Свадебные фотографии
Сколько стоят свадебные фотографии? Как их делают? Как изображают на них счастливых молодожёнов, их родителей, гостей?.. Свадьба – одно из немногих событий, за счёт которых фотограф может более-менее прилично заработать. Учитывая, что профессия свободного фотографа совершенно справедливо считается в Германии зоной пожизненного финансового риска, невысоких цен на услуги свадебного фотографа ожидать не приходится. Нет смысла, потому что такие заказы бывают далеко не каждый день. В конце концов, на любые услуги на рынке держится некая нижняя цена. Просить меньше – означает не заработать на жизнь. Поэтому цены на услуги свадебного фотографа начинаются с цифры в 199 евро. Это минимум. Обычная цена за пакет фотографий держится скорее в районе 500 евро. Фотограф, с устоявшейся репутацией вполне может рассчитывать на гонорар до тысячи евро за съемочный день. В конце концов, после этого дня фотограф трудится ещё почти неделю: отбирает и обрабатывает снимки, готовит их к печати, печатает, составляет подарочные альбомы и фотокниги. На хорошие фотографии, которые останутся на память, не стоит жалеть денег.
Как работает фотограф
Для съёмок на природе невозможно, к сожалению, подобрать погоду по заказу. День свадьбы ведь назначается заранее. Поэтому основной акцент всегда делается на съёмки в помещении. На природе снимают только при хорошей, солнечной погоде или по настоятельной просьбе заказчика. Приехав на свадьбу, фотограф снимает всё и всех подряд, безостановочно. Он делает сотни, а на многодневных свадьбах тысячи снимков. Принцип прост: создавать продуманные композиции в условиях беспрерывно текущего веселья нет возможности. Фотограф объективно не может всё время останавливать свадьбу: ему этого никто не позволит. Из огромного количества снятых снимков фотограф выбирает дома от ста до двухсот самых удачных и объединяет их в «официальный пакет».
Снимки группируются по темам или по персонажам. Учитывая электронную форму, можно сделать на диске и ту, и другую группировку одновременно. Можно сформировать группы снимков и по другим принципам. Отдельно идут парадные, выставочные фотографии молодожёнов, их родителей, ближайших друзей жениха и подруг невесты. Здесь уже обязательно присутствуют или продуманные композиции, или хотя бы постановочный элемент. Другими словами, эти снимки сделаны не в стихийном «потоке событий», а почти студийно: персонажи снимков поставлены фотографом так, как это нужно и с заранее выбранным окружением и фоном. Эти снимки делаются уже в большом, а не в обычном формате, как остальные. Разумеется, на парадных портретах осанка персонажей должна быть в порядке: они не должны сутулиться, наклоняться в ту или иную сторону.
Из глубины средневековья
Композиции свадебных парадных фотографий ведут своё происхождение от композиций традиционной западноевропейской портретной живописи. Речь идёт, разумеется, не о живописи двадцатого века, а о живописи предыдущих веков. Здесь есть на что опереться по части выразительности поз, свойств фона, характеров персонажей – всё это уже давным-давно найдено и тысячи раз «отработано» в классической живописи. Изобретать велосипед совершенно ни к чему. Тем более, что уже в 14 веке в Германии начали писать портреты молодожёнов. Уже тогда начали вырабатываться устойчивые традиции. Молодожёны на таких портретах всегда изображались фронтально: они смотрели на зрителя. Смотреть на портрете друг на друга было не принято. Это естественно, потому что портрет молодожёнов носил парадный характер и был обращён к зрителям. Зритель должен был видеть молодожёнов прямо перед собой, а не в профиль. Так же примерно изображают молодожёнов на свадебных фотографиях и сейчас: они смотрят на зрителя. Конечно, есть немало и свободных композиций, продиктованных духом времени. Но парадный вариант, выработанный за века, всё равно остаётся ведущим.
Кроме разворота с «взглядом на зрителя», есть ещё несколько черт, которые объединяют старинную портретную живопись и современную свадебную фотографию. Невеста почти всегда на фотографиях стоит по левую руку от жениха. Это наследие портретов тех времён, когда в правой руке у мужчины находились трость, жезл или оружие. Впрочем, если считать , что все симметрии в изобразительном искусстве построены исторически из расчёта на правшей, то и с этой точки зрения положение невесты на парном портрете нетрудно объяснить. Фигура, которая находится справа, попадает в поле зрения основного, правого глаза. Естественно, что на неё невольно обращается основное внимание. Вполне естественно также, что в центре внимания таким образом оказывается невеста, а не жених. Женские наряды на свадьбе всегда красивее мужских.
Визажист
Работа свадебного фотографа зачастую тесно связана с работой визажиста. Его участие особенно необходимо, когда речь идёт о парадных портретах, которые будут висеть в домах молодожёнов и их близких годы, а то и десятилетия. Во-первых, надо скрыть все естественные дефекты. То же самое, кстати, делают и артисты, выступающие на концертах, если концерт снимает телевидение. Это обязательное условие. В принципе это даже не зависит от желания артиста. Когда лицо попадает в яркий свет прожекторов, все естественные дефекты внешности становятся видны, как на ладони. Поэтому перед съёмкой надо «навести порядок». То же самое касается и свадебных парадных фотографий. Чем лучше освещение, чем больше выбранный фон будет освещать лицо, тем более тщательно надо всё «почистить», а если точнее, «замазать». С макияжем, конечно, знакома каждая женщина, но только специалист может всё «исправить и загладить» так, как это нужно для условий идеального освещения.
За что отвечает фотограф
Одному немецкому фотографу пришлось заплатить своим клиентам штраф в размере семи тысяч евро. Это – компенсация за нанесение морального ущерба. Дело в том, что снимки, сделанные им на свадебной церемонии, оказались выполненными в слишком оригинальной манере. Жених и невеста были недовольны работой фотографа и обратились с жалобой в судебные инстанции. Суд вынес решение, согласно которому фотограф, недобросовестно выполнивший заказ клиентов, причинил молодоженам нравственные страдания. Ведь свадьба являлась важным моментом в жизни новобрачных. Фотограф пытался представить контраргументы, ссылался на свою неповторимую художественную манеру. Однако суд не принял всерьез его заявление.
Этот полуанекдотичный случай, очень редкий в судебной практике, иллюстрирует два негласных правила. Первое правило: «Деньги за заказ надо платить по результату». Правда, мало кто согласится работать без аванса. Аванс, наверное, вполне оправданное требование. Но не более того. Всё-таки, прежде, чем платить круглую сумму, надо хоть бегло взглянуть на то, за что у тебя берут деньги. Правило второе: «Художественная манера обговаривается заранее». Лучше всего, чтобы данная манера была обыкновенной и качественной. Всякого рода уговоры, имеющие своей целью подвигнуть вас на содействие свободному творчеству, следует отметать вежливо, но безоговорочно.
Артур ГУТМАН