Понедельник, 23.12.2024, 15:51
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Леонардл  
Гороскоп. Собака
litceteraДата: Понедельник, 08.04.2013, 11:35 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1363
Статус: Оффлайн


Собака

Собака… Этот верный друг человека издавна сопровождал хозяина на охоту, сторожил дом, помогал пасти скот, разыскивал в горах заблудившихся путешественников, был поводырем, охранял хозяйственные постройки, участвовал в военных действиях… Человек не мог не оставить в своей речи устойчивых выражений, связанных с четвероногим другом.
Собака олицетворяет преданность, храбрость и бдительность. Черные и белые собаки иногда используются как символы доминиканцев (Domini canes, «собаки Господа»), которые носили черные и белые одеяния. На скульптурах усыпальниц крестоносцев у ног изображались собаки, символизируя, что крестоносцы следовали за знаменем Господа с такой же верой и преданностью, с какой собака следует за своим хозяином. Во многих культурах преданность собаки воспринималась с оттенком презрения, что и отразилось в слове «циник», которое произошло от греческого слова kuon – собака и использовалось как оскорбление по отношению к последователям философа Диогена за их агрессивную грубость. Позже это слово сочли подходящим для обозначения роли стражей морали.

С другой стороны, собака не приучена к чистоте и часто олицетворяет зло. По исламским представлениям, ангелы никогда не пересекают порога дома, где живет собака. Черные собаки очень часто символизируют дьявола или душу, погрязшую в плотских желаниях. Харон, перевозчик в страну мертвых, часто изображался в виде собаки, как и многие боги и демоны подземного царства. Собака – символ преданности и верности, но, в то же время – ритуальной нечистоты и разврата. В европейских странах, где овечье стадо служит метафорой государства, пастух символизирует правителя, собаки – его слуг, овцы – послушных граждан, а волки – разбойников и бунтовщиков. Пастух не может обойтись без собак, но относится к ним без малейшего уважения, бьет и без зазрения совести топит лишних щенков. Отсюда выражение «собачья жизнь», обозначающее далеко не лучшие жизненные условия. У многих народов мира назвать человека собакой (особенно сукой) – значит нанести ему тяжкое оскорбление. Если собака забегает в христианский храм, ее избивают или убивают, а храм приходится освящать заново.
Собака считается нечистым животным в семитской и индусской традициях. Известен рассказ о брахмане, который купил козленка и, взвалив его на плечи, нес домой. Несколько сговорившихся обманщиков по очереди подходили к нему и спрашивали, зачем такой уважаемый и святой человек несет на плечах собаку; наконец брахман в ужасе швырнул козленка на дорогу, и тот достался обманщикам.

В некоторых культурах собакам отведено почетное место. У египтян собака имела разные имена, но в основном соответствовала богу Сету и помимо всего несла охотничьи функции. Такая псовая загонная охота изображена на стене заупокойного храма царя Сахура пятой династии, на гробницах Тахотепа и Мерирука. Египетские борзые собаки отличались быстротой и свирепостью. Они легко догоняли антилоп и газелей. Одомашнивание египтянами собаки произошло во времена неолита, и на сосудах дошло до нас изображение дикой гривастой овцы, окруженной животными в ошейниках, по-видимому, собаками. За убийство собаки в Египте карали смертной казнью. Она связывалась со звездой Сириус – именной с ней египтяне связывали зарождение своей цивилизации. Овчарка в Египте – символ жреческого ремесла. В греческом мифе собака произвела винную лозу. В мексиканской культуре собака связывалась с молнией и дождем. В древнеиранском искусстве духи воздуха изображались в виде крылатых собак. В зороастрийских текстах говорится, что душа умершей собаки превращается в ручей. Мертвые тела зороастрийцев пожирали священные собаки или хищные птицы; считалось, что это гораздо лучше, нежели осквернять своей падалью четыре стихии. Аналогичный обычай существовал у монгольских буддистов. Отец Бодончара (предка Чингисхана) приходил к его матери после заката в облике человека, а уходил перед восходом в облике желтого пса. Многие древние тюркские народы вели свой род от собак: у тюрков этот род назывался Итларь. У кельтов, являясь охотничьим животным, собака имеет двойную функцию: активного агрессора и защитника своего господина и его богатства. Об этом свидетельствуют находки собачьих скелетов в детских могилах. Всюду собакам приписывается способность видеть духов. В индоиранской культуре ей наделяются собаки с двумя белыми пятнами над глазами. Считается также, что собака может инстинктивно предчувствовать опасность (в частности, смерть или чуму) и сигнализирует об этом своим воем. С этим представлением тесно связан образ собаки (или шакала) как стража загробного мира – египетский Анубис, покровитель мертвых, а также некрополей, погребальных обрядов и бальзамирования, греческий Цербер (Кербер) и т. д. Цербер – трехголовый пес, который охраняет реку Стикс, границу между миром людей и подземным царством. У него змеиный хвост и три головы: посередине – льва, слева – волка, справа – собаки. Три головы символизируют время в трех его ипостасях – настоящее, прошедшее и будущее. Лев, сильный и непредсказуемый, символизирует настоящее; волк, который утаскивает свою добычу, – отображение прошлого, которое отнимает у нас воспоминания; собака, которая, повизгивая, крутится вокруг своего хозяина, указывает на будущее, которое беспрестанно обманывает нас в наших надеждах.

С приходом христианства страж загробного мира превращается в прислужника дьявола или даже в воплощение дьявола. Особенно популярен в этом отношении черный пудель, в облике которого дьявол сопровождает папу Сильвестра II, Фауста, Агриппу Неттесгеймского. У древних германцев чёрта называли адской собакой – образ, от которого уже рукой подать до знаменитой собаки Баскервилей. В Древнем Египте большая шакалоподобная дикая собака изображалась в виде бога смерти Анубиса, что указывает на роль собаки как духовного проводника в потустороннем мире. В средневековье собака – олицетворение вассальной или супружеской верности. В 20-дневном календаре культур древней Центральной Америки собака использовалась как символическое животное 10-дневной недели. В Древней Мексике собаки служили в качестве жертвенного зверя и потустороннего проводника усопших. Рожденные под этим знаком недели должны были иметь предопределение к господству и распределению богатых даров. В Китае широко распространены сказания о собакоголовых людях. Японские святилища представляют часто «корейских собак» в виде фигурок сторожей. Особое охранное значение придается собаке у славянских племен; еще примерно в 1560 году один из епископов упрекал прихожан за «почитание собак». В некоторых странах Востока, когда ислам объявил собак «нечистыми» животными, и в соответствии с этим их надо было изгонять из человеческого жилища и держать подальше от себя, когда в городах начались гонения на собак, бедуины (кочевники) не захотели расстаться со своими друзьями. А чтобы как-то выйти из положения – не потерять четвероногого друга и в то же время не прогневить Аллаха – бедуины просто-напросто решили не называть собаку собакой. В геральдике принято изображать только борзых собак. Они воплощают благородство и достоинство.

Увидеть во сне злую собаку – не к добру. Слышать во сне собачий лай – к плохим новостям. Тощие и грязные собаки предвещают неудачи и болезни. Сон, в котором вас преследует бешеная собака, – это призыв к мобилизации всех сил. Убить или прогнать во сне бешеную собаку – хороший знак. Веселый пес – удача в делах и счастье в любви.
Рядом со словом собака в академическом словаре помещены собаковедение, собаковод, собаководство, собачата, собачонок, собачий, собачина, собачить, собачиться, собачка, собачник, собачница, собачонка… Собака всегда рядом с человеком…
Само слово собака, скорее всего, является древним заимствованием из иранских языков, вероятно, из языка скифов. Возможно, заимствовано в XII веке из мидийского – spaka. Словари свидетельствуют о малоубедительности гипотезы о восточнославянском происхождении этого слова при помощи суффикса -ака- от основы соб- (собственный).
По-немецки собака – der Hund. По-английски собака – dog.
Фразеологические и толковые словари русского языка дают следующие комментарии к выражениям с этим словом.
Собак вешать (повесить) на кого-то – просторечное – несправедливо обвинять кого-либо; кляузничать, заниматься доносами, оклеветать кого-либо. Вариант: Вешать собак на шею кого-либо. Значение то же самое. Лингвисты утверждают, что значение этого оборота связывается со значением слова собака – «репейник, который вешался на одежду врага с целью заговора». Возможно, это связано и со средневековым обычаем наказывать знатных людей за совершение поступков, порочащих их честь. Провинившемуся рыцарю вешали на спину собаку, и он должен был бежать с ней определенный отрезок пути. Помимо собаки, на спину могли повесить еще седло или мешок с камнями. В немецком языке близкое выражение – разговорное – Jemanden verleumden (дословно: кого-то оклеветать), Jemanden ungerecht beschuldigen (дословно: кого-то несправедливо обвинить).
Гонять собак – просторечное, неодобрительное – бездельничать, болтаться без дела. Одно из значений слова «собака» в северно-русских говорах – палка, которой гоняют сучку, то есть шар в игре. Слово «собака» попало в круг названий игр по аналогии с другими животными: свинка, чиж, козелок (названия бабок). Следовательно, гонять собак – это примерно то же, что „гонять шары“ или „гонять футбольный мяч“. В современном русском языке слово собака утратило свое «игровое» значение.
Как собака – просторечное – очень сильно, до крайности. Собака была одомашнена еще в каменном веке, и для большинства языков сравнения с собакой универсальны. Для сравнения с собакой характерна чаще отрицательная оценка. Собака – сторож, она ассоциируется со злостью: злой как собака. Собаку держат в конуре и на цепи, у нее тяжелая жизнь: живет как собака, замерз как собака. Охотничья собака гоняет зверя, она сильно устает: устал как собака и под.
Устал как собака – очень устал. В немецком языке это выражение звучит так: Ich bin hundemüde. В английском языке существует подобное выражение: like a dog.
Голодный как собака – очень проголодался, хочет есть.
Преданный как собака – не чает души в ком-то.
Злой как собака – очень злой.
Побрел как побитая собака – пошел не солоно хлебавши.
Брехать как собака в Пасху – устаревшее, просторечное – накликать беду. Связано с приметой, что если собака во время пасхальной утрени лает на восток, то это к пожару, а если на запад – к несчастью.
Собаку съел – кто-либо является знатоком чего-либо, имеет богатый опыт, знания, навыки в чем-то, в какой-либо области. По поводу происхождения этого выражения существует несколько точек зрения.
1. Оборот появился в крестьянской среде, тяжел крестьянский труд, устанешь так, что с голоду и собаку бы съел.
2. У римских писателей встречаем сходную поговорку: Linquam caniam comedit – «язык собачий съел» - о том, кто разглагольствует без устали и меры.
3. Выражение «собаку съел» восходит к свободному сочетанию слов. Смеялись над бедолагами, которые нечаянно чуть не съели на свадьбе щи с собачиной.
4. Выражение могло родиться в результате сокращения поговорки «Собаку съел, а хвостом подавился» (В. И. Даль). Она употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень трудное, а споткнулся на пустяке. Собачье мясо невкусное, этих животных обычно не едят, съесть собаку целиком очень трудно, даже невозможно (мы не имеем в виду некоторые особенности национальной кухни восточных народов).
5. Греческий писатель Порфирий писал о том, как во время жертвоприношения собаки кусок мяса упал из огня на землю. Жрец поднял этот кусок, обжег пальцы, сунул их в рот и обратил внимание на неведомый ему ранее и довольно приятный вкус сока, попавшего ему на язык. После окончания церемонии он съел половину собаки, а другую половину дал жене. Всем горожанам захотелось попробовать новое блюдо, и собачина вошла во всеобщее употребление.
6. Съедение мяса собаки, возможно, существовало ранее как ритуальная еда.
7. «Собака» являлась определенным символом в игре, означавшим «неудачный бросок при игре в кости». Соответственно «убийца собаки» – удачливый игрок в кости.
8. Существовала легенда о том, что при поедании мяса тотемного животного (волка, собаки) человек приобретал свойства этого животного и особые священные знания. Отсюда понятно значение «приобрести богатый опыт в чем-то». В немецком языке это – разговорное – Er versteht sich darauf (буквально: Он разбирается, понимает в этом); Er ist ein Meister in diesem Fach (буквально: Он мастер в этой области).
Собака на сене – неодобрительное – о том, кто сам не пользуется чем-либо и не дает другим – ни себе ни людям. Возможно, это выражение возникло на базе пословицы «Собака на сене лежит, сама не ест и скотине (другим) не дает». По другой версии, оно восходит к басне Эзопа о собаке, которая рычит на лошадей, не подпускает их к сену, но сена сама не ест. Популярность этого выражения еще более возросла благодаря комедии Лопе де Вега «Собака на сене» – и современной постановке её с блистательными Маргаритой Тереховой и Михаилом Боярским в главных ролях.
(Нужен) как собаке пятая нога – просторечное – совершенно не нужен; в чем-либо полностью отсутствует необходимость. В основе данного оборота лежит совмещение несовместимых понятий. Аналогично – как пятое колесо у телеги. В немецком языке это выражение звучит как – разговорное – Das brauche ich überhaupt nicht (буквально: Это мне совсем не нужно). Kein Hund braucht das!
Знать как пеструю собаку – просторечное – о ком-то широко известном, всем знакомом. Этот оборот является калькой с немецкого Jemand ist bekannt wie ein bunter Hund. Интересно, что латышский язык заимствовал из немецкого это выражение в виде «знать как рябую собаку».
Каждая собака – просторечное – всякий, каждый, любой (о человеке). Jeder Hund!
Ни одна собака – просторечное – абсолютно никто (о людях). Kein Hund! Keine Hundeseele!
Собаке под хвост – грубо-просторечное – впустую, даром, зря, напрасно (выбрасывать, расходовать и пр.). Так говорят о бесполезной трате чего-либо или о чем-то таком, что не стоит внимания, заслуживает пренебрежения.
С собаками не сыщешь – очень трудно разыскать. В немецком языке это Er ist nirgends zu finden, den findest du nie (буквально: Его нигде не найти, его не найдешь).
Любит как собака палку – совсем не любит.
Как собак нерезаных – просторечное, пренебрежительное – о множестве народа; бессчетное количество. В целом это выражение грубоватое, имеется в виду – «много, как собак-самцов около самки». Слово нерезаный имеет здесь толкование «некастрированный» либо относится к глаголу резать в значении «убивать чем-то острым». Это выражение представляет собой развертывание более известного и древнего сравнения как собак (небитых, недобитых, невешаных). У Николая Васильевича Гоголя встречаем выражение людей меньше, чем собак. В чешском, словацком, польском языках также есть аналогичные выражения.
Слово собака может само по себе или вкупе с определением употребляться как бранное: «Он его пропьет, собака, в первом кабаке» (А.С. Пушкин. Капитанская дочка); «И бить меня не имеешь права, собака ты паршивая!» (М. Горький. Мать); «Не тронь, бандит, собака!» (Н. Островский. Как закалялась сталь).
Аналогичная картина в немецком языке: Du Hund! – бранное – Собака! Еlender Hund – Паршивый пёс! Frecher Hund – Hаглец! Fauler Hund – Лентяй, лоботряс! Krummer Hund – Пройдоха! Hundepack – Каналья! Hundesohn – Сукин сын! В английском: The dirty dog! – ругательство – Грязная собака! В русском просторечии это слово может функционировать как выражение одобрения, восхищения, положительной оценки: «Молодец, Шарафут! Как-к-ой маляр оказался, собака!» (А.Я. Бруштейн. Дорога уходит в даль…).
Пора меж волка (волком) и собаки (собакой) – устаревшее, книжное – в сумерки, при очень плохой видимости. Это калька с французского entre chien et loup. Это выражение взято из легенды о пастухе, который в сумерках не смог отличить волка от собаки. Оно было буквально переведено А. С. Пушкиным в «Евгении Онегине»:

«Люблю я дружеские враки
И дружеский бокал вина
Порою той, что названа
Пора меж волка и собаки…»

Жить как кошка с собакой – быть в состоянии вражды, то и дело ругаться, часто ссориться.
Собака Калин-царь – неодобрительное – один из татарских «героев» русского фольклора, встречающихся в былинах. Калин в тюркских языках значит жирный, глупый, толстый. Во всех былинах к этому имени добавляется эпитет собака, поэтому выражение в целом может рассматриваться как устойчивый фразеологический штамп.

О собаках
Мария Петровых

Собака… Ну что же? Ну – пес, ну собака.
Забот, что ли, нету иных?
Собака собакой. С чего же, однако,
Так много присловий о них?
«Промерз как собака», «устал как собака»,
«А ну тебя вовсе ко псу!»
Собак в поговорках и этак и всяко,
Как шишек в еловом лесу.
(Коль жизнь обойдется со мною жестоко,
Невольно вздохну: «Я как пес одинока.
О, холод собачий…» Зачем я про это?
Но лучше оставить вопрос без ответа.)
Для пса человек будто солнце из мрака –
Молитва, мечта, божество,
Бесстрашно его охраняет собака,
Спасет и умрет за него.
Что ж душу собачью калечат и мучат?
Собаки смирятся, смолчат.
Внушают им злобу, свирепости учат…
Волчат обучайте, волчат!
Отбилась от темы. Вначале – присловья,
А дальше совсем не о том.
Но псам на любовь отвечайте любовью,
А про поговорки – потом.

Продолжение следует

Автор-составитель – Наталья Дяловская
Иллюстрация Ларисы Коноваловой де Базан
Прикрепления: 9464643.jpg (63.4 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: