Воскресенье, 22.12.2024, 12:47
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Дяловская, Леонардл  
Г.Н. Николаева. Слово о Владимире Высоцком
ДяловскаяДата: Среда, 13.11.2013, 17:26 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 96
Статус: Оффлайн
Слово о Владимире Высоцком

Современники, окажите честь –
Зачеркните “был”, напишите “ есть”».
П. Вегин


Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве, на Третьей Мещанской улице – 61/2. Мама, Нина Максимовна, урождённая Серёгина (1912 – 2003), была референтом-переводчиком с немецкого языка Отец, Семён Владимирович Высоцкий, – военным связистом, полковником.
Раннее детство Владимир провёл в московской коммунальной квартире дома № 126 на Первой Мещанской улице.
В 1941-1943 гг. вместе с матерью находился в эвакуации в селе Воронцовка Бузулукского района Чкаловской (ныне Оренбургской) области.
В 1945 году В. Высоцкий пошёл в первый класс 273-й школы Ростокинского района Москвы.
После развода родителей Володя в 1947 году переехал жить к отцу и его второй жене – Евгении Степановне Лихалатовой в город Эберсвальде (Германия), где служил отец. Там юный Володя продолжил учёбу в школе (в г. Эберсвальде) и научился играть на фортепиано.
В октябре 1949 года вместе с отцом и его второй женой он возвратился в Москву и поступил в 5-й класс мужской средней школы № 186. Жил в Большом Каретном переулке, в доме № 15, кв. 4. В настоящее время на этом доме установлена мемориальная доска, а переулок увековечен в песне В.Высоцкого «Большой Каретный»:

Где твои семнадцать лет?
На Большом Каретном.
Где твои семнадцать бед?
На Большом Каретном.
Где твой чёрный пистолет?
На Большом Каретном.
А где тебя сегодня нет?
На Большом Каретном.
Помнишь ли, товарищ, этот дом?
Нет, не забываешь ты о нём.
Я скажу, что тот полжизни потерял,
Кто в Большом Каретном не бывал.

Писать стихи В. Высоцкий начал рано – с восьми лет, а когда стал немного старше, сочинял всевозможные пародии. Тогда В. Высоцкому казалось, что он пишет для очень маленького круга (человек пять-шесть) самых близких друзей, и так оно будет всю жизнь. Это, по его словам, была прекрасная компания, которая жила коммуной и часто собиралась в квартире в Большом Каретном переулке у Лёвы Кочаряна, которому посвящено стихотворение «Большой Каретный», написанное в 1962 году. Там бывали будущие писатели Василий Шукшин и Артур Макаров, кинорежиссёр Андрей Тарковский и актер Михаил Туманов, сценарист Владимир Акимов. Это было самое замечательное время в их жизни.
По воспоминаниям В. Высоцкого, у него в семье не было никого из людей искусства, но его мама очень любила театр и каждую субботу водила сына на спектакль. Впечатления от театральных спектаклей остались у Владимира Высоцкого на всю жизнь.
В 1953 году он начал заниматься в драмкружке при Доме учителя под руководством артиста МХАТ Владимира Николаевича Богомолова.
Весной 1955 года В.Высоцкий переехал к маме Нине Максимовне на Первую Мещанскую улицу (д. 76, кв. 62), а в июне окончил среднюю школу№ 186. В аттестате у В. Высоцкого среди оценок по 14 предметам было пять пятёрок и девять четвёрок.
Родители хотели, чтобы их сын стал инженером, и в августе 1955 года он поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. В.В. Куйбышева, но после первого же семестра оставил этот вуз. Решение об уходе было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со своим школьным другом Игорем Кохановским В.Высоцкий решил провести её за выполнением чертежей, без которых не допустили бы к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал и, взяв со стола баночку с тушью, стал поливать свой чертёж её содержимым, говоря: «Всё. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это – не моё…»
В июне 1956 года В.Высоцкий поступил в Школу-студию МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко на актёрское отделение, где занимался у таких мастеров, как П.В. Массальский и А.М. Комиссаров.
Осенью того же года (1956) В. Высоцкий познакомился с Изой Жуковой, на которой женился 25 апреля 1960 года, за два месяца до окончания учёбы и получения диплома.
В 1958 году В. Высоцкий сыграл свою первую театральную роль – Порфирия Петровича в учебном этюде по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
В 1959 году исполнил эпизодическую роль студента театрального института в х/ф «Сверстницы» (режиссёр В. Ордынский).
После окончания Школы-студии МХАТ в 1960 году В. Высоцкий получил направление на работу в Московский драматический театр им. А.С.Пушкина. Однажды В. Высоцкий услышал пение Булата Окуджавы. Его песни произвели на молодого актёра сильное впечатление не только своим содержанием, которое было прекрасно, но и манерой исполнения. В. Высоцкого поразило, насколько сильно воздействие стихов на слушателей, когда их читают под гитару, и он стал пытаться делать это сам.
В начале 1960-х гг. появились первые песни В. Высоцкого. Однако это не было подражанием Б. Окуджаве. В. Высоцкий не пел, а исполнял стихи под гитару и делал это для того, чтобы лучше воспринимался текст. Впоследствии В.Высоцкий говорил: «Я занимаюсь авторской песней – сам пишу тексты, мелодии, сам исполняю. Это неумирающее искусство, оно началось очень давно, много-много веков назад. У нас тоже с гуслями ходили и пели песни… у авторской песни есть и история, и традиция, поэтому я и предпочитаю заниматься именно ею…»
Песня «Татуировка», написанная в 1961 году (в возрасте 23 лет), в Ленинграде, многими считается самой первой. Дело было летом, в июле, Владимир ехал в автобусе и увидел впереди человека, у которого была распахнута рубаха, а на груди видна татуировка – наколота очень красивая женщина, а внизу написано: «Люба, я тебя не забуду!» В. Высоцкому захотелось об этом написать, только вместо имени Люба он поставил для рифмы «Валя».
В 1961 году В. Высоцкий сыграл свою первую настоящую роль в кино – в х/ф «Карьера Димы Горина», где снимался вместе с Татьяной Конюховой, Александром Демьяненко и др. Во время съёмок х/ф «713-й просит посадку» В. Высоцкий познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой, которая стала его второй женой (официально брак с ней был зарегистрирован в 1965 году). 29 ноября 1962 года у них родился первый ребёнок – сын Аркадий. В это время В. Высоцкий работал уже в Театре миниатюр.
В 1963 году В. Высоцкий сыграл одну из главных ролей в х/ф «Штрафной удар», где снимался вместе с такими актёрами, как Михаил Пуговкин, Лилия Алешникова, Владимир Трещалов и др.
В июне 1963 года были сделаны первые студийные записи песен ВВысоцкого.
Весной 1964 года он познакомился с главным режиссёром Театра драмы и комедии на Таганке Юрием Петровичем Любимовым.
8 августа родился второй сын В. Высоцкого – Никита.
Осенью 1964 года В. Высоцкий поступил в Театр на Таганке, который стал для него «своим театром». Юрий Петрович Любимов так вспоминал о приходе В. Высоцкого в театр: «Ко мне в театр пришёл наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: “Я несколько своих песен написал, послушаете?” Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа». Так начался творческий путь В. Высоцкого в Театре на Таганке, которому он отдал 16 лет своей жизни.
14 октября 1964 года состоялась премьера спектакля по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где В. Высоцкий сыграл роль драгунского капитана.
Вскоре начались концертные выступления В. Высоцкого с группой товарищей-актёров Театра на Таганке – Валерием Золотухиным, Вениамином Смеховым, Борисом Хмельницким, а в 1965 году состоялись первые сольные выступления В.С. Высоцкого со своими песнями.
В феврале 1965 года был премьерный показ спектакля «Антимиры» по стихотворениям А.А. Вознесенского с участием В.Высоцкого, который исполнял созданные им песни; в апреле – премьера спектакля по книге Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир»; а в ноябре – премьера спектакля «Павшие и живые».
В мае 1966 года состоялась премьера спектакля по пьесе Б.Брехта «Жизнь Галилея», в котором В. Высоцкий сыграл главную роль.
В 1966-1967 гг. он снялся в х/ф «Я родом из детства» (режиссёр В.Туров) – и «Короткие встречи» (режиссёр К. Муратова).
18 января 1967 года по приглашению клуба песни «Восток» в Ленинграде состоялось первое официальное выступление В. Высоцкого на концертной сцене. После этого его стали всё чаще приглашать с песнями в клубы, институты, на заводы. Популярность его росла с каждым годом.
В июле 1967 года В.С. Высоцкий познакомился с французской актрисой Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой (брак был зарегистрирован 1 декабря 1970 года).
В 1967 году вышел кинофильм «Вертикаль» (режиссёры С. Говорухин и Б. Дуров) с В. Высоцким в роли радиста Володи, а в 1968 году была выпущена первая авторская гибкая грампластинка с песнями В.С. Высоцкого из этого фильма.
В ноябре1967 года в Театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Пугачёв» по поэме С.А. Есенина, где В. Высоцкий сыграл роль беглого каторжника Хлопуши.
В 1968 году вышли кинофильмы «Служили два товарища» (режиссёр Е. Карелов) – и «Хозяин тайги» (режиссёр В. Назаров) с участием В. Высоцкого, а также завершились съёмки фильма режиссёра Г. Полоки «Интервенция», где В. Высоцкий сыграл роль Бродского, но на экран этот х/ф вышел только в 1987 году.
Летом 1969 года В.Высоцкий пережил клиническую смерть. Врачи боролись за его жизнь восемнадцать часов.
В этом же году вышел кинофильм «Опасные гастроли» (режиссёр Г. Юнгвальд-Хилькевич) – с участием В. Высоцкого.
29 ноября 1971 года состоялась премьера спектакля «Гамлет» по пьесе В. Шекспира (в переводе Б.Л. Пастернака) с В. Высоцким в главной роли, которую он в течение своей жизни сыграл 217 раз.
Спектакль стал настоящим откровением для зрителей и критики. Газеты в те дни писали: «Владимир Высоцкий сделал невозможное, он играет свою роль на разрыв аорты, он умирает и рождается вновь, и так каждый спектакль».
Юрий Петрович Любимов говорил: «Не было бы Высоцкого, я бы не стал ставить “Гамлета”… помог случай. Мне запретили очередную композицию: хватит, говорят, ставьте нормальную пьесу! Я тут же пишу: “Прошу дать мне возможность поставить нормальную пьесу Шекспира “Гамлет”! Потом мне стали говорить, что Высоцкому не нужно там играть. Мол, что за пьяница из подворотни будет хрипатым голосом орать Гамлета? “Он же – принц!” Это говорили люди, которые кроме африканских принцев других не видели».
В 1976 году спектакль «Гамлет» получил первую премию на десятом юбилейном Белградском интернациональном фестивале (БИТЕФ), а в 1977 году во Франции ему была присуждена высшая премия французской критики как лучшему иностранному спектаклю года.
В 1972-1973 гг. В. Высоцкий снимался в х/ф «Четвёртый» (режиссёр Алексей Столпер) и «Плохой хороший человек» (режиссёр Иосиф Хейфиц).
В 1973 году состоялась первая поездка В. Высоцкого за границу – во Францию. В декабре он работал над балладами для фильма режиссёра Михаила Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли».
В 1974 году вышли две авторские пластинки (миньоны) – «Песни Владимира Высоцкого».
В 1975 году В. Высоцкий вместе с Валерием Золотухиным, Еленой Прокловой, Вячеславом Невинным и др. актёрами снялся в х/ф «Единственная» (режиссёр Иосиф Хейфиц), а в театре начал репетировать роль Ермолая Лопахина в спектакле Анатолия Васильевича Эфроса по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».
В этом же году В. Высоцкий вместе с Мариной Влади переехал в кооперативную квартиру дома № 28 на Малой Грузинской улице, где они прожили до 1980 года. В настоящее время на этом доме установлена мемориальная доска.
В 1976 году вышел фильм режиссёра Александра Митты «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» с В. Высоцким в роли Абрама Ганнибала – прадеда А.С. Пушкина. В июле того же года (1976) состоялась поездка В. Высоцкого в США и в Канаду.
В марте 1977 года во Франции вышли два альбома с песнями В. Высоцкого. В ноябре-декабре в этой стране были гастроли Театра на Таганке и концерты В. Высоцкого в Париже. Там же вышла и третья французская пластинка поэта – «Натянутый канат».
Московская фирма «Мелодия» выпустила двойной альбом с записью дискоспектакля «Алиса в стране чудес» с песнями В. Высоцкого.
13 февраля 1978 года приказом № 103 Министерства культуры СССР, согласно записи в аттестационном удостоверении № 17114, артисту Владимиру Высоцкому была присвоена высшая категория вокалиста-солиста эстрады, после чего он был официально признан «певцом-профессионалом».
В. Высоцким написано 647 песен. Среди них
- песни-сказки («О нечисти», «Про джинна», «Про дикого вепря», «О несчастных сказочных персонажах»); антисказка («Лукоморья больше нет»); цикл песен для музыкальной сказки «Алиса в Стране чудес»;
- «фантастические» песни («В далеком созвездии Тау Кита», «Песня космических негодяев», «Каждому хочется малость погреться»);
- песни о войне («Сыновья уходят в бой», «Мы вращаем землю», «Высота», «Чёрные бушлаты», «Разведка боем», «Братские могилы»);
- песни о любви («Мне каждый вечер зажигают свечи…», «Ноль семь», «Люблю тебя сейчас не тайно…», «Маринка, слушай, милая Маринка…», «Баллада о любви»);
- «спортивные» песни («О сентиментальном боксере», «О конькобежце на короткие дистанции»);
- юмористические и сатирические песни («Я все вопросы освещу сполна…», «Песня завистника», «Козёл отпущения» «О переселении душ»).
Многие песни написаны от первого лица и впоследствии получили название «песни-монологи» (например, «Я – “Як”-истребитель…»), были также и «песни-диалоги» (например, «Диалог у телевизора»).
В. Высоцкий хотел, чтобы в его песнях ощущался темп, ритм времени – нервного, бешеного. Он говорил: «Я не знаю, как это у меня получается, но я пишу о нашем времени, чтобы получалась вот такая общая картина: в этом времени есть много юмора, и много смешного, и много ещё недостатков, о которых тоже стоит писать».
О своем занятии авторской песней В. Высоцкий говорил так: «Если на две чаши весов бросить мою работу: на одну – театр, кино, телевидение, мои выступления, а на другую – только работу над песнями, то, я вас уверяю, песня перевесит! Несмотря на кажущуюся простоту этих вещей – можете мне поверить на слово, я занимаюсь этим давно – песни требуют колоссальной отделки и шлифовки… Я должен сказать, что песня для меня – никакое не хобби, нет! У меня хобби – театр».
12 февраля 1979 года состоялась премьера спектакля «Преступление и наказание» с В. Высоцким в роли Свидригайлова.
В этом же году (1979) на экраны страны вышел пятисерийный телевизионный художественный фильм «Место встречи изменить нельзя» (режиссёр Станислав Говорухин), в котором В. Высоцкий сыграл роль капитана Жеглова.
Последней работой В. Высоцкого в кино стала роль Дон Гуана в телефильме «Маленькие трагедии» (режиссёр Михаил Швейцер) по произведению А.С. Пушкина.
Всего В. Высоцкий сыграл более 20 ролей на сцене театра, 8 – в радиоспектаклях, 30 – в фильмах. В 6 кинокартинах прозвучали его песни (или их фрагменты) в его исполнении, а в 11 фильмах песни В. Высоцкого исполнили другие.
22 января 1980 года состоялась единственная съёмка В. Высоцкого на Центральном телевидении, запись которой впервые показали в 1988 году.
16 июля 1980 года было последнее публичное выступление В. Высоцкого (в городе Калининграде Московской области), 18 июля – последний спектакль («Гамлет») в Театре на Таганке.
25 июля 1980 года В. Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире. Назвать точную причину смерти невозможно, так как вскрытие не производилось. Врачи Станислав Щербаков и Леонид Сульповар считают, что наступило удушье (асфиксия) как следствие чрезмерного применения алкоголя и морфия. Существует также версия личного врача В. Высоцкого – Анатолия Федотова: «24 июля Володе было очень плохо … При мне <он> сказал Нине Максимовне: “Мама, я сегодня умру”». Где-то после 12 <ночи> А. Федотов приехал, сделал укол снотворного. В. Высоцкий всё маялся. Потом затих… и уснул. Врач тоже прилёг, а когда проснулся, В. Высоцкий уже начал остывать.
Точное время смерти назвать тоже невозможно – «…где-то между тремя и половиной пятого… Судя по клинике – был острый инфаркт миокарда».
Проблемы со здоровьем у В. Высоцкого начались примерно с 1969 года. За 10 последних лет своей жизни он был дважды в состоянии клинической смерти. Лечился от травм, полученных в автомобильных авариях, от алкоголизма и наркотической зависимости.
В.Высоцкий умер во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр. Сообщений о смерти в средствах массовой информации практически не было (появилось лишь два сообщения в «Вечерней Москве» и небольшой некролог в газете «Советская культура»). Над окошком театральной кассы на Таганке было вывешено скромное объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». Тем не менее, у Театра, где он работал, собралась огромная толпа людей, которые находились там в течение нескольких дней. Казалось, что актера хоронила вся Москва.
В автобусе, направившемся в сторону Ваганьковского кладбища, где 28 июля 1980 года был похоронен В. Высоцкий, Марина Влади сказала Вадиму Туманову (одному из друзей мужа): «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!..»
В 1980 году студией грамзаписи «Мелодия» была выпущена пластинка с песнями Владимира Высоцкого.
В 1981 году, в годовщину смерти В. Высоцкого, режиссёр Ю.П. Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль «Владимир Высоцкий». В том же году вышел первый стихотворный сборник поэта – «Нерв» (составитель – Р.И. Рождественский).
12 октября 1985 года на могиле В. Высоцкого был установлен памятник.
В 1986 году студия грамзаписи «Мелодия» выпустила два диска под названием «Сыновья уходят в бой» с песнями В. Высоцкого о Великой Отечественной войне (27 песен).
С 1987 по 1990-е гг. фирма «Мелодия» осуществляла выпуск серии пластинок под названием «На концертах Владимира Высоцкого».
В 1987 году В. Высоцкому была присуждена (посмертно) Государственная премия СССР «за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме “Место встречи изменить нельзя” и авторское исполнение песен».
25 января 1988 года, в день 50-летия со дня рождения, во дворе Театра на Таганке был установлен памятник В.С. Высоцкому в роли Гамлета и открыт Дом-музей В.С. Высоцкого на Таганке.
В 1989 году в Москве был создан Государственный культурный центр-музей В.С. Высоцкого.
25 июля 1995 года, в день 15-летия со дня смерти В.Высоцкого, на Страстном бульваре у Петровских Ворот в Москве был открыт памятник В.С. Высоцкому работы скульптора Геннадия Распопова. Памятник представляет собой фигуру Владимира Высоцкого с распростёртыми к небу руками. За спиной – постоянная спутница его жизни – акустическая гитара. Вокруг монумента расположены сиденья, и создается впечатление, что поэт стоит на сцене античного амфитеатра.
29 ноября 2003 года состоялось открытие памятника В.С. Высоцкому в городе Набережные Челны. При этом в течение четырёх с половиной лет скульптор Владимир Нестеренко продолжал работать над памятником, отделывая и реставрируя его (колокол покрасили, отполировали верхнюю часть подиума, сам подиум и лестницу, ведущую к нему, выложили гранитом, а временные бетонные плиты у основания памятника поменяли на гранитную брусчатку).
28 января 2008 года было второе официальное открытие памятника. Он представляет собой скульптурную композицию, состоящую из разрезанного колокола, гитары и подобия театральной сцены. По замыслу архитектора, гитара символизирует творчество Владимира Высоцкого, колокол – знак пробуждения добрых чувств, вызванных его творчеством, струны – это лучи упавшей звезды, которой являлся Владимир Высоцкий. Площадка у основания памятника олицетворяет театральную сцену, на которой выступал известный бард.
Работая над памятником, скульптор учёл тот факт, что В. Высоцкий не хотел памятника самому себе, поэтому был создан символический образ творчества, которое оставил после себя этот талантливый человек.
Памятник в Набережных Челнах является самым большим памятником В. Высоцкому.
3 февраля 2006 года был открыт памятник В. Высоцкому и М. Влади в городе Екатеринбурге.
В 2008 году к 50-летию поэта был установлен памятник на аллее Высоцкого в городе Дубна.
В стихотворении «Корабли» В. Высоцкий прочески сказал о себе:

Я, конечно, вернусь – весь в друзьях и в мечтах…
Я, конечно, спою…

Александр Городницкий сказал о значении творчества В.Высоцкого так:

…сколько песен все бы мы ни пели,
Его нам одного – не заменить.

Галина Николаева
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: