Кириллов и Ферапонтово: Никон, Дионисий и тонкий воздух с водой и камнями Русский Север, если ехать от столицы по трассе М8, начинается с Вологды. Так считается – впрочем, позвольте с этим не согласиться. Север на то и Север, что малолюден, а Вологда город всё же немаленький. Зато сразу за областным центром для тех, кто едет не прямо, на Вельск и Архангельск, а налево, к Белому и Онежскому озерам, начинаются чудеса.
И первое из этих чудес – расположенные в десятке километров друг от друга городок Кириллов и сельское, прах бы побрал придумавших эти формулировки бюрократов, поселение Ферапонтово. В центре их стоят монастыри – соответственно, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов. И монастыри эти такого рода, что побывавши в них, никто, что называется, не останется прежним. Магия обработанных человеком древних камней действует не только в Европе.
Словно пограничные стражи, стоят оба эти монастыря неподалеку от современного сухопутного и вдоль древнего водного пути из среднерусских земель на настоящий Север. Они не преграждают дорогу, но и приветствие их не назовешь радушным – это тайга, дорогие, это земля, где не скажут лишнего слова, но, если надо – вытянут и из пропасти. Где на озерах еще недавно в охотничьих зимовьях лежали открыто схроны из продуктов для случайных попавших в беду охотников – но при этом, стучась в дверь большого северного дома, жди прежде улыбки настороженного взгляда.
Оба монастыря и поселки при них – как раз из этой истории. Строгие в ясную погоду и отчетливо неприветливые в хмурую, они – каждый по-своему – поражают и не отпускают от себя далеко, при этом не подавляя.