Мятежный Таль.
|
|
gesl | Дата: Среда, 09.11.2011, 00:56 | Сообщение # 1 |
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 320
Статус: Оффлайн
| Мятежный Таль Автор: Юрий Акимов
«Пиратом щахматной доски» называли этого выдающегося гроссмейстера. Авантюрный стиль игры не только принёс Михаилу Талю огромную популярность, но и привлёк к шахматам великое множество новых поклонников.
Восьмой чемпион мира по шахматам Михаил Таль родился в Риге 75 лет назад, 9 ноября 1936 года, в семье врача. Он был исключительно одарённым: в три года умел читать, а в пять научился перемножать в уме трёхзначные числа. После первого класса сразу же был переведён в третий. Окончив школу в 15 лет, он стал самым молодым студентом филфака Рижского университета. Свободно говорил на семи языках.
В шахматы Таль начал играть в десять лет, в 17-летнем возрасте стал чемпионом Латвии, а в 21 год впервые выиграл чемпионат СССР (1957).
Стремительно двигаясь к мировому шахматному трону, он демонстрировал необыкновенную быстроту мышления, точность расчётов, риск, возведённый в принцип, – любил постоянно жертвовать фигурами, поскольку «они мешали» ему владеть игровой инициативой. А без неё он, как говорят, задыхался.
Сейчас, когда кто-либо из шахматистов побеждает соперника, бесстрашно жертвуя фигурами, знатоки говорят: «Сыграл, как Таль!» Это считается высшей похвалой.
А вот тогда стиль его игры вызывал горячие споры. Но он продолжал гнуть свою линию – играл, не боясь поражений, жертвовал без оглядки, искусно завязывая осложнения, добивался успеха.
В 1958 году он вновь чемпион СССР, через год обогнал всех в турнире претендентов, в том числе Смыслова, Кереса, Петросяна, юного Фишера. В своей партии с Василием Смысловым, сыгранной в этом турнире, Таль отдал слона без всякой компенсации, просто с целью создать атакующую позицию, и в конце концов одержал победу. «Это одна из самых необычных жертв, когда-либо виденных мной», – рассказывал десятый чемпион мира по шахматам Борис Спасский.
Мягкий и обаятельный, вежливый и деликатный в жизни, Таль за доской превращался в настоящего Мефистофеля. «Он играл в нечеловеческой манере, – пишет известный шахматный комментатор, гроссмейстер Сергей Шипов. – Сверкая очами, видел то, что смертному неподвластно. Нарушал всё, что можно, жертвовал направо и налево, уводил соперников в сторону от привычных ориентиров и в обострениях рвал их на части!»
Поклонники классической игры полагали, что агрессивный стиль мятежника из Риги разобьётся о твёрдую логику такого титана шахматной мудрости, как Ботвинник. Однако, несмотря на фундаментальные знания теории и уникальный опыт, обретённый в сражениях с Ласкером, Капабланкой и Алёхиным, шестой в истории шахмат чемпион мира не устоял. Шесть побед Таля против двух поражений при тринадцати ничьих – таков был результат поединка, состоявшегося в Театре имени Пушкина в Москве весной 1960 года.
В 23 года Таль стал самым молодым чемпионом мира (в 1985 году его рекорд превзошёл Каспаров). Казалось, что наступила новая эра – эра Таля. Молодой жизнерадостный гроссмейстер в эпоху «оттепели» стал символом перемен. Его популярности могла позавидовать любая кинозвезда. Вот он раздаёт автографы… даёт интервью… улыбается с телеэкранов, встречая в звании чемпиона мира новый, 1961 год на «Голубом огоньке».
Но одно дело – завоевать титул сильнейшего, и совсем другое – его отстоять. Талю довелось лишь год побыть на вершине. Уж слишком легкомысленно отнёсся он к ответному поединку – не мог себе представить, что повергнутый им противник способен восстановиться. В отличие от него Михаил Ботвинник начал готовиться к матчу-реваншу буквально на следующий день после проигрыша – прежде всего искал в игре молодого гроссмейстера уязвимые места. В конце концов логика взяла верх: в ходе матча шахматный патриарх сумел применить такие дебютные схемы, где комбинационное искусство соперника не находило простора. Таль выиграл пять партий – лишь на одну меньше, чем в прошлом матче, но десять зато проиграл. И стал самым молодым в истории экс-чемпионом мира.
После поражения ему пришлось радикально перестроиться. Он по-прежнему фигурировал в списке сильнейших шахматистов мира, его стиль становился более универсальным. Если молодой Таль придавал особое значение интуиции и риску, то более позднюю игру Таля отличали стратегическая глубина идей и высокое техническое мастерство. Играя строго позиционно, он выиграл немало партий на рубеже 1970–1980-х годов.
В составе сборных команд СССР Михаил Таль восемь раз становился победителем Всемирных олимпиад, занимая, как правило, 1-е место на своей доске, трижды показывал абсолютно лучший результат на Олимпиадах, участвовал в матчах с командой избранных шахматистов мира (1970 и 1984 годы) – 9-я и 7-я доски. В1988 году он выиграл первый неофициальный чемпионат мира по молниеносной игре.
Однако, оставаясь в элите, мятежный Таль никогда больше не смог приблизиться к шахматному трону. И в этом во многом «повинна» его болезнь.
Среди шахматистов ходила поговорка: «В здоровом Тале здоровый дух». Но Талю не хватало как раз здоровья. У него были больны почки, он перенёс множество операций. Люди, страдающие такими болезнями, знают, что ничего изнурительнее, чем почечные боли, на свете нет. Как при этих болях вообще можно существовать, не то что играть в шахматы?! Но призывы врачей беречь себя не вызывали у Таля ничего, кроме ироничной улыбки. Как и в молодые годы, он не берёг себя: заглушал боли коньяком или водкой, выкуривал по три пачки «Кента» в день – одну сигарету за другой.
За несколько дней до смерти, в июне 1992 года, Михаил Таль приехал прямо из больницы на открытый чемпионат Москвы по молниеносной игре, где занял третье место, победив, между прочим, тогдашнего чемпиона мира Гарри Каспарова.
www.gudok.ru
|
|
| |
gesl | Дата: Среда, 09.11.2011, 21:59 | Сообщение # 2 |
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 320
Статус: Оффлайн
| http://www.jewish.ru
Шахматный Паганини
09.11.2011
«Шахматный Паганини», «демон», «вихрь из Советского Союза», «пират шахматной доски», «волшебник из Риги», «великий актер шахматной сцены»… Какими только эпитетами не награждали 8-го чемпиона мира по шахматам Михаила Таля, 75-летие которого мы отмечаем сегодня.
Михаил Таль родился 9 ноября 1936 года в Риге в семье известного врача Нехемия Таля. В возрасте полугода мальчик тяжело заболел — вирусная инфекция с высокой температурой, судорогами и менингиальными явлениями. Один из докторов заметил, что ребенок вряд ли выживет, но, при благополучном исходе после таких заболеваний вырастают великие люди...
В три года Миша научился читать, в пять в уме перемножал трехзначные числа. О его необыкновенной памяти рассказывали чудеса: он мог слово в слово повторить лекцию отца на медицинскую тему. Таль не был классическим шахматным вундеркиндом, вроде знаменитого кубинца Хосе Рауля Капабланки, который, как гласит легенда, научился играть в младенческом возрасте, просто наблюдая за игрой взрослых. Рижский школьник Миша Таль узнал, как расставляются на доске и как ходят белые и черные фигуры в 1946 году, когда ему было 10 лет — позже, чем иные его сверстники. Но научившись, никому не оставил сомнения: шахматист из него выйдет гениальный. Через три года Таль уже играл за юношескую сборную Латвии. В 17 лет он становится чемпионом республики среди взрослых, а в 21 выигрывает чемпионат СССР.
Итак, в мир строго позиционных шахмат ворвался молодой человек, фактически мальчик, с горящими черными глазами и с манерой игры, которая изумляла одних и шокировала других. То, что писала одна из голландских газет, было характерно для реакции всего шахматного мира: «Для шахматиста мирового класса Таль играет удивительно бесшабашно, чтобы не сказать отчаянно и безответственно. Пока успех сопутствует ему, потому что самые опытные и испытанные защитники не выдерживают этого террора на шахматной доске. Он стремится в первую очередь к атаке, и в его партиях нередки жертвы одной или даже нескольких фигур. Об этой отчаянной манере игры мнения резко расходятся. Некоторые видят в нем не более чем авантюриста, которому просто улыбается фортуна, другие — гения, который открывает неизвестные области шахмат».
В сентябре 1959 года Таль блестяще выиграл турнир претендентов в Белграде, победив с большим перевесом в мини-матчах Глигорича, Олафссона и Бенко, а у юного Роберта Фишера выиграл и вовсе с сухим счетом 4:0. И в итоге завоевал право на матч с чемпионом мира — Михаилом Ботвинником.
Матч за звание чемпиона мира стартовал 15 марта 1960 года в Театре имени Пушкина в Москве. До этого матча Таль и Ботвинник ни разу не играли друг с другом. Таль выиграл первую же партию, затем последовали несколько ничьих. Шестую и седьмую партию также выиграл Таль, причем шестую— благодаря некорректной жертве коня за пешку. В следующих двух партиях победу одержал Ботвинник. Важной стала одиннадцатая партия, которую Таль выиграл в классической манере, постепенно наращивая позиционное преимущество и затем сильно проведя эндшпиль. Затем последовала серия ничьих, наконец в семнадцатой партии Таль пошел на обострение, и в цейтноте Ботвинник просмотрел тактический удар. Преимущество Таля снова выросло до трех очков и он довел матч до победы. После ничьей в двадцать первой партии 7 мая матч закончился досрочно со счетом 12½:8½ (6:2 по победам).
Таль стал самым молодым чемпионом мира (в 1985 году его рекорд превзошел Каспаров). В качестве чемпиона Таль выступил на 14-й олимпиаде в Лейпциге (1960) и победил на международном турнире в Стокгольме (1961). В матче-реванше Таль уступил отлично игравшему Ботвиннику (проиграл 10 партий, выиграл лишь 5), продержавшись на вершине шахматного олимпа лишь один год.
Таль получил образование учителя русского языка и литературы и некоторое время работал в школе. Однажды на уроке он увидел, что два мальчика не слушают его объяснение, играя в карманные шахматы. В дневнике одного из них появилась запись: «Не заметил мата вчетыре хода!» В историю шахмат Таль вошел как виртуоз комбинационной игры. Таль был непревзойденным мастером шахматной атаки (совместно с Яковом Дамским написал книгу «В огонь атаки», М., 1978) и обладал уникальной игровой интуицией. В начале 90-х годов Таль участвовал в региональных соревнованиях зарубежных команд (в Германии и Франции).
Свою последнюю официальную партию Таль сыграл уже будучи тяжело больным — на турнире в Испании против Владимира Акопяна.
Комбинации Таля возникали не на «пустом месте», а основывались на здоровой позиционной основе. Комбинационное зрение Таля было феноменальным, а его фантазия поистине неистощимой — при этом не обходилось без некоторой доли везения. Наверное, ни один из его современников не пожертвовал противникам столько фигур и пешек, сколько Таль.
Шахматное творчество Таля эволюционировало от острокомбинационного до универсального стиля. Если молодой Таль придавал особое значение интуитивной оценке позиции, необходимости творческого риска в сложной игре, то более позднюю игру Таля отличали глубина идей, высокое техническое мастерство, умение проводить на практике цельные стратегические планы.
Таль собирался выступить за независимую Латвию на шахматной олимпиаде в Маниле, но не смог этого сделать из-за ухудшившегося здоровья. 28 июня 1992 года он умер в московской больнице, причиной смерти были указаны «профузное кровотечение, варикоз вен пищевода».
Таль был женат трижды. Его первой женой стала актриса рижского ТЮЗа Салли (Суламифь) Ландау. Они поженились в 1958 году, а в 1960-м родился сын Герман (сегодня Герман живет в Израиле, работает врачом в Беэр-Шеве). В 1970 году супруги развелись. Таль заключил брак с грузинской актрисой, который оказался крайне недолговечным. В том же году он женился на машинистке Ангелине, с которой жил до конца жизни. В третьем браке в 1975 году родилась дочь Жанна.
Таль пользовался популярностью у женщин и был известен своими романами. Среди его поклонниц называли актрису Ларису Соболевскую, пианистку Беллу Давидович, танцовщицу Миру Кольцову. Не проявляя большого интереса к еврейской традиции, Таль любил язык идиш и еврейские песни. Бывая на турнирах в Польше, неизменно демонстративно возлагал венки к памятнику участникам восстания в Варшавском гетто. Посещал спектакли Варшавского государственного еврейского театра, был дружен с актрисой Идой Каминьской. В 1983 году художница Галина Сатонина написала портрет Таля. Свое полотно она назвала «Шахматный Паганини».
Материал подготовил Роберт Берг
|
|
| |
|