Среда, 22.01.2025, 23:00
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: gesl, Леонардл  
НЕОДНОКРАТНЫЙ ЧЕМПИОН ЛЕНИНГРАДА И АРХИВАРИУС ШАХМАТ.
geslДата: Пятница, 14.10.2011, 14:08 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 320
Статус: Оффлайн
Скорее всего, это соревнование, не осталось бы в моей памяти, если бы не случившееся тогда знакомство с замечательным человеком, дружбой с которым я дорожу уже сорок пять лет. Почти на каждом туре поднимая голову от доски, я встречался с дружелюбным и чуть ироничным взглядом коротко стриженного молодого человека, внимательно наблюдавшим за ходом моих поединков. Это был Вадим Файбисович.
Не помню, в какой, конкретно, момент случился наш первый разговор, но, пожалуй, в последующие тридцать лет не было ни одного дня, когда, находясь в Питере, я не набирал бы привычный номер. Думаю, что суммарное время наших телефонных переговоров, если таковое кем-нибудь фиксировалось ( чего я, впрочем не исключаю) должно быть представлено как рекордное для занесения в книгу Гиннеса. Я бы дорого дал за эти многокилометровые пленки записей наших вечерних, а порой и ночных , диалогов. В них были отражены все новости политической, культурной и, конечно, шахматной жизни города, страны и мира за довольно значительный и, насыщенный событиями, период нашей истории. В те годы Вадим не пропускал ни одной театральной или кинематографической премьеры. Он всегда был в курсе свежих социально-политических событий, стремясь получить информацию из всех доступных тогда источников. Конечно, в наших беседах было немало смеха, шуток и откровенных оценок происходящего, сделанных эзоповым языком.
Мой друг был и остается для меня олицетворением часто упоминающегося, но редко встречающегося на практике, понятия – “Fair Play”. Это словосочетание, насколько мне известно, впервые применил Вильям Шекспир в “Жизни и смерти короля Джона”, и относилось оно к законам рыцарских поединков.

Приведу один пример, такой “Честной игры”, свидетелем которого довелось мне быть самому.

Когда судишь себя, ищи вину там, где вины не видно.
Тогда твои добродетели еще более упрочатся.

Хун Цзычен. ” Вкус корней “.

На повидавшей виды сцене шахматного клуба сражались два известных в городе мастера, чемпионы Ленинграда разных лет ,внешне –абсолютные антиподы. Игравший белыми,- грузный мужчина лет пятидесяти с прибалтийско-белесыми, несколько выпученными глазами, был похож на уставшего и подвыпившего Деда Мороза, только что сбросившего свой маскарадный костюм и , зачем-то ,переодевшегося в потертую офицерскую форму. Он уверенно мастерил каждый свой ход, словно ввинчивая фигуру в деревянную столешницу, а затем удовлетворенно откидывался на спинку стула и задиристо поглядывал на соперника с видом столяра-краснодеревца ,знающего цену своей работы.
Напротив него расположился коротко стриженный молодой человек с большим лбом и подвижными восточными глазами. По напряженному лицу его (неуловимо схожему с фотографией нового хозяина Белого дома ) периодически пробегала нервная гримаса. Ему явно не удавалось скрыть эмоции, обуревающие всякого творца в момент создания или первого исполнения своего произведения. Взявшись за фигуру, он медленно поднимал ее над доской, подолгу удерживая в руке, и, лишь затем, опускал на намеченное поле, причем не в середину квадрата, а ближе к его уголку. Ожившие фигуры ,подражая своему аниматору, старались не выявлять своей значимости и стремились ненароком не побеспокоить расположенную по соседству коллегу ( вне зависимости от ее принадлежности к белой или черной армии).Фигуры эти чем-то напоминали рефлексирующего интеллигента в переполненном ленинградском автобусе.
Время на обдумывание, как, впрочем , и всякое отпущенное нам время, неумолимо убывало, а позиция оставалась весьма запутанной. В докомпьютерную эпоху такие ситуации оценивались банально, а главное .безответственно: “ со взаимными шансами “.
Такая формулировка ни к чему не обязывает ,так как прекрасно подходит как к средневековой табии, так и к исходной расстановке фигур в суперсовременных шахматах Фишера.
Итак, время истекало, и соперники начали повторять ходы, молчаливо смиряясь с ничейным исходом. Преодолев некоторое смущение,(положение соперника объективно выглядело перспективнее) молодой мастер все же решился первым предложить ничью.
Опытный боец, относившийся к своему коллеге с явным уважением ,бегло глянул на часы ,крякнул, как -будто опрокинул стопку водки на посошок, и протянул руку в знак согласия. Молча оформили бланки и приступили к традиционному анализу. Ветеран, несколько раздосадованный упущенными, по его мнению, возможностями атаки, поначалу довольно быстро и без особого азарта передвигал фигуры, но как только на доске возникла финальная позиция, он словно опохмелился,- поднатужился и ,неожиданно уверенно, продемонстрировал форсированный путь к победе.
Со стороны показалось, что его партнер схватился рукой за оголенный электрический провод. Впрочем, замешательство длилось недолго. Извинившись перед своим старшим товарищем за предложенную ничью, молодой мастер поздравил его с победой и ,исправив на бланке нейтральные половинки на заслуженные ноль и единицу, спрыгнул со сцены в зрительный зал и быстро покинул здание клуба.
Прошло тридцать пять лет, но побелевшее лицо моего друга и сегодня стоит у меня перед глазами.

Уточню, что в этом эссе речь идет о поединке Вадима Файбисовича и Константина Кламана.

ГЕННАДИЙ НЕСИС,ТРЕНЕР СИНЬОР ФИДЕ,ПРОФЕССОР.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: