Воскресенье, 22.12.2024, 05:19
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Леонардл  
Немецкий обычай
litceteraДата: Суббота, 05.01.2013, 18:17 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1363
Статус: Оффлайн
И все же: когда начали наряжать ёлку? И почему именно ёлку? Обычай этот происходит из Южной Германии из областей алеманских диалектов, Шварцвальда и Эльзаса, а также из областей Верхнего Рейна. Здесь в начале XVI-го века ёлку впервые начали устанавливать на Рождество на площадях, а потом и в больших домах.

Так в одном из финансовых отчетов Эльзаса за 1521 год есть упоминание о дотациях лесникам по уходу за «Weinachsmaien“ – так вначале называли рождественскую ёлку по аналогии с «Майским деревом» - «Maibaum». А вот свидетельство одного путешественника: «На Рождество в Страсбурге в комнатах устанавливают ёль, ее увешивают розами из цветной бумаги, яблоками, печеньями, сахарными изделиями...». Однако есть свидетельства, что ёлку, украшенную зимними яблоками, орехами и финиками, ставили в домах в XVI веке и на севере, например, в здании цеховых корпораций в Бремене. Вероятней всего, делали это там и раньше, но более ранних упоминаний в литературе нет.

Ведь церковь вначале осуждала установку ёлки в жилых и общественных помещениях как идолопоклонство. Ибо обычай почитания ели и сосны был в древности у всех арийских, т.е. индоевропейских народов, начиная с древних персов. В вечнозелёности ели и сосны они видели знамение вечного Духа жизни. Обряд персов проник в Древнюю Грецию вместе с арийцами-ахейцами и был связан с культом бога плодородия и страсти – Аттиса. Затем обряд этот утвердился в Древнем Риме, где в храме Аттиса водружали свежесрубленную сосну, украшали ее фиалками, обвивали лентами. Интересно, что независимо от Греции и Рима и другие арийские народы, германцы, кельты и славяне почитали ель как символ вечной жизни. XVI век был веком Ренессанса, восстановившего многие древние традиции и истолковавшего их в христианском духе. Из глубины германских веков происходит и до сир пор распространенный обычай подвешивать ёлку к потолку. Традиция эта связана с поверьем древнегерманских племен о том, что духи скрываются в вечнозеленых елях и, чтобы их умилостивить, надо сделать им подношения. Потому и было для древних германцев привычным украшать жилище под потолком зелеными ветвями, а также подвешивать на них яблоки, орехи и сладости. Позднее зеленые ветки стали христианским символом. Не удивительно, что Церковь вначале не хотела перенимать или поддерживать эти языческие традиции.

Считается, что самой первой по настоящему рождественской ёлкой, украшенной восковыми свечами и христианскими символами, была ёлка, установленная в 1660 году в здании дворца ганноверского герцога. Пусть на ней не было других украшений, но она была первой. Современница Лизелотта фон дер Пфальц оставила нам подробное описание этого события. И лишь к концу 18-го века этот обычай получает распространение в богатых домах других немецких областей. Развешивать на елке разные лакомства и подарки для детей, а позднее – наряжать ее игрушками в Германии стали только в 19-ом веке. Тогда же возникли и песни «Stille Nacht, heilige Nacht» и «O Tannenbaum», ставшие со временем самыми известными рождественскими песнями в мире. «Немецкий обычай» распространился на многие страны Европы, а затем пришел и в Россию. Интересно, что словосочетание «немецкий обычай» было в русском языке до революции настоящей языковой идиомой, и оно означала именно обычай наряжать ёлку под Рождество. Вот свидетельство В. Даля в его «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Немецкий обычай» - переняв, через Питер, от немцев обычай готовить детям к Рождеству разукрашенную, освещенную ёлку, мы зовём так иногда и сам день ёлки, сочельник» (т.1. стр.51, изд. 1880-82 г.).

Насколько этот обычай воспринимался в России именно немецким, говорит тот факт, что в 1916 году Священный Синод усмотрел в ёлке вражеское немецкое влияние (шла первая мировая война) и официально запретил ёлку. Конечно, почти никто в России не подчинился этому запрету.

Первая в России ёлка зажглась в 1817 г., накануне Рождества, по желанию супруги великого князя Николая Павловича великой княгини Александры Федоровны в Николаевском дворце. Но «немецкий обычай» стал внедряться в народе лишь к середине века, а распространился только к концу его. Сейчас трудно в это поверить, но во времена Гоголя о рождественской ёлке дома в России и не помышляли. У русских писателей упоминание о ёлке можно встретить только в последней четверти 19-го века.
Сегодня в немецких домах зажигаются 25 миллионов огромных и крохотных ёлок. В всем мире - сотни миллионов. Самая большая из них - в рокфеллеровском центре в Нью-Йорке, на ней 27 000 свечей. А самая высокая была зажжена в 2000 году в Вильнюсе. В ее роли выступила Вильнюсская телебашня высотой в 326,47 метра.. С вершины башни до подножия были протянуты гирлянды - 25 тыс. маленьких электрических фонариков разного цвета. Говорят, московскому мэру Юрию Лужкову уже приходила в голову идея превратить Останкинскую башню в новогоднюю елку, но в жизнь он ее так и не воплотил.

Вальдемар Бартули
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: