gesl | Дата: Четверг, 29.09.2011, 21:34 | Сообщение # 1 |
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 320
Статус: Оффлайн
| Оправданы ли утверждения о том, что прогрессивную роль в истории .шахмат в нашей стране сыграли татаро-монгольское иго? Трудному испытанию подверглась Русь в XIII столетии. Разобщенные в результате феодальной раздробленности русские княжества не смогли противостоять монгольскому нашествию. Пали старая Рязань, Владимир, Киев. В руины превратились многие города и села. В борьбе с захватчиками усилилось стремление народа к единству, к ________________________ созданию объединенного централизованного государства. Появились новые хозяйственные и культурные центры — Москва и Тверь. Сохранили свое значение старые города Новгород и Псков. В XIV и XV вв. наблюдается новый подъем в развитии градостроительства и ремесел, исторической и художественной литературы, былинного эпоса, пронизанного идеей борьбы с татарщиной. А. С. Пушкин, касаясь вопроса влияния татар на развитие русской культуры, писал, что решительно ничего нового они не принесли на Русь: «Татары не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля». Напомним, что мавры, т. е. арабы, завоевавшие Испанию, «подарили» Западной Европе и шахматы. Оказали ли татары какое-либо влияние на шахматную культуру Руси? На протяжении более ста лет в отечественной и западной литературе дискутируется вопрос — принесли ли шахматы на Русь татары или эта область культуры была известна здесь задолго до монгольского нашествия. В начале 40-х годов XIV в. К. А. Яниш высказал предположение, что, «будучи совершенно отрезанными от остальной Европы в течение нескольких столетий, со времени покорения монголами (и даже столетием раньше) до Петра Великого, русские могли научиться шахматам только от своих победителей, которые сами научились игре от персов». Правда, доводов в пользу такой гипотезы у ее автора было немного, ибо его филологические исследования русских терминов подтверждали скорее их индо-персидское происхождение. Поэтому для придания веса своему утверждению Яниш в примечании добавил: «Монголы, как и все восточные народы, усердно занимались шахматами. Известно, что знаменитый Тамерлан был очень искусным в этой игре». Теми же соображениями руководствовался историк и археолог А. В. Терещенко. Примерно в те же годы он писал о шахматной игре: «...должно думать, что она перешла к нам от татар, кои, без сомнения, переняли ее от восточных жителей... При исследовании мною Сарая я находил шахматные шашки из пальмового дерева» 14. Итак, довод опять тот же — татары играли в шахматы. Этот взгляд удержался в русской и западной шахматно-исторической литературе почти до конца прошлого века. С. А. Сорокин, И. Т. Савенков и Д. И. Саргин резко выступили против «татарской» теории проникновения шахмат в Россию, основываясь на русской терминологии, а также на общеисторических фактах и соображениях. Наконец, уже в 30-х годах советский историк М. С. Коган снова пытался оживить обветшалую татаро-монгольскую гипотезу. Его аргументы сводились к следующему: русские князья, общаясь с Золотой Ордой, могли познакомиться с шахматной игрой; татары в свою очередь имели возможность передать русским позаимствованную ими ирано-арабскую терминологию; наконец, первое письменное свидетельство о шахматах на Руси встречается в историческом памятнике второй половины XIII в. Отсюда им был сделан вывод, что «шахматная игра делается знакомой русским в промежуток времени с конца XII в. до второй половины XIII в., т. е. как раз в тот период времени, когда произошло монголо-татарское нашествие» 15. Гипотеза о принесении шахмат на Русь татаро-монголами убедительнее всего опровергается сегодня археологическими открытиями. Не дает оснований для таких предположений и изучение истории шахмат у татаро- монголов. Судя по правилам и особенностям терминологии, игра проникла в Монголию на стадии шатранга. Отсюда и близкое к нему название монгольских шахмат — «татар». Все остальные термины (кроме термина «конь») изменились в полном соответствии с особенностями кочевого быта монголов и сохранились с древних времен до сегодняшнего дня: шроль — ноён (господин), ферзь — бэре (по звуковой ассоциации с _____________________________ (14 А. Терещенко. Быт русского народа, ч. IV. СПб., 1848, стр. 78. 15 М. С. К о г а н. Очерки по истории шахмат в СССР. М,, 1938, стр. 11—13.) возникновением нового значения термина — тигр), ладья—Т1Эрэг (повозка), слон — заан, тэмээн (верблюд), конь—морь (лошадь), пешка—хуу (сын, дитя, щенок). И сейчас еще можно увидеть в московском Музее восточных культур шахматы монголов, где все фигуры изображены в соответствии с этими названиями. После завоевания в середине XIII в. юго-восточной Европы на огромной территории степей и Поволжья образовалось государство, именовавшееся Золотой Ордой. В жизни и культуре осевших татар (так в летописях именовались монгольские пришельцы) стало преобладать влияние тюркских элементов, и менее чем за столетие произошло отюречивание завоевателей. На развитие культуры и искусства Золотой Орды, особенно главных городов — Сарай Баты, Сарай Берке в Нижнем Поволжье,— большое влияние оказал Хорезм со столицей Ургенчем. Вот почему и в шахматах у татар возобладали новые традиции, к ним пришли новые термины — среднеазиатские. Произошло это не раньше конца XIII — начала XIV в., в то время как первое упоминание шахмат в русской литературе относится к середине XIII в. Так отпадает главный довод сторонников гипотезы о татаро-монгольском заимствовании. Мало состоятелен аргумент и о первоначальном знакомстве русских с шахматами во время приезда князей в ставку Золотой Орды. Ведь это были не увеселительные путешествия, а унизительные поездки ради получения ярлыка на княжение. Если бы князья только здесь узнали о шахматах, то до выработки терминологии и распространения шахмат на Руси среди различных слоев населения могло пройти много десятилетий, а то и столетия. А это не вяжется даже с теми немногочисленными письменными свидетельствами, которые дошли до нас. Но, может быть, приведенные выше аргументы правильны для доказательства более позднего влияния татар на шахматы в России? Ведь продолжал же Мюррей, уже после того как согласился с Савенковым о домонгольском проникновении шахмат в Россию, утверждать: «Но вполне вероятно, и я полагаю, что наверняка, шахматы этих народов оказали влияние на русские шахматы» 16. Однако ни в русской литературе XIII—XV вв., ни в раскопках мы не находим следов такого влияния. Можно лишь предположить, что было какое-то, пусть незначительное, влияние на шахматную игру в районах, находившихся вблизи Золотой Орды. Вряд ли в других русских землях, где, подобно лютой саранче, пронеслись, сея огонь и смерть, татарские полчища и где потом хозяйничали ненавистные народу сборщики дани — баскаки, происходили частые состязания с врагом за шахматной доской. «О, злее зла честь татарская!» — вот настроение народа, переданное в возгласе русского летописца. Какой же вывод можно сделать о развитии шахматной культуры на Руси в XIII—XV вв.? Огромной важности исторические события и новые явления в жизни русского общества в той или иной степени, прямо или косвенно наложили отпечаток и на развитие шахматной культуры. Как татаро-монгольское нашествие, так и гонения со стороны церкви, происходившие первоначально под влиянием аскетических учений византийских монахов, послужили тормозом для развития шахматной культуры. Если в этих неблагоприятных условиях игра продолжала распространяться среди различных слоев народа, то это можно объяснить лишь тем, что она глубоко укоренилась на Руси еще в период существования Киевского государства, когда шахматы стали одним из элементов национальной культуры. И хотя от периода XIII—XV вв. дошло крайне мало письменных памятников, упоминающих о шахматах, зато с каждым годом увеличивается -число археологических находок, убедительно свидетельствующих о дальнейшем развитии древнерусской шахматной культуры. ____________________________________________ 16 Н. М u г г а у. A history of chess, p. 379. Светлана Каган,выпускница СПбГУКиИ.
|
|
| |