Дяловская | Дата: Воскресенье, 16.06.2013, 20:54 | Сообщение # 1 |
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 96
Статус: Оффлайн
| Николаева Г.Н. Слово о К.Г. Паустовском Цель творчества К.Г. Паустовский видел в том, чтобы призвать каждого человека к совершенствованию ума и души, научить его радоваться красоте, понимать её, наслаждаться ею. Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая (по новому стилю, а по старому – 19 мая) 1892 года в Москве в Гранатном переулке в семье статистика в управлении железной дороги. Отец Георгий Максимович Паустовский, по словам писателя, «был неисправимым мечтателем и протестантом», т. е. человеком с неуживчивым характером, из-за чего постоянно менял место работы. После нескольких переездов (Псков, Вильно) семья поселилась в Киеве. В Киеве К.Г. Паустовский пошёл учиться в Первую классическую гимназию. Его одноклассником был М.А.Булгаков. Когда К.Г.Паустовский был в шестом классе, отец оставил семью, и Константин вынужден был самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством. В последний год учёбы в гимназии (1910 г.) К.Г. Паустовским были написаны первые небольшие рассказы – «На воде» и «Четверо», которые опубликовали в киевских журналах «Огни» и «Рыцарь» в 1912 –1913 гг. После окончания гимназии К.Г. Паустовский поступил в Киевский университет (1911 г.) на естественно-исторический факультет, а в 1913 году перевёлся в Московский университет на юридический факультет. Первая мировая война (1914 г.) заставила К.Г. Паустовского прервать учёбу. Он стал вожатым московского трамвая, затем работал в санитарном поезде. В 1915 году с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии. После гибели двух братьев в один день на разных фронтах Первой мировой войны К.Г. Паустовский вернулся в Москву к матери (Марии Григорьевне), но вскоре начал скитальческую жизнь. Значительно позже в автобиографическом очерке «Несколько отрывочных мыслей» (1967) К.Г. Паустовский писал: «Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Моё состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и – тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе». В течение 1915 года К.Г. Паустовский работал на металлургических заводах в Екатеринославе и Юзовке, на котельном заводе в Таганроге. В 1916 году стал рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге на берегу Азовского моря, К.Г. Паустовский начал писать свой первый роман «Романтики» (1916 – 1923, опубликован в 1935), который отличался авторским поиском лирико-прозаической формы. Основной темой романа стала судьба художника, который стремился преодолеть одиночество, что впоследствии встречалось во многих произведениях писателя. В «Романтиках» проявились особенности прозы К.Г. Паустовского: интерес к добрым чувствам человека, к мужеству, доверию, высокому благородству и взаимопониманию. Летом 1916 года в Подлесной Слободе Рязанской губернии (ныне Луховицкий район Московской области) состоялось венчание К.Г. Паустовского и Екатерины Степановны Загорской (1889 – 1969). В августе 1925 года у них родился сын Вадим Константинович (02.08.1925 – 10.04.2000), который всю жизнь собирал письма родителей и документы, многие из которых передал в Музей-центр К.Г. Паустовского в Москве. Несмотря на то, что в 1936 году К.Г. Паустовский и Е.С. Загорская расстались, он продолжал заботиться о сыне. С 1917 года К.Г. Паустовский – журналист. Он много ездит по стране, считая, что «скитальчество – это высшее и кристальнейшее выражение большой человеческой тоски по далёкому, загаданному, по жизни, овеянной свежими ветрами, многогранной, ликующей, в которой поёт каждый миг, каждая почти незаметная минута…» Ещё в 18 лет у К.Г. Паустовского сложилось убеждение, что писателем может стать только человек, проживший интересную, насыщенную событиями жизнь: «Задумавшись над тем, о чём же я буду писать, я вдруг с ужасом понял, как беден мой запас жизненных наблюдений. Сознание того, что я до обидного мало знаю жизнь, заставило меня бросить писать и уйти в люди… 10 лет я не брал в руки пера, скитался по стране, встречался со множеством людей разных профессий, присматривался к ним, сам переменил немало профессий (с 1913 года по 1929 год работал вожатым трамвая и санитаром, учителем и журналистом). Я не заполнял блокнота записями для будущих книг, хотя и не сомневался, что рано или поздно буду писать, потому что этого требовало само моё существо». Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года К.Г. Паустовский встретил в Москве, где работал журналистом и «жил напряженной жизнью газетных редакций», но вскоре уехал в Киев, куда перебралась его мать. Там во время Гражданской войны пережил несколько переворотов. Был призван в петлюровскую армию, а вскоре после очередной смены власти был призван в Красную Армию в караульный полк, набранный из бывших махновцев. Несколько дней спустя один из караульных солдат застрелил полкового командира и полк расформировали. С 1920-го по 1922-й год К.Г. Паустовский жил в Одессе, где оказался среди молодых талантливых писателей – И. Ильфа, И. Бабеля, Э. Багрицкого, Г. Шенгели и др. Здесь он регулярно печатался в газете «Моряк». После этого К.Г. Паустовский уехал в Сухум, потом перебрался в Батум, где работал в газете «Маяк», затем – в Тифлис. Странствия по Кавказу привели К.Г. Паустовского в Армению (Ереван) и северную Персию. В 1923 году К.Г. Паустовский вернулся в Москву, где несколько лет работал редактором РОСТА. В это время печатались не только его очерки, но и рассказы, повести и романы. В ранних произведениях (рассказах «Белые облака» – 1920, «Лихорадка» – 1925, «Этикетки для колониальных товаров» – 1928 , сб. рассказов «Встречные корабли» – 1928) мечты о дальних странах, путешествиях, встречи и разлуки подчиняли себе все другие жизненные обстоятельства. Это было время, когда, по словам В.В. Маяковского, «пересматривалась миров основа», когда романтическая стихия властвовала в русской литературе. Даже опытные, сложившиеся художники испытывали жгучую потребность в новых формах, в новых приемах (Б. Лавренёв «Ветер», А. Грин «Алые паруса»). К.Г. Паустовский обратился к экзотике, которая, по его понятиям, наиболее соответствовала духу времени. Страсть к романтике возникла у К.Г. Паустовского с детства. Его отец был «неисправимым мечтателем». В детстве и юности судьба столкнула К.Г. Паустовского с такими людьми, как дядя Юзя и учитель географии Черпунов. Оба страстные путешественники, они произвели на будущего писателя неотразимое впечатление: «В детстве я пережил увлечение экзотикой. Желание необыкновенного преследовало меня с детства. В скучной киевской квартире, где прошло это детство, вокруг меня постоянно шумел ветер необычайного. Я вызывал его силой собственного мальчишеского воображения. Ветер этот приносил запах тисовых лесов, пену атлантического прибоя, раскаты тропической грозы, звон эоловой арфы». Дело довершили книги – Майн-Рид, Жюль Верн, Фенимор Купер. Проза К.Г.Паустовского – особенная, имеющая романтический колорит. Он писал: «Романтическая настроенность не позволяет человеку быть лживым, невежественным, трусливым и жестоким. В романтике заключена облагораживающая сила. Нет никаких разумных оснований отказываться от неё в нашей борьбе за будущее и даже в нашей обыденной трудовой жизни». Писатель говорил, что ушёл от экзотики, но никогда не уйдёт «от романтики – от очистительного её огня, порыва к человечности и душевной щедрости, от постоянного её непокоя». В романе «Блистающие облака» (1929) детективно-авантюрная интрига сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками К.Г. Паустовского по Черноморскому побережью и Кавказу. В год написания романа писатель работал в газете водников «На вахте», с которой в то время сотрудничали М.А. Булгаков, В.П. Катаев и др. В 1930-е годы К.Г. Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда» и журналов «30 дней», «Наши достижения», «Знания – сила» и др., побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах – по сути, объездил всю страну. Многие впечатления от этих поездок «по горячим следам», описанные в газетных очерках, воплотились в художественных произведениях. Так, герой очерка 1930-х годов «Подводные ветры» стал прототипом главного героя повести «Кара-Бугаз» (1932), в которой К.Г. Паустовский рассказал о разработке залежей глауберовой соли в заливе Каспия так же поэтично, как и о странствиях юноши-романтика в своих первых произведениях (над повестью писатель работал в течение 1931 года в городе Ливны). К.Г.Паустовский стал зачинателем научно-художественной прозы и профессиональным писателем. Он по-прежнему много ездил: жил на Кольском полуострове и на Украине, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках. В 1930-е гг. К.Г. Паустовский обратился к исторической тематике. В повести «Судьба Шарля Лонсевиля» (1933) рассказано о судьбе французского офицера, захваченного в плен в 1812 году, а в «Северной повести» (1938-39) показана история двух русских семей, дворянской и крестьянской, во времена декабристов, в 1916–1917 гг. и в 1930–1940-е годы. Эти произведения тематически примыкали к русской исторической прозе 1920–1930-х годов (О. Форш, А. Толстой, Ю. Тынянов и др.), исследовавшей родословную русской революции, но художественные принципы изображения истории у К.Г. Паустовского были иными. Он обращался к изображению не столько самих фактов, событий, лиц, сколько к эмоциональному восприятию и оценке их современниками. Благодаря такому оригинальному подходу исторический материал осмысливался по-новому: прошлое отражалось в сознании и эмоциях персонажей произведений, и осуществлялась связь времен. К.Г. Паустовский словно передавал эстафету предшественников грядущим поколениям – в этом он видел свой долг перед людьми. Излюбленным жанром исторической прозы у писателя были жизнеописания: «Меня всегда интересовала жизнь замечательных людей. Я пытался найти общие черты их характеров – те черты, что выдвинули их в ряды лучших представителей человечества». В 1930–1940-е годы у К.Г. Паустовского не нашлось последователей, но время подтвердило перспективность его оригинальных подходов к историческому материалу. В 1970–1980-е рядом с писателями, работавшими в традиционных исторических жанрах (Д. Балашов, С. Залыгин, Н. Задорнов и др.), появились Ю. Трифонов («Нетерпение»), Ю. Давыдов («Две связки писем»), Б. Окуджава («Путешествие дилетантов», «Свидание с Бонапартом»), которые использовали его опыт проникновения в прошлое через внутренний мир, психологию отдельной личности. В 1930-е гг. К.Г. Паустовский пишет «маленькие повести» о творчестве, о труде человека искусства – художника, музыканта, писателя («Орест Кипренский» – 1936, «Исаак Левитан» – 1937, «Тарас Шевченко» – 1938). Произведения о художниках родились из желания открыть людям глаза на красоту и благородство искусства. Если в повестях «Кара-Бугаз» (1932) и «Колхида» (1934) были даны картины преобразования природы, в повести «Чёрное море» (1935) природа выступила объектом познания, средством могучего влияния на личность человека, то в книге «Мещёрская сторона» (1939) природа – источник лирического вдохновения. К.Г. Паустовский говорил: «Природа учит нас понимать прекрасное». Мещёрский край занимает особое место в жизни и в творчестве К.Г.Паустовского, который подолгу жил там один, или с женой Валерией Владимировной, или с друзьями-писателями – А. Гайдаром и Р. Фраерманом. О любимой им Мещёре К.Г. Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещёрском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей. Я упомяну только главные: «Мещёрская сторона», «Исаак Левитан», «Повесть о лесах», рассказы «Летние дни», «Телеграмма», «Дождливый рассвет», «Во глубине России», «Ильинский омут»… Чувство природы равнозначно у К.Г. Паустовского чувству Родины: «Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе». «Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. На первый взгляд – это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаёшь её, тем всё больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придётся защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, – этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь». В годы Великой Отечественной войны К.Г. Паустовский был военным корреспондентом на Южном фронте и писал рассказы. Среди них – «Снег» (1943) и «Дождливый рассвет» (1945), которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями. В послевоенные годы в течение 18 лет (с 1945 по1963 гг.) К.Г. Паустовский работал над главным своим произведением – автобиографической «Повестью о жизни», состоящей из шести книг: «Далекие годы» (1946), «Беспокойная юность» (1954), «Начало неведомого века» (1956), «Время больших ожиданий» (1958), «Бросок на юг» (1959-1960), «Книга скитаний» (1963). В «Повести…» отразилась жизнь России первых десятилетий XX века с грандиозными потрясениями войн и революций. В 1950 году у К.Г. Паустовского и его третьей жены Татьяны Алексеевны Евтеевой (1903 – 1978) в Солотче родился сын Алексей Константинович (1950 – 1976), который умер в возрасте 26 лет (от передозировки наркотиков). В 1950-е годы К.Г. Паустовский жил в Москве и в Тарусе (Калужская область) на Оке. Он стал одним из составителей коллективных сборников демократического направления «Литературная Москва» (1956) и «Тарусские страницы» (1961). В 1956 году была опубликована повесть «Золотая роза» – книга о литературе, «о прекрасной сущности писательского труда», о ценности точно найденного слова, которая положила начало целой серии книг о писательском труде («Ни дня без строчки» Ю. Олеши, «Заметки литератора» В. Пановой, «Мой Дагестан» Р. Гамзатова и др.). В книге К.Г. Паустовский рассказал, как были написаны многие из его рассказов и повестей, показал «тот писательский житейский материал, из которого рождается проза». Умение не щадить себя, полностью отдаваясь любимому труду, – необходимое условие творчества. В годы «оттепели» К.Г. Паустовский активно выступал за литературную и политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей – И. Бабеля, Ю. Олеши, М. Булгакова, Н. Заболоцкого и др. В середине 1950-х годов к К.Г.Паустовскому пришло мировое признание. Он получил возможность путешествовать по Европе: побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и в других странах. В 1965 году жил на острове Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950-1960-х годов – «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша» и др. В 1965 году Нобелевский комитет принял решение о присуждении премии К.Г. Паустовскому. Однако путем сложных дипломатических интриг Советскому Союзу удалось изменить это решение. В самый последний момент её вручили М.А. Шолохову, а в Швеции и в Италии в «нобелевской» серии уже были изданы однотомники лучших произведений К. Г. Паустовского. В 1966 году К.Г. Паустовский подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина. К.Г. Паустовский умер в 1968 году в Москве, но похоронен, согласно его завещанию, на городском кладбище Тарусы, на высоком холме, окруженном деревьями, с просветом на реку Таруску. Это место было выбрано самим писателем. Могила располагается в зеленом квадрате, окруженном дорожками. В изголовье лежит камень неотшлифованного красного гранита, на котором с одной стороны помещена надпись «К.Г. Паустовский», а с другой «1892 – 1968». «Паустовского Таруса хоронила, На руках несла, не уронила, Криком не кричала, не металась, Лишь слеза катилась за слезою. Все ушли, она одна осталась И тогда ударила грозою» (М. Алигер. 17 июля 1968 года). С 1991 года в Тарусе ежегодно проводятся праздники К.Г. Паустовского в день его рождения – 31 мая. Первый и второй праздники проводились на поляне рядом с Ильинским омутом. Творчество К.Г. Паустовского оказало огромное влияние на писателей, принадлежащих к так называемой «школе лирической прозы», – Ю. Казакова, С. Антонова, В. Солоухина, В. Конецкого и др. Писатель награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, медалями.
|
|
| |