Суббота, 21.12.2024, 18:16
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: litcetera, Леонардл  
Заметки об аккомпаниаторской истории. Россия и Запад
geslДата: Понедельник, 28.11.2011, 13:02 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 320
Статус: Оффлайн
Область моих научных интересов уникальна, поскольку до сих пор она не попадала в орбиту внимания музыковедов. Ее непосредственная связь с историей фортепианного исполнительства очевидна, но в совсем новом, неизученном и необычном аспекте. Речь идет об аккомпаниаторской исполнительской истории, истории концертмейстерского дела. Понятно, что подобная исследовательская работа должна базироваться на анализе наиболее ярких исполнительских событий, в той или иной степени известных ученым. Проведенные мной исследования в этой области с очевидностью показывают, что основные тенденции аккомпаниаторской истории можно выявить, проанализировав концертмейстерскую деятельность великих композиторов прошлого. Ведь в те времена не было четких границ между профессиями композитора, пианиста и аккомпаниатора (по крайней мере, до появления профессионального музыкального образования). Существовало понятие «музыкант», обнимающее все возможные виды исполнительской и композиторской деятельности. Совершенно очевидно, что крупнейшие композиторы прошлого являлись также самыми яркими музыкантами-исполните¬лями, и их творческая деятельность, в разных её проявлениях, наиболее полно выражает основные направления развития музыкальной истории.




Сообщение отредактировал gesl - Понедельник, 28.11.2011, 16:19
 
geslДата: Вторник, 29.11.2011, 21:49 | Сообщение # 2
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 320
Статус: Оффлайн
А напоследок я скажу...

Автор: Лариса Сураева.

Сольный концерт петербургской певицы Ларисы Лусты с успехом прошел в Большом зале Карельской филармонии

Если вы считаете романс прабабушкиным жанром с присущим ему запахом нафталина и наигранными до фальши эмоциями, – вы ничего не знаете о нем.

Ларису Лусту за глаза называют «дивой». Подобное определение обязывает выглядеть, но прекрасных сценических данных у певицы не отнимешь: при ней роскошный голос, броская внешность, сильный характер. Для выступления в Петрозаводске Лариса Луста выбрала программу весьма широкого диапазона. Первое отделение было посвящено романсу, второе музыке более легкой и, соответственно, более популярной: французский шансон, еврейские песни, эстрадные и современные песни (последние по стилистике скорее можно назвать современным романсом). Концерт лишь приоткрыл дверь в ее богатейший репертуар, включающего композиции от классики до симфо-рока.

Главной темой вечера стал, конечно, русский романс. Он появился в репертуаре певицы после победы на конкурсе «Весна романса», Ларису Луста называют одной из лучших исполнительниц этого жанра. Романсовый репертуар певицы хочется назвать в хорошем смысле слова стильным. В петрозаводскую программу были включены достаточно редко исполняемые романсы, авторство которых даже не всегда известно: русские («Журавли», «Пара гнедых»), цыганские романсы («Бубна звон», «Степи»), романсы XX века («А напоследок я скажу»). Ее искренность в подаче материала, увлеченность выбранной темой не вызывают сомнений.

Концерт получился очень насыщенным и по музыкальному материалу, и по передаваемым эмоциям. Естественно, чем популярнее была исполняемая песня, тем живее становилась реакция зала. «Вечная любовь», «Тумбалалайка», «Хава нагила», «Besame mucho» обеспечили певице горячие аплодисменты: публика стоя аплодировала этой части программы. А ведь первое отделение было намного сильнее. Взять романс «Шелковый шнурок» (из репертуара Аллы Баяновой). После таких произведений кажется невозможным слушать что-то другое, настолько драматичным по тексту и актерскому исполнению был этот романс. Во втором отделении искренностью привлекла внимание «Невидимая нить» (его авторы Михаил Машкауцан и Елена Котт в свое время увидели певицу в программе «Романтика романса», связались с ней по Интернету, и с тех пор Лариса Луста включила в свое репертуар их песни).

Нельзя не высказать восхищения пианистом Александром Юдиным. Как известно, в романсе мелодия очень тесно связана с текстом. Каждое слово подчеркивается мелодией, ритмом и характером музыки, поэтому аккомпанемент является не менее важным, чем вокальная партия. На пюпитре у пианиста не было ни одного нотного сборника – единственный листок бумаги был порядком номеров… Не скованный перелистыванием страниц, он был легок, естественен и виртуозен. Не аккомпаниатор, а мастер импровизации! Певицу можно только поздравить с выбором такого партнера.

Совместная работа Ларисы Лусты и Александра Юдина продолжается уже около четырех лет. После того, как ушел из жизни ее предыдущий партнер Михаил Аптекман, певица долго искала нового пианиста, порой всерьез задумываясь о смене жанра. Но когда ей порекомендовали Александра Юдина, искренне влюбленного в романс, родился новый успешный творческий союз (заметим, что слова «концертмейстер» пианист не любит, предпочитая фразу «партия фортепиано»). Михаил Аптекман останется в памяти не только великолепным музыкантом, но и поэтом – специально для Ларисы Лусты он написал «Посвящение романсу». Это произведение, занимающее в репертуаре певицы особое место, также прозвучало в программе.

«Реквием» М. Минкова на слова М. Цветаевой, завершивший концерт, стал гимном любви, трогательным эпилогом концерта, вобравшим в себя всю ту скрытую силу, что присуща романсу.

...Если при слове «романс» вы представляете себе трагически заламывающую руки певицу и перелистывающего пожелтевшие ноты пианиста, – вы ничего не знаете о нем. Романс всегда будет современен. Ведь романс – это любовь. А кто скажет, что любовь не современна?

«Неискренним, циничным людям не будет близок романс», – уверена певица. Теплый прием в Петрозаводске показал, что равнодушных в зале не было.

http://gazeta-licey.ru/


Сообщение отредактировал gesl - Вторник, 29.11.2011, 21:53
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: