Воскресенье, 22.12.2024, 06:12
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Леонардл, gesl  
РЕЦЕНЗИЯ на книгу Г.Е.Несиса «Вернуться в прожитую жизнь»
geslДата: Суббота, 14.04.2012, 18:37 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 320
Статус: Оффлайн
РЕЦЕНЗИЯ
на книгу Г.Е.Несиса «Вернуться в прожитую жизнь»

Автор вполне закономерно задает вопрос: Могут ли мемуары вызывать интерес у людей, не знакомых с автором лично? Вопрос этот, конечно, риторический. Автор этой рецензии никогда не встречался с Г.Е,Несисом и впервые увидел его на фотографии в рецензируемом тексте.
Могут, отвечаю я и большой интерес, поскольку книга написана талантливым литератором, сумевшим очень экономно, несколькими штрихами воссоздать образы и характеры людей, сопровождавших его на жизненном пути и дать точную и яркую интерпретацию событий, трансформирующих их судьбы и его собственную.
Центральный момент воспоминаний, их внутренний стержень составляет совершенно неизученный социально-культурный феномен – функционирование еврейской интеллектуальной среды в СССР 2-ой половины 20 века, сформировавшейся вокруг благодаря шахмат. Автору бесконечно повезло в жизни. Он был окружен выдающимися людьми, от близких родственников до корифеев советской шахматной школы., гуманитариями и представителями технической интеллигенции. Все они несли на себе блеск ленинградской интеллектуальной жизни 50-х-60-х годов прошлого века. Эта еврейская интеллектуальная среда, разумеется , не была однородной, к тому же ее разорвала эмиграция, но и сегодня ее лучшие представители составляют значительную часть интеллектуальной элиты Израиля, Германии, США… и сегодняшней России.
Автор, и его друзья - шестидесятники по своему мировоззрению, жизненным идеалам и в полной мере охвачены таинственной, по выражению Василия Аксенова, страстью, страстью к творчеству. И не столь важно, что многие из них смогли реализовать свой творческий потенциал лишь через шахматы. Конечно, шахматы игра более благородная, чем, например, покер. Но, рассказывает Г.Е.Несис, честность и благородство поступков характерны и для его деда и его окружения, и для соседей по даче, и для его школьных и вузовских педагогов, для домашних врачей, и для многих известных и не очень известных широкой публике деятелей культуры и, науки Ленинграда, встретившихся на его пути.
Здесь я хочу сделать одно отступление. В 50-е годы в МГУ сложилась близкая по духу ленинградской, правда. куда более малочисленная еврейско-шахматно-интеллектуальная группа. Вот кто в нее входил. Самыми яркими ее представителями были писатели-историки Натан Эйдельман и Феликс Арский , выдающийся впоследствии географ Юлий Липец, юристы Марк Гайсинович и ушедший раньше других Юрий Бразильский, философ Георгий Смолян. Мы беззаветно любили шахматы, но никто из нас не стал профессиональным шахматистом, все были первокатегорниками, некоторые с баллами, только Бразильский - кандидатом в мастера. Но мы тесно дружили с большими шахматистами: Эйдельман с Талем, я - с Бронштейном. Бесчисленное количество партий блиц мы сыграли, при этом ни одно из значимых политических, культурных или и спортивных событий не оставалось без нашего внимания и громкого эмоционального обсуждения. Каток дела космополитов прошелся и по нашей группе, «но это уже совсем другая история».
Автор в главе о детстве замечает, что без шахмат биография воспринималась бы не так объемно. Это точное замечание. Когда изо дня в день мысли и и чувства отданы шахматам, повседневная , жизнь окрашивается в особый цвет. И тогда шахматы становятся судьбой. Собственно об этом и пишет Г.Е.Несис, вспоминая и оценивая произошедшие с ним события. Оценкиэти неизбежно субъективны, но эта субъективность – неотъемлемая часть ленинградской (санкт-петербургской) интеллигентности. И именно за это город должен быть автору благодарен.
Портреты, рисуемые автором вызывают полное доверие. Дед Иосиф Альтшулер, Корчной, Карпов, Окуджава, домашний доктор, предстают абсолютно живыми персонажами.
Автор – превосходный рассказчик. Многие эпизоды воспринимаются не как написанный текст, а как устные рассказы. Это придают тексту особую живость и артистичность.
В заключение – одно, возможно, важное соображение. Все мы как представители еврейской интеллигенции приходим к осознанию национальной идентичности в разное время, в зависимости от непосредственного влияния родных, я бы сказал. от степени еврейской «аристократичности» семьи. Г.Е.Несису повезло, у него в родословной было семейство Альтшулеров. и он пришел к этому осознанию довольно рано. Я и мои ушедшие друзья, за исключением разве Арского, значительно позднее, когда нам уже было за тридцать. Наши семьи были еврейскими «разночинцами». Хочу специально подчеркнуть, что в воспоминаниях Г.Е.Несиса нет ни капли еврейского националистического умонастроения. Это современная книга, заслуживающая достойного поощрения.

Главный научный сотрудник Института системного анализа Российской академии наук, доктор философских наук

Г.Л.Смолян
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: