красный бронепоезд в гражданскую войну и советский бронепоезд в Великую Отечественную – он сейчас установлен в качестве памятника в городе Муроме. В современном устном народном творчестве Илья Муромец является героем небольшого цикла анекдотов (обычно вместе с Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем). «Сектор Газа» исполняет песню «Илья Муромец» с употреблением нелитературной лексики.

Добрыня Никитич – второй по популярности богатырь эпоса Киевской Руси. Словарь В.В. Лопатина, И.В. Нечаевой и Л.К. Чельцовой «Прописная или строчная?» рекомендует написание Добрыня Никитич (былинный персонаж).
Он долго служил при дворе Владимира Красное Солнышко, исполняя поручения, от которых отказывались другие богатыри. Добрыня – самый близкий к киевскому князю и его семье богатырь, который исполняет их личные поручения и обладает, в отличие от других богатырей, не только храбростью, но и дипломатическими способностями. В некоторых былинах его называют племянником Владимира. Он не только силен и ловок, но и талантлив во многом: он отлично стреляет, плавает, играет в шашки и кости, поёт, музицирует на гуслях.
Интересное имя у него: корень, несомненно, тот же, что у слов добрый, добро, доброта... В «Современном словаре личных имен» А.В. Суперанской указывается: Добрыня – из русского языка – от добрый. Он творит добро – и это одна из характерных черт могучего былинного богатыря. Добрыня бьётся со Змеем Горынычем и освобождает племянницу князя Владимира Забаву Путятичну (или его дочь Марфиду, или сестру Марью Дивовну); едет к королю Ляховицкому, чтобы посвататься от имени Владимира за Апраксу-королевичну, которую затем и привозит в Киев; встречается с поляницей (богатыршей) Настасьей Микулишной, сражается с ней, а затем женится на ней; оскорбляет волшебницу Марину, которая обращает его в тура, соблазняет Катерину Прекрасную и погибает от руки её мужа, боярина Пермяты. Одна из лучших иллюстраций образа Добрыни – у И.Я. Билибина (слева). В фильме «Илья Муромец» Добрыню Никитича играет Г. Демин. Есть мультипликационный фильм из трилогии «Три богатыря»: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006).

Алёша Попович – сын ростовского попа Леонтия (или Фёдора). Он именно Попович – сын попа. Сразу после рождения малыш просит у матери благословенья погулять по белу свету, вместо пеленок у него кольчуга, а вместо игрушек – копье и сабля, вместо игрушечного деревянного конька – конь богатырский, с которым он уже умеет ловко управляться. Он третий в троице богатырей. Он не очень могуч, не очень силен, иногда даже хромает, но полон мужества, храбрости, находчивости и хитрости. Алеша любит прихвастнуть, зло пошутить, даже над товарищами. Он обладает двойственной натурой. В числе его подвигов – бой с Тугарином Змеевичем: Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве. Женой Алёши Поповича становится Елена (Петровна).
Само имя Алёши – Алексей – из греческого языка, от защищать, предотвращать, отражать. И имя воплощает качества личности: он защищает людей, предотвращает беду, отражает натиск врага.
В фильме «Илья Муромец» Алешу Поповича сыграл Сергей Столяров. Есть и мультфильм из трилогии «Три богатыря»: «Алёша Попович и Тугарин Змей» (2004). На полотне Виктора Васнецова: «Богатыри» («Три богатыря») Алеша Попович, как артистическая натура, изображен с гуслями. В Илье Муромце в былинах подчеркивается его крестьянское происхождение, он из народа, в Алеше Поповиче – «поповское», он духовно развит, а Добрыня Никитич – настоящий воин. И вот уже многие годы хранит людской покой эта застава богатырская.

Святогор - богатырь русского былинного эпоса, который, согласно сюжету художественного фильма «Илья Муромец», завещал свой меч богатырю. Он живет на Святых горах, отличается колоссальными размерами: когда он едет на своем огромном коне, мать-земля трясется, реки выходят из берегов, а леса колышутся. Имя его связано со Святыми горами. Только там он может жить, потому что земля его не держит, не выносит веса богатырского. Поэтому от его фигуры веет печалью и трагизмом: он не совершает подвигов. А ведь он – богатырь. Он – горный великан, но не защищает от врагов Святую Русь, и сила его богатырская пропадает зря – он не использует ее на благо людям. Отец у Святогора – «темный». Это слово одни исследователи расшифровывают как слепой. Другие – как житель Нави, мертвец. Есть и третья точка зрения: «Святогор – сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками. Его отец назван «темным», то есть слепым, ошибочно: Род изначален, вездесущ, всевидящ. Рожден же Святогор был для того, чтобы стоять на страже мира Яви и не пускать сюда темных чудищ из Нави. Вход туда находился у подножия столпа, на котором держалось небо. Сам же столп (или Мировое древо) находился в Cвятых горах, откуда и происходит имя великана. Нелегкое это дело – стоять на границе Света и Тьмы. Другие великаны, Горынычи – Горыня, Дубыня и Усыня, – были рождены темным, слепым владыкой Вием из зависти и в противовес Святогору. Вий, отчасти знакомый нам по повести Гоголя, поставил трех своих сыновей стеречь выход из Нави, чтобы оттуда не могли сбежать души умерших. Так что, стоя по другую сторону границы, они были недругами Святогора».
О Святогоре рассказывают три основных эпизода.
Первый эпизод. Чувствуя в себе силы несметные, он заявил, что может перевернуть небо и землю. Микула Селянинович, крестьянин, бросил на землю суму, в которой была заключена вся тягость земная, и Святогор не смог ее поднять. Это может сделать только трудовой человек, пахарь. Пытаясь поднять ее, Святогор погрязает по колено в земле. Не подняв сумы, Святогор умирает (по другой версии, он остается в живых и узнает, что в суме – вся тяга земная). И в этом заключена огромная концентрация мудрости: земля держится не на воинах, как бы ни прекрасен и нужен людям был их ратный труд. Земля держится на людях мирного труда. В данном конкретном случае – на землепашце, крестьянине. Крестьянин растит хлеб, а, согласно русской народной пословице, хлеб – всему голова. И никогда сила ратника не победит силу созидателя, творца.
Второй эпизод. Илья Муромец в пути, под дубом, в чистом поле, находит богатырскую постель, решает поспать, благо она 10 сажен длиной и 6 сажен шириной (по современным меркам это примерно 21,3 м на 12, 8 м, сажень – 2, 1336 м). На третий день послышался шум, конь Ильи посоветовал богатырю спрятаться на дубе. Появился Святогор. На плече у него был хрустальный ларец с красавицей-женой. Уставший, Святогор лег спать, а коварная жена, увидев Илью, стала склонять его к любовным играм. Потом посадила Илью на коне в карман к Святогору, тот ничего не заметил и только потом, когда конь пожаловался, что ему тяжело везти двух богатырей, обнаружил непрошеного гостя. Святогор убил коварную женщину, а с Ильей побратался. На пути богатыри встретили гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет».
Что произошло дальше – читайте в стихотворении И.А. Бунина «Святогор и Илья».

На гривастых конях на косматых,
На златых стременах на разлатых
Едут братья, меньшой и старшой,
Едут сутки, и двое, и трое,
Видят в поле корыто простое,
Наезжают – ан гроб, да большой:
Гроб глубокий, из дуба долбленный,
С черной крышей, тяжелой, томленой,
Вот и поднял ее Святогор,
Лег, накрылся и шутит: "А впору!

Помоги-ка, Илья, Святогору
Снова выйти на Божий простор!"
Обнял крышу Илья, усмехнулся,
Во всю грузную печень надулся,
Двинул кверху... Да нет, погоди!
"Ты мечом!" – слышен голос из гроба.
Он за меч, – занимается злоба,
Загорается сердце в груди, –
Но и меч не берет: с виду рубит,
Да не делает дела, а губит:

Где ударит – там обруч готов,
Нарастает железная скрепа:
Не подняться из гробного склепа
Святогору во веки веков!
Кинул биться Илья – Божья воля.
Едет прочь вдоль широкого поля,
Утирает слезу... Отняла
Русской силы Земля половину:
Выезжай на иную путину.
На иные дела!

Исследователи отмечают: «В этой былине происходит смена поколений богатырей: уходит навсегда старое богатырство в лице Святогора – не связанное еще по-настоящему с миром народной жизни, далекое от интересов и забот Русской земли, тяжеловесное, не знающее, к чему применить непомерную силу; его сменяют молодые богатыри, сила которых направляется на служение людям, на защиту справедливости, на оборону Руси. Их в былине воплощает Илья Муромец. Он уже не молод по возрасту и умудрен опытом, но он принадлежит новому богатырскому поколению. И, конечно, не случайно именно на долю Ильи выпала великая роль – проводить в иной мир Святогора и даже, невольно, способствовать его концу». Святые горы, как и их обитатель и хозяин, противопоставлены в былинах Святой Руси.
А кончина Святогора в каменном гробу тоже не случайна. Оказывается, по одной из версий, Святогор полез на небо по сооруженной им каменной лестнице и попросил у богов силы немеряной и мудрости больше, чем у богов. «Будешь ты сильнее Сварожичей, но тебя самого осилит камень, – ответил ему Всевышний. – Станешь мудрее богов, а человек-то тебя и обманет!» Но Святогор не поверил: что ему люди – мелкота! Что ему камень?! «А вышло все по слову Всевышнего. И каменный гроб, в который шутя прилег Святогор, стал его последним пристанищем, да и богатырь Илья Муромец перехитрил великана. А может, оно и к лучшему: прошло время великанов, наступала эра людей. Да и устал Святогор от вечной жизни, пора было уж ему и отдохнуть. Успел он только с последним дыханием передать часть силы своей богатырю», – утверждают филологи.
Третий эпизод. Святогору вещий кузнец предсказал женитьбу на женщине, которая 30 лет живет в Приморском царстве на гноище. Святогор нашел невесту, положил около нее 500 рублей. Ударил ее мечом в грудь и был таков. Проснувшаяся невеста выздоровела и стала красавицей, и богатырь, прослышав о красоте ненаглядной, приехал, женился и только после свадьбы увидел шрам. Понял: от судьбы не убежишь. По другой версии, вместо женщины он увидел змею, которая потом превратилась в красавицу.
Образ Святогора исследователи сравнивали со святым Христофором (он перенес Христа через воду), с былинным Самсоном-богатырем, с героем кавказских сказов о великанах Муккарой.
В фильме «Илья Муромец» Святогор появляется в самом начале фильма, жалуется на то, что уже стар, устал от жизни, не хочет носить его земля, и передает каликам перехожим свой меч для будущего богатыря (впоследствии этим богатырем оказывается Илья Муромец). Сделав это, Святогор окаменевает вместе с конем. И появляется новая гора, по очертаниям напоминающая огромного всадника. А калики перехожие, трепетно приняв меч и поклонившисьэтой горе, Святогору, продолжают свой вечный путь по Святой Руси. И то, что им встретился именно Илья Муромец, в общем-то, дело случая. Им мог встретиться любой богатырь нового времени. Новое время – новые песни, новые задачи, новые грядущие победы и ратные подвиги. Главное – не оскудела в веках богатырская сила русичей. И это докажут новые подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, а также всех других русских богатырей последующих поколений. Правда, очень хочется, чтобы грядущие богатыри жили в мирное время...

Никита Кожемяка

Кто это? Былинный богатырь, герой сказок. Кожемяка – мастер по выделыванию кож. А Никита – имя из греческого языка, означает победитель. Судя по его прозвищу, занимался совершенно мирным делом – мял кожи.
Однако в тяжелую для народа минуту смело встал на защиту угнетенных и обиженных.
Исследователи сообщают, что Никита (или Кирилл) – совершенно реальный персонаж, жил он около Киева вместе с другими ремесленниками. Сказки говорят, что, когда пришла беда – повадился Змей похищать и поедать девушек – Никиту стали просить оборонить от напасти. Тот сначала отказывался – не воин, но, видя слезы и печаль детишек, согласился. Простой русский ремесленник, он обладает чрезвычайной силой: от неожиданности, когда отец похищенной царевны появляется в его скромной избушке, Никита разрывает голыми руками 12 сложенных вместе кож. И сила его несметная служит добру. Никита – обычный трудяга-мужик, нет у него ни крепкой кольчуги, ни железных лат, ни сказочного меча-кладенца. Он обматывается пенькой и обмазывается смолой, чтобы стать неуязвимым для огненного дыхания Змея. И одолевает злодея.
В память о победе урочище, где жил Никита, прозвали Кожемяками. А в память о Змее сохранилась таинственная Змиева пещера (недалеко от Кирилловской церкви), где сейчас ведутся археологические раскопки. К тому же, в одном из вариантов сказки (северорусском) Никита не убил противника в поединке, а сковал трехсотпудовую соху, запряг в него побежденную зверюгу и проложил от Киева борозду, потом стал Черное море пахать-делить и утопил Змея. И протянулись, как еще одна память поединка, Змиевы валы – удивительная система обороны древних славян от натиска степных кочевников на южных рубежах земледельческих поселений.

Археологи не исключают, что за образами Никиты и Змея – «несомненный пласт исторических реалий». Вообще реальные исторические события позднее нередко получали вторую жизнь в фантастическом обличье: реальная битва с врагом действительно жившего исторического лица становилась поводом появления народного сказания о борьбе богатыря со Змеем. А по мнению А. Афанасьева, «мифическое предание о космической борьбебога-громовержца (Перуна) с тучей было низведено к явлениям действительного быта и получило историческую окраску, причем мифический змей, олицетворение тучи, стал печенежским великаном. Облака издревле уподоблялись быкам, коровам и снятым с них кожам; а потому бог-громовник, ударяющий по облакам своей палицей, перешел в народных сказаниях в богатыря-кожемяку». Прообраз Никиты мы находим еще в древнерусских летописях.

В фильме «Кащей Бессмертный» (режиссер Александр Роу) Никиту Кожемяку сыграл Сергей Столяров.
Существует мультфильм «Никита Кожемяка» (2008, режиссеры Юрий Черенков и Зоя Трофимова).

Наталья Дяловская
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: