karpinskaja | Дата: Четверг, 26.09.2013, 15:49 | Сообщение # 1 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 124
Статус: Оффлайн
| СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧУКОТКИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Исследователь Дальнего Востока и Сибири В.К. Арсеньев, в 1913 году побывавший на Крайнем Севере, назвал Чукотку краем страданий, болезней, нужды. И не мудрено. В ту пору всю Камчатку и Чукотский полуостров обслуживал всего один (!) врач. Первый врач появился на Чукотке в 1889 году. В последующие 35 лет здесь работало всего девять медработников. В 1916 году на Чукотке было три фельдшерских пункта: в Ново-Мариинске, Мар¬кове и в бухте Пловер. На Чукотке, занимавшей территорию почти в 750 тыс. кв. км, было всего два фель¬дшерских пункта, куда врач наведывался один раз в год (!). Туберкулёз, проказа, трахома, венериче¬ские болезни выкашивали целые стойбища. Эпидемия оспы унесла четвёртую часть чукчей и эскимосов! Средняя продолжительность жизни на Крайнем Севере составляла всего... 26 лет. Особенно высокой была детская смерт¬ность, - из ста младенцев умирали семь¬десят. По переписи 1909 года в России прожива¬ло всего 1099 эскимосов. Среди них не было ни одного грамотного. Из 11795 чукчей грамотными считали себя только... четыре человека! Из 1099 юкагиров - трое! В 1914 году Ново-Мариинский пост наво¬днили американские и японские торговцы и рыбопромышленники, и русские купцы. В посёлке началось строительство скла¬дов и жилья для рабочих. Было построено пять деревянных домов. Но наиболее комфортабельным жильём являлась палатка. Над одной из палаток был установлен православный крест. А рядом с ней вкопаны два столба с перекладиной, на которой висели небольшие колокола. Это была церковь. К 1914 году в Ново-Мариинске уже име¬лась метеорологическая наблюдательная будка и местная почтовая контора. Ещё в 1883 году в Марково была откры¬та первая на Чукотке церковноприходская школа. Учителем в ней был чуванец Афана¬сий Ермилович Дьячков. Дети, посещавшие её, в течение пяти-ше-сти лет овладевали грамотой, могли читать и писать по-русски За время работы в школе с 1883 по 1907 гг. А. Дьячков обучил грамоте 65 мальчиков и 50 девочек, но детей коренной националь¬ности среди них было очень мало. Афанасий Ермилович с горечью отмечал в своей книге: «Школа крайне нуждается в грамотном учителе, потому что с открытием её и по на¬стоящее время учителем состоит не учёный чуванец (А. Дьячков имел в виду себя). Не¬обходим новый училищный дом, так ны¬нешний плохой. Школа нуждается в учебных материалах, исключая книги, которых для классного чтения имеется достаточно. Более никакого пособия школа не имеет и не пользуется поддержкой как прежних, так и теперешних гижигинских начальников». Сам Афанасий Ермилович всю свою дея¬тельность, всего себя мобилизовал на препо¬давание в школе. В 1910 году Приамурский генерал-губернатор обратился в Министерство внутренних дел с предложением открыть школы на Чукотском полуострове в селе Унын (Чаплино) и Уэлен, а «в целях руси¬фикации и просвещения чукчей - опытные станции по оленеводству, собаководству и рыболовству». Такие школы были открыты только в 1916 году, но занятия в них велись с перебоями, работа в них наладилась лишь в советское время. В 1913 году на Чукотке побывал инспек¬тор Министерства просвещения царского правительства Олсуфьев. Побывав в Марковской школе, Олсуфьев не мог не отметить, что «...В Маркове отно¬сительное число грамотных людей довольно значительно. Мало того, анадырцы, напри¬мер, в Колыме, пользуются репутацией лю¬дей с пытливым умом, старающихся раздо¬быться книгами для чтения». И в то же время он писал: «Марковская школа находится в ведении местного свя¬щенника, миссионера Шипицина. Преподавание в школе продолжается 3-4 месяца в году и то не чаще двух-трёх раз в неделю, причём часть школьных часов тратится на сечение (порку) учеников, не выучивших заданный на дом урок. Бойкие, способные мальчики, проучившись в школе несколько лет, не дошли ещё до слогов». Камчатский губернатор Монахов, сделав из этого донесения соответствующие выводы, докладывал выше: «Сей народ не спосо¬бен к грамоте». В 1913 году в Уэлене открылась пер¬вая чукотская школа, но через два года она прекратила работу за отсутствием учителя ■ школьного здания. Действительно, до установления совет¬ской власти на Чукотке практически не было грамотных людей. Старую Чукотку неспроста называли краем "белого безмолвия". Чукотка в прошлом - это край сплошной неграмотности. До революции здесь было всего три начальные школы с пятью учителями и три фельдшера, наряду с этим - четыре кабака и одиннадцать церквей. По переписи населения 1926 года грамотных насчитывалось всего... 76 человек! В 1957 году ветеран советского строительства на Чукотке, жительница Анадыря А.Д. Синицкая вспоминала: «Не было у нас школы. Шёл уже 1920 год. Поселковый Совет и женотдел решили оборудовать школу в домике, где жили казаки. Но денег на ремонт не было, да и кто даст? Страна-то была бедная, разруха кругом. Взялись мы за ремонт сами, женщины. Мужчины сначала подсмеивались - куда, дескать, бабы бе¬рутся, не сделать! Но дело шло. Где надо, подлатали домик, по¬клеили. И мужики пришли помогать. Осенью пошли наши ребятишки в школу. И как нам было приятно, что сделали большое дело...». Ситуация со здравоохранением была ещё хуже. Американский капитал преследовал далеко идущие цели - вплоть до территори¬ального захвата Чукотки, о чём убедитель¬но свидетельствовала борьба за овладение островом Врангеля. Созданное в 1902 году «Северо-Восточное Сибирское общество», имевшее исключительное право ведения горных ра¬бот на Чукотке, только формально числи¬лось русским, но фактически же оно ока¬залось филиалом одного из крупнейших американских синдикатов, контролируе¬мых Морганом. В 1916 году весь торговый оборот на Чу¬котке составлял 1 млн. 177 тыс. руб., из ко¬торых американским фирмам принадлежал 1 млн. 068 тыс. руб. К началу XX века на территории Чукотки насчитывалось не более 20 селений. Вся остальная территория была занята кочевьями оленеводов, численность кото¬рых составляла примерно 600-650 стойбищ. На всей территории по состоянию на 1897 год насчитывалось 12 950 человек коренного населения. В «Положении об инородцах» было огово¬рено чётко и жёстко: «Туземцы, как не имеющие исторической жизни, обречены в жерт¬ву и должны погибнуть». Это звучало, как приговор.
АНАДЫРСКИЙ КОМИТЕТ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
8 марта 1917 года телеграф принёс в Анадырь поступившее из Петропавловска известие о свержении царского самодержавия. Заведующим радиостанцией был Асаевич. Начальник Анадырского уезда Царего-родцев находился в это время в отъезде. Асаевич не решился передавать секре¬тарю его канцелярии Оноприенко эту теле¬грамму, опасаясь, что это может привести к волнениям среди населения, которое нена¬видело Царегородцева. Тогда же в Анадырь пришла ещё одна те¬леграмма - от Петропавловского комитета общественной безопасности, в которой на¬селению Анадырского уезда предлагалось избрать уездный комитет и сохранить власть уездного управления. В тот же день, 8 марта, состоялось общее собрание граждан Анадыря, население ко¬торого по своему составу было в основном бедняцко-середняцким. После закрытия на¬вигации в посёлке и его окрестностях остава¬лись зимовать около 70 рабочих-старателей. Много было мелких и средних торговцев, наживавшихся на обмане местного населения. Сообщение Асаевича о политических из¬менениях в стране и о необходимости орга¬низации местного комитета общественной безопасности собранием было воспринято с восторгом. Комитет общественной безопасности возглавил Асаевич. Большинство в нём со¬ставили представители трудящихся. Собра¬ние резко возражало против Царегородцева, о чём Асаевич и телеграфировал в Хаба ровск начальнику Приамурского почтово-телеграфного округа. В это время секретарь канцелярии Оно¬приенко стал лихорадочно уничтожать все документы уезда. Об этом стало известно на¬селению, и по инициативе рабочего П.В. Ка-ширина 12 марта был созван сельский сход, который потребовал от комитета принять необходимые меры. Асаевич тем временем телеграфировал в Хабаровск о накале ситуации в Анадыре. Комитет общественной безопасности опе¬чатал кассу сборщика, все дела полицейского управления, казённые экономические склады, что выходило за рамки директив Петропавлов¬ского комитета общественной безопасности. Однако сам Асаевич, как председатель комитета, инициативы не проявлял, а про¬сил от Хабаровска освободить его от этой должности. Да и само населения Анадыря, видя, что толку от Асаевича на председа¬тельском месте нет никакого, освободило его от этих полномочий и избрало предсе¬дателем русского рабочего Петра Василье¬вича Каширина. Анадырский Комитет общественной безопасности отстранил от власти Царего¬родцева и других бывших чиновников. По приезде в Анадырь 25 марта Царего-родцев был отстранён от власти и обыскан. Во время обыска в его чемодане были обна¬ружены три шкурки соболя, которые он по¬хитил из экономического склада. В его квартире и была устроена канцеля¬рия Комитета общественной безопасности. При проверке финансовой документации было обнаружено, какими махинациями с деньгами занимался Царегородцев и его подельники за счёт трудового народа. . ПЁТР ВАСИЛЬЕВИЧ КАШИРИН
Пётр Васильевич Каширин происходил из крестьян Харьковской губернии. По приезде на Дальний Восток он сначала обосновался в Хабаровске, но, пытая счастье старателя-золотодобытчика, в июне 1913 года приехал на Чукотку, на мыс Дежнёва. Работал у купца Караваева. Около года занимался разведкой месторождений на побережье Северного Ледовитого океана, а затем, прослышав о месторождениях золота в Анадырском уезде, в июне 1914 года прибыл в Анадырь, где в это время экспедиция Вонлярлярского вместе с американскими предпринимателями мыла золото в районе реки Волчьей. Именно там был организован первый на Чукотке золотодобывающий прииск «Дискавери» («Находка»). Каширин поступил на работу в экспедицию, за¬нявшись разведкой угольных месторождений. Афера Вонлярлярского с золотом закончи¬лась тем, что, обобрав работавших на него ста¬рателей, он переправил намытый ими золотой песок в количестве порядка 160 кг на Аляску и сам скрылся в неизвестном направлении. После бегства Вонлярлярского П.В. Каширин жил в Анадырском уезде, перебиваясь случай¬ными заработками, продолжая искать золото. И, судя по всему, небезуспешно. По его сло¬вам, им были найдены богатые россыпи золота и другие ценные металлы. В этих местах он оставлял тайные знаки с надписью «Проспектор Севера Каширин». А для верности добавлял: «Он же Стивин сын», что впоследствии превратилось в «Стивенсон». Товарищи его так и называли - «Стивенсон». Летом 1915 года Каширин обратился к при¬амурскому генерал-губернатору Гондатти и в Иркутское горное Управление с просьбой раз¬решить ему проводить разработку разведанных золотоносных площадей. Лишь через год Каширин получил такое разрешение. Однако тут вмешался Царегородцев, который телеграфи¬ровал камчатскому губернатору, что Каширин не тот человек, которому можно доверить такие работы, и разрешение было аннулировано. П.В. Каширин был человек справедливый и не раз выступал против злоупотреблений власти, за что и находился у неё в немилости, но именно за это обострённое чувство спра¬ведливости и решительность он и был избран председателем Комитета общественной безо¬пасности. Анадырские торговцы, связанные с Царе-городцевым общими делами, до времени за¬таились и притихли. Власть в Камчатской области, в которую тогда входил и Чукотский уезд, после фев¬ральской революции сосредоточилась в руках областного комиссара Временного прави¬тельства Емельянова и временного областно¬го Комитета общественной безопасности. Однако февральская революция практи¬чески ничего не изменила в жизни трудового народа. 29 марта Емельянов направил Царегородцеву телеграмму, в которой подтверждал его полномочия. Царегородцев стал действовать смелее, но тогда население Анадыря снабдило Каширина дополнительными полномочиями, из¬брав его уездным комиссаром. 2 апреля 1917 года Каширин предложил Царегородцеву продолжать работу, но уже под контролем Комитета. Как отмечалось 24 июля 1917 года на за¬седании Владивостокского Совета рабочих и солдатских депутатов, на Камчатке «всё оста¬ётся так, как было до переворота, свободы до сих пор ещё фактически нет, во главе стоят бывшие чиновники губернатора..., до сих пор идут там злоупотребления по службе». В Камчатской области начались стихийные выступления трудящихся, которые требовали упразднения хищнических частных рыбалок, в противном случае угрожали захватить их. Комиссар Временного правительства на Дальнем Востоке Русанов телеграфировал на Камчатку о недопустимости нарушения частных интересов.
Камчатский областной комиссар и об¬ластной Комитет не поддержали инициати¬вы Анадырского Комитета по устранению от власти бывших чиновников. Уездным комиссаром Каширин утверж¬дён не был. 25 апреля областной комиссар со¬общил Каширину, что, согласно директивы краевого комиссара Русанова, Царегородцев временно, до приезда уездного комиссара, остаётся начальником уезда. Торговцы, промышленники и вчерашние чиновники вновь воспрянули духом. Но Анадырский Комитет безопасности отказался выполнить это требование об¬ластного комиссара. 1 мая 1917 года трудящиеся Анадыря впервые отметили Международный празд¬ник солидарности трудящихся. «Русский рабочий Каширин, - вспоминала участница тех событий А.Д. Синицкая, -рас¬сказывал нам о празднике 1 Мая, о том, что в этот день перекликаются простые рабо¬чие люди всего мира, как они борются за своё счастье, за хорошую жизнь. Говорили и дру¬гие. Потом с флагами все прошли по посёл¬ку. После митинга началось веселье - бега на оленях и собаках, мужчины затеяли борьбу. Победителям тут же вручали подарки...». Но из Петропавловска настойчиво про¬должали поступать телеграммы с требова¬нием восстановить Царегородцева в долж¬ности уездного начальника. Анадырский Комитет не только не под¬чинился этому требованию, но и запретил радиотелеграфной станции принимать теле¬граммы Царегородцева без предварительно¬го разрешения Комитета. Областной комиссар пригрозил Каширину сообщить о его «вредной деятельности» Временному правительству. Наконец в начале июня в Анадырь об¬ластным Комитетом был назначен новый уездный комиссар, учитель Сосновский, ко¬торый выехал в Анадырь 30 мая 1917 года. И всё же его приезд не повлиял на измене¬ние политики уездного Комитета. Таким образом, Анадырский уездный Коми¬тет общественной безопасности - местный орган власти Временного правительства, возглавляемый рабочим П.В. Кашириным, стал революционно-демократическим орга¬ном власти, близким по своим действиям Со¬ветам периода от Февраля к Октябрю.
Историческая справка Советы рабочих депутатов возникли в России в период первой Русской революции 1905-1907 гг. Они были созданы в Иваново-Вознесенске, Петербурге, Москве и других населённых пунктах России. Вслед за ними появились Советы солдатских депутатов во Владивостоке, Красноярске, крестьян¬ские комитеты в Саратовской губернии, на Кавказе, в Прибалтийском крае. С момента своего возникновения Сове¬ты стали массовой формой политической организации трудящихся масс, выражали их интересы, руководили их борьбой. Они избирались своими трудящимися на под¬линно демократической основе. Выбирать и быть избранными в них могли все рабо¬чие предприятия, независимо от пола, на¬циональности, вероисповедания. Каждый рабочий имел один голос. Пря¬мые выборы проводились по нормам, уста¬новленным самими рабочими. Депутаты избирались непосредствен¬но на общих собраниях по предприятиям -по цехам, а в некоторых городах - прямо на митингах. Голосование при выборах депутатов прак¬тиковалось как закрытое, так и открытое. Порядок выборов и голосования опреде¬лялся самими рабочими. Советы первоначально создавались как органы руководства стачечной борьбой, однако в ходе стачечных битв они быстро перерастали в органы борьбы с правящим ре¬жимом, боролись за общеполитические цели: за демократическую республику, за всеобщее, равное, прямое и тайное избирательное пра¬во, за восьмичасовой рабочий день. После Октября 1917 года Советы осу¬ществляли в ряде городов и районов всю полноту государственной власти, сосредо¬тачивали в своих руках всю администра¬тивную и судебную власть, устанавливали контроль над промышленными предприя¬тиями, транспортом, торговлей. Советы были органом власти, от¬крытым для всех, делающим всё на виду у трудящихся масс, властью, исходящей непосредственно от масс, были прямым и непосредственным органом народных масс и их воли.
ПЕРВЫЙ СЪЕЗД НАСЕЛЕНИЯ
Весной и летом 1917 года Камчатский Комитет развернул работу по созыву первого областного съезда представителей населения. На нём предполагалось избрать постоянный областной Комитет и областного комиссара и обсудить вопросы экономической жизни. Накануне предстоящего съезда среди трудящихся области усиленную агитационную деятельность развернули монархист Емельянов : правый эсер Лавров. Пользуясь отсутствием большевистских организаций, они сумели сагитировать пло¬хо разбирающееся в событиях население об¬ласти на свою сторону. Это сказалось на со¬ставе съезда, представлявшего в основном зажиточные слои населения. 19 июня в Анадыре была получена теле¬грамма из Петропавловска, в которой гово¬рилось о необходимости выбрать делегатов от Анадырского уезда на областной съезд, ко¬торый намечалось открыть в середине июля. 21 июня состоялось общее собрание граж¬дан селений Анадыря и Марково под пред¬седательством Каширина. Собрание поста Собрание постановило послать на съезд Каширина вместе с двумя другими делегатами. 23 июня общее собрание граждан селений Анадыря и Марково постановило выслать из Анадыря под арестом Царегородцева и Оно¬приенко. 8 июля в Петропавловск прибыл пароход с анадырскими делегатами и арестованными. Каширин знал, что поддержки от област¬ного Комитета не получить, поэтому в Пе¬тропавловске он потребовал от областного Комитета созыва общего собрания граждан города совместно с гражданами Анадырско¬го уезда, прибывшими в Петропавловск. Выступив на собрании, Каширин расска¬зал о действительной деятельности Царе¬городцева и Оноприенко, а также бывших чиновниках при губернаторе Ковальчука и Клочкова. Он потребовал от имени трудя¬щихся Анадырского уезда отправить их во Владивосток, а письменный материал о них передать Владивостокскому Совету. Деятели областного Комитета и областной комиссар пытались убедить собрание в беспо¬лезности этого. Но собрание 42 голосами про¬тив 17 поддержало предложение Каширина. Получив поддержку общегородского со¬брания, Каширин был командирован осталь¬ными делегатами Анадырского уезда во Вла¬дивосток. 24 июля на заседании Владивостокского Совета было заслушано его сообщение о зло¬употреблениях бывших царских чиновников в Анадырском уезде и о засилье их в Камчат¬ской области, в том числе и в Петропавловске. Владивостокский Совет постановил ор¬ганизовать специальную комиссию для рас¬следования фактов, изложенных Кашири-ным, отстранить от исполнения служебных обязанностей в Петропавловске бывших царских чиновников Клочкова, Ковальчука, Морозова, Леха, Барыкина, Кадышевского, Пименова и других. Когда Каширин вернулся в Петропав¬ловск, работа съезда уже заканчивалась. На съезде вне очереди было заслушано со¬общение о постановлении Владивостокского Совета относительно службы царских чи¬новников в Камчатской области. Но те, кто проводил съезд, объявили Каширина прово¬катором и под их влиянием съезд постановил арестовать Каширина. Правда, впоследствии обвинение с него было снято, но последний пароход в Анадырь уже ушёл, и Каширин вы¬нужден был остаться в Петропавловске. Анадырские торговцы и промышленники ликовали по поводу отъезда Каширина из Анадыря. «С отъездом Каширина в Анадырском уезде спокойно», - сообщал в Петропавловск уезд¬ный Комитет, руководство которым уже успе¬ли захватить торговцы и промышленники. Во главе Комитета был поставлен торго¬вец Желтухин, секретарём - бывший секре¬тарь Чукотского полицейского управления Мишин. ...Бывший председатель Анадырского комитета общественной безопасности Пётр Васильевич Каширин был убит в городе Охотске, комендантом которого он был на¬значен советской властью, боевиками воен¬ной экспедиции Бирича-Бочкарёва, которая прибыла из Владивостока, находившегося тогда под оккупацией японских интервен¬тов, пославших русских белогвардейцев в Охотск для ликвидации власти красных и создания на Северо-Востоке России протек¬тората Японии. Его имя навсегда осталось вписано в слав¬ную и героическую летопись нашего края, как имя человека, положившего свою жизнь за счастье своего народа.
ВСЕОБЩЕЕ РАВНОПРАВИЕ
17 ноября 1917 года была принята «Декларация прав народов Рос¬сии», возвестившая равенство всех народов, отмену всех национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений и «свободное развитие национальных мень¬шинств и этнографических групп, населяющих территорию России». Каждой нации и народности отныне были предоставлены равные права, возможность «свободного развития, обеспечены равные условия, чтобы все могли пользоваться всеми достижениями цивилизации. Чукчи, коряки и эскимосы, представляв¬шие этнографические группы, и насчиты¬вавшие около 20 тысяч человек, как и все народы советской России, получили равные права. Отныне они могли быть избраны в органы государственной власти, руководить предприятиями, колхозами и т.д., но это было ещё формальным правом, нужны были большие усилия и помощь, чтобы они получили фактическое равенство. Прежде всего, нужно было ликвидировать сплошную неграмотность, дать народам письменность на их родных языках.
ВЛАСТЬ СОВЕТАМ. АНАДЫРСКИЙ УЕЗДНЫЙ СОВЕТ
7-8 декабря 1917 года в Петропавловске по инициативе большевиков И.Е. Ларина и А.С. Олейника при поддержке большевистски настроенных граждан Л.Ф. Киселёва, A.M. Бычкова, О.А. Картакай и других были организованы выборы в первый Петропавловский городской Совет рабочих и солдатских депутатов. В марте 1918 года областной Совет разослал директивы на места - уездным и волостным комитетам о реорганизации их в К этому времени примерно относится и организация Анадырского уездного Совета. Правда, сведений и документов о его деятельности не сохранилось. Одна из телеграмм, посланных из Анады¬ря в Петропавловск в мае 1918 года, подпи¬сана председателем Анадырского уездного Совета Пчелинцевым, который в феврале 1920 года участвовал в перевороте против Ревкома. Это позволяет судить о том, что основ¬ной состав Анадырского уездного Совета тоже был контрреволюционным и переиме¬нование Комитета в Совет было чисто фор¬мальным. Активным советским работником в Пе¬тропавловске был представитель трудя¬щихся Анадырского уезда, член Петропав¬ловского городского, а затем и Камчатского областного Совета Л.Ф. Киселёв. 16 мая областной Совет постановил ко¬мандировать его в Анадырский уезд для по¬мощи трудящимся в организации Советов и разъяснения сущности Советской власти. Областной Совет постановил взимать налоги с лиц, вывозящих пушнину с терри¬тории Камчатской области. От уплаты на логов освобождались охотники и трудовые кооперативы. В ночь с 11 на 12 июля в Петропавловске был совершён контрреволюционный пере¬ворот. Активные советские работники были арестованы и высланы во Владивостокскую тюрьму. В их числе был и П.В. Каширин. По получении известия из Петропав¬ловска о контрреволюционном перевороте 15 июля Анадырский уездный Совет вновь переименовал себя в Комитет. О его деятельности тоже сохранились лишь отрывочные сведения. В частности, сообщалось, что член об¬ластного Совета в Анадырском уезде Кисе¬лёв собирает налоги с торговцев, вывозящих пушнину с территории Анадырского уезда. 3 сентября 1918 года на заседании вос¬становленного областного Комитета об¬суждалось сообщение из Анадыря, что Л.Ф. Киселёв продолжает собирать налоги с торговцев. Областной Комитет обязал Анадырский Комитет арестовать Киселёва, однако сде¬лано этого не было, так как 27 декабря 1918 года на заседании областного Комитета вновь поднимался этот вопрос. Можно предполагать, что, несмотря на контрреволюционную позицию, занятую Анадырским Комитетом, на местах в Ана¬дырском уезде, как и в ряде других уездов Камчатской области, ещё долгое время продолжали действовать Советы. В 1919 году Киселёв был убит анадырски¬ми торговцами.
ПЕРВЫЙ РЕВКОМ ЧУКОТКИ.
Летом 1919 года в Анадырь на пароходе «Томск» прибыли представители двух органов власти: Верховного правителя Си¬бири адмирала А.В. Колчака - официально, и власти Советов - инкогнито. Представители А.В. Колчака были: управ¬ляющий Анадырским уездом Громов, секре¬тарь Толстихин, мировой судья Суздалев, начальник колчаковской милиции Струков и несколько милиционеров. Член РКП (б) Михаил Сергеевич Мандриков, прибывший под фамилией Безруков, и Август Мартынович Берзинь, прибывший под фамилией Хавеозан. Но так как его фамилию выговорить - осо¬бенно местному населению - было трудно, поэтому вскоре его начали называть Хван. В Анадыре Мандриков начал работать за¬ведующим складом, а Берзинь - сторожем в уездном управлении. Затем он устроился на работу в колчаковскую милицию, чтобы изнутри вести агитационную работу среди милиционеров и тем самым облегчить про¬ведение переворота. Не теряя даром времени, они приступили к организации подпольной группы для подго¬товки установления на Чукотке власти Советов. К декабрю такая группа была создана. В канун переворота все участники орга¬низации были разделены на боевые тройки. Мандриков, Берзинь и Гринчук вошли в тройку, которая должна была арестовать уездное управление. И в ночь с 15 на 16 декабря Мандриков поднял восстание, арестовав представителей власти Колчака и подняв над зданием уезд¬ного управления красный флаг. В ту же ночь был создан Первый револю¬ционный комитет Чукотки. В него вошли: председатель, белорус М.С. Мандриков, секретарь - местный учи¬тель, чуванец Михаил Куркутский, заместитеть секретаря - рабочий, литовец Булат (Булатов), комиссар народной охраны - латыш А.М. Берзинь, комиссар радиостанции - радиотелеграфист, русский Василий Титов. Кроме них членами Ревкома являлись: американский матрос, норвежец Аренс Волтер, горнорабочий Мефодий Галицкий, горнорабочий, осетин Якуб Мальсагов, рабочий Василий Бучек, рабочий Семён Гринчук, мо¬торист, украинец Игнатий Фесенко, рабочий, житель села Марково Николай Кулиновский. Активно участвовали в работе Первого Рев¬кома Василий Чекмарёв и рабочий Клещин.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВОГО РЕВКОМА ЧУКОТКИ.
Первый Ревком обратился к населению Анадырского края с Воззванием: «Товарищи и граждане Анадырского края! Рабочие и крестьяне взяли власть для того, чтобы положить конец эксплуатации человека человеком и водворить на земле зна¬мя всеобщего труда. Только экономическое равенство, когда каждый трудящийся имеет право пользо¬ваться своей долей материальных благ на земле, вдохновляет пролетариат России ве¬сти борьбу со всем спекулятивным миром России... Только полное уничтожение самой систе¬мы эксплуатации обещает человечеству ис¬тинную свободу, равенство и братство...» В первые же дни Ревком принял решение о национализации товаров и ценностей наи¬более крупных предпринимателей, действо¬вавших на Чукотке, освободил население от долгов купцам, объявил рыбалки народным достоянием, создал комиссию, которая про¬извела расценку продовольственных товаров. В удостоверении №14 от 16 декабря 1919 года, выданном комиссару охраны Ревкома A.M. Берзиню, говорилось, что он уполномо¬чен конфисковывать всё имущество и ценно- Товарнщи далекого Севера, люди голода и холода, к вам мы обращаемся с призывом присоединить свой голос и разум к общему голосу трудящихся России и всего мира. Да здравствует экономическое равенство! Долой капиталистов-спекулянтов! ...16 декабря рабочие Анадыря свергли в Анадырском крае ставленников Колчака и объявили власть Совета рабочих депутатов. Цель переворота — оказать моральную поддержку в борьбе товарищам России и Сибири и унич¬тожение частной торговли, заменяемой общест¬венным натуральным обменом...
ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ ЧЕКМАРЁВ.
Интересна личность и судьба Василия Михайловича Чекмарёва. Это был балтийский матрос, слу-жил в Петрограде, во втором флотском Балтийском экипаже. Несколько раз встречался с В.И. Ле-ниным. Именно Ленин направил его в декабре 1917 года в Кустанай для снабжения Петрограда и фронта хлебом и лично подписал ему мандат:
МАНДАТ Выдан товарищу Чекмарёву Василию Михайловичу в том, что он действительно является чрезвычайным комиссаром по продовольствию Тургайской области. Всем Советам, Ревкомам и исполкомам предлагается оказывать всяческое содействие в выполнении возложенных на него обязанностей по доставке хлеба фронту и Петрограду. Что подписью и приложением печати удостоверяется. Председатель Совета Народных Комиссаров Подпись В. Ленин
В Кустанае Чекмарёв возглавил Ревком, который и организовал заготовку и отправку хлеба в Петроград. Именно Ленин направил раненого Чекмарёва на лечение в госпиталь. Встречался В.М. Чекмарёв с Я.М. Свердловым и с Ф.Э. Дзержинским, который и направил его на работу на Дальний Восток. По его заданию Чекмарёв поехал во Владивосток. Оттуда по заданию Владивостокского Совета депутатов он выехал в Петропавловск, а уже оттуда - на Чукотку. В Петропавловске Василий Михайлович был назначен командиром партизанского отряда, который повёл борьбу с белогвардейцами.
Затем из Петропавловска его направили в Ново-Мариинский уезд для работы среди рабо¬чих Угольных Копей. На Чукотку Чекмарёв приехал инкогнито.: Здесь он выезжает в Усть-Белую, где работает простым рабочим на складах у Свенсона. Одновременно ведёт агитационную работу за новую власть. В январе 1920 года, когда в Марково приеха¬ли Берзинь, Куркутский и Мальсагов, и там была установлена власть Советов, секретарём Мар¬ковского Совета был избран В.М. Чекмарёв. Всего на Чукотке В.М. Чекмарёв прожил бо¬лее сорока лет, после чего уехал в гор. Рудный Кустанайской области.
В удостоверении № 14 от 16 декабря 1919 года, выданном комисару охраны Ревкома А.М Берзиню, говорилось, что он уполномочен конфисковать всё имущество и ценности, принадлежавшие коммерсанту Малкову, и подвергнуть его аресту за контрреволюци¬онную деятельность. Берзиню предоставлялось право и с дру¬гими спекулянтами, которые противились действиям советской власти, поступать как с контрреволюционерами, то есть арестовы¬вать, а их имущество объявлять народным достоянием, присоединяя его к народной продовольственной организации. Такие же удостоверения были выданы Га-лицкому и Кулиновскому. Ревком командировал в Усть-Белую Бер-зиня, Куркутского и Мальсагова для проведе¬ния там разъяснительной работы и для созда¬ния в этих сёлах органов власти Советов. В Гижигу был направлен Чекмарёв. Советы депутатов были созданы в Марко¬ве, Ерополе, Усть-Белой и у кочевых чукчей по берегам рек Анадырь и Анюй. Был избран Марковский Совет, его пер¬вым председателем стал Фёдор Дьячков. Марковский Совет в свою очередь расши¬рил сферу деятельности и направил своих уполномоченных Фому Алина и Фому Шитикова в тундру к кочевым чукчам-оленеводам по рекам Анадырь и Анюй. В их задачу входило ознакомить тундровое кочевое население с установлением советской власти в Анадыре, Маркове и в других сёлах, рассказать о значении этого события для Чу¬котки, выяснить их отношение к советской власти и создать кочевые Советы в тундре. 28 января из Анадырского уездного Рев¬кома была направлена телеграмма Камчат¬скому областному военревкому об органи¬зации проведения выборов в Анадырский уездный Совет: «Для укрепления революции и установления диктатуры пролетариата Анадырский революционный комитет на¬значает выборы Совета рабочих депутатов Чукотско-Анадырского края по приезде то¬варищей из Маркова. В момент решительной борьбы за новую жизнь, в интересах всей полноты власти за трудящимися и устранения всякой возмож¬ности восстановления власти эксплуата¬торов или их наёмников, лишаются права участвовать в выборах: 1. лица, служившие в милиции и активно не участвовавшие в местном пролетарском перевороте; 2. лица, участвовавшие в свержении Сове¬тов, пользующиеся чужим трудом.
Власть должна принадлежать целиком исключительно трудящимся массам. Председатель Мандриков, секретарь Булатов».
Сообщение отредактировал karpinskaja - Четверг, 26.09.2013, 15:49 |
|
| |