Пятница, 01.11.2024, 01:10
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Леонардл  
Еврейские коробейники
litceteraДата: Вторник, 13.05.2014, 12:20 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1363
Статус: Оффлайн
Обычно евреев в средневековой Европе и Европе Нового времени представляют ремесленниками, ювелирами и финансистами. Но это не совсем так. Евреи часто бывали продавцами скота, а заодно и коробейниками. Этакий ходячий магазин «Всякая всячина». На идише евреев-коробейников называли Dorfgeers – «ходоки из деревни», а на немецком языке Hausieren – «ходящие по домам». Коробейники не только разносили товары, они были ещё и поставщиками всякого рода новостей. Это естественно, ведь переходя с места на место, они везде что-то узнавали, запоминали и передавали другим. Новости передавались самые разные: местные, общинные, политические, религиозные. И ещё одна очень важная роль еврейских коробейников: они были сватами. Кому, как не им, можно было поручить найти невесту или жениха в другой общине! Еврейские общины очень часто были малочисленными. Большое количество родственных связей внутри одной общины делало замужество или женитьбу невозможным. Нужны были невесты и женихи издалека. Поручить роль сватов можно было только бродячим торговцам. Роль коробейников из еврейских общин была порой велика и для христиан. Во многих местах Германии христиане, планируя даты своих ярмарок, учитывали и даты еврейских религиозных праздников, чтобы евреи тоже могли прийти на ярмарку и торговать. Для этого надо было, чтобы дата ярмарки не попадала на еврейский праздник. Так и делали вплоть до середины 18-го века.

Как евреи стали коробейниками

Евреи в Европе далеко не сразу стали заниматься «бродячей» торговлей. Сначала евреи везде стремились поселиться в городах, ведь город обеспечивал им защиту во время военных действий. Защищали стены. Но в 14 и 15 веках в большинстве немецких княжеств еврейские общины были изгнаны из городов. Возможностей заработать на жизнь сразу стало меньше. Вот тогда и стали возникать в еврейской среде бродячие торговцы. Товары, как правило, коробейники брали в долг у оптовых торговцев, потому что заработки от «бродячей торговли» были не так велики, чтобы можно было иметь накопления. Всё, что зарабатывали, уходило на жизнь. Со временем среди коробейников стала возникать специализация: одни скупали скот, другие – куриные перья, третьи – зерно. Поразительно, и сейчас в это не верится, но среди коробейников встречались и женщины. Впрочем, в отличие от мужчин, они далеко от своей общины никогда не уходили.

Налоги и сборы

Коробейники платили сбор на всех таможнях бесчисленных немецких государств. Больше 400 границ пересекал еврей, вздумавший пройти всю Германию с севера на юг или с востока на запад. Общий таможенный сбор с торговцев был обязателен для всех, независимо от вероисповедания и национальности. Если хочешь торговать и несёшь или везёшь с собой товары, изволь заплатить. Это был своеобразный налог на будущую, ещё не полученную прибыль. Впрочем, в современной Германии и сейчас есть подобные налоги. Но евреи платили ещё один налог на таможнях, придуманный только для них: „Leibzoll“. Это был «налог за тело». Этот налог еврей платил на таможне за самого себя, просто за пересечение границы, независимо от того, были у него товары или нет. Ещё платился налог владельцу земли, на которой проживала еврейская община. Справедливости ради надо сказать, что и в России с крестьян, занимавшихся отхожим промыслом, точно так же помещик брал налог.

Как отметить в дороге шаббат

Домой еврейские коробейники возвращались один раз в неделю, на шаббат. Но это тогда, когда они уходили сравнительно недалеко. Если же путешествие оказывалось дальним, тогда шаббат отмечался там, где еврей его заставал. Поэтому коробейники носили с собой компактные ящички, где хранилось всё необходимое, чтобы отметить шаббат: подсвечники, свечи, масло для светильников и многое другое. Это была абсолютная необходимость для всех евреев, чей род занятий, промысел или личная судьба не позволяли встречать шаббат в кругу семьи. Первыми такие ящики придумали евреи Сицилии ещё в 15-м веке.

Конкуренция

Коробейники конкурировали со всеми. Со своими коллегами, с торговцами-евреями, с торговцами-христианами, с цыганами, с помещиками, стремившимися продать что-то своими силами. Так или иначе существование профессии коробейников требовало постоянных копромиссов. Увы, далеко не всегда компромиссы оказывались возможными. Приходилось и уступать. Во многих немецких княжествах конкуренты еврейских бродячих торговцев добились издания законов, запрещающих вход на территорию этих княжеств евреев с товарами. Официально причиной запретов называлось, как правило, нищенство и попрошайничество. Были ли коробейники попрошайками? Иногда действительно были, когда заработков не хватало для пропитания семьи. Но чаще всего попрошайничество было только надуманным предлогом для запретов. Ещё евреев-коробейников, бывало, обвиняли в шпионаже. Впрочем, в этом же обвиняли не только евреев, но и торговцев-христиан. Гораздо большей угрозой для немецких евреев-коробейников стала массовая эмиграция в Германию евреев из Польши в 17 веке. С того времени резко обострилась конкуренция в этой сфере внутри еврейской среды.

Финал

Эпоха коробейников, начавшаяся в 15 веке, окончательно стала заканчиваться тогда, когда в широких масштабах стали возникать магазины, торгующие изделями промышленности. В разных областях Германии это происходило в разное время. Конечно, появление магазина делало присутствие коробейника бессмысленным, ведь он торговал не уникальными, а точно такими же товарами. Но ещё до наступления этой эпохи кробейники-евреи попали под запрет во время массового возвращения евреев в города в Германии в 19 веке. Запрет бродячей торговли стал одним из основных условий, на которых евреев пускали в города. Именно в результате этого запрета началась первая волна эмиграции евреев из Германии в США. Евреи-коробейники не хотели менять свою профессию, и их многочисленные семьи переезжали за океан, где торголя вразнос была острой необходимостью при освоении огромных территорий Северной Америки. Там евреи торговали с индейцами и ковбоями, а многие из бродячих торговцев быстро превращались в стационарных: открывали на освоенных землях свои магазины. Не меньше 10-15 процентов евреев, приехавших в 19-м веке в США, занимались на первых порах бродячей торговлей.

Артур Гутман, Леонид Гутман
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: