Суббота, 23.11.2024, 10:40
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: gesl, Леонардл  
"ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ШАХМАТ".
geslДата: Воскресенье, 02.10.2011, 08:51 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 320
Статус: Оффлайн

Родина шахмат - Индия. Время изобретения неизвестно. Дата эта теряется в нашей эры и окутана дымкой красивых легенд, повествующих
о создании мудрой игры, способной дать неисчерпаемую пищу уму, упоение
радостями бескровной битвы, утешение в превратностях человеческой
жизни.
Историки шахмат, опираясь на имеющиеся документы, считают временем возникновения этой игры примерно середину шестого века нашей эры. Выдающийся английский востоковед и автор классической «Истории
шахмат» (1913 г.) Г. Мюррей категорически утверждает, что шахматы
возникли около 570 года нашей эры.
Фидоуси в поэме «Шах-Намэ» приводит легенды о возникновении игры, в которой действуют и «победу разумом одерживают» фигуры, изображающее войско. Героями одной из них являются индийские царевичи Гав и Талханд. После смерти отца Джамхура между ними возникла междоусобица, в результате которой войско талханда было разгромлено, а сам он внезапно скончался на спине слона. Мать, узнав о смерти младшего сына, в скорби и в отчаянии обвинила Гава в убийстве брата. Желая утешить мать и показать, что Талханд не был убит в сражении, Гав собрал мудрецов со всех концов страны. Один из них, что слыл «в Индии доблестней всех и мудрей,... поле войны начертал, движение войск и вождей указал». На доске, разбитой на клетки, он изобразил весь ход битвы, гибель одной из армий при сохранении жизни ее полководца. В другой легенде - «Рассказ о шатранге» — говорится о посылке шахмат индийским царем шаху Ирана для разгадки сущности игры. До нас дошла также легенда, приписывающая создание шахмат брамину, который за свое изобретение потребовал от индийского царя незначительную на первый взгляд награду - столько пшеничных зерен, сколько покажут 64 клетки шахматной доски, если, начиная с одного зерна, число все время удваивать. Их оказалось, однако, так много (18 446 744 073 709 551 615), что в то время едва ли на всей земле собирали столько хлеба.
В этих исторических рассказах очень мало исторически достоверного.
Пожалуй, несомненно, в них лишь то, что шахматы в их первоначальной
форме были изобретены индусами, которые именовали игру чатурангой. В
переводе это означало «четырехсоставное войско» (пехотинцы, всадники,
слоны и колесницы. Все эти боевые единицы, а также полководец были
представлены и в игре. В каждом углу 64-клеточной доски устанавливались 4
пехотинца (пешки), один всадник (ладья) и полководец (король).
Следовательно, играли четыре человека. Цель игры заключалась в
уничтожении всех сил противника. Элемент случайности еще был большим,
так как движение фигур определялось метанием кости.
Чатуранга возникла в Индии более полутора тысяч лет назад (возможно, в II- IV вв.) и распространилась в соседних странах Средней Азии, в Китае и
других Позднее в игре произошли изменения. Вместо четырех лагерей по
восемь фигур в каждом на доске образовалось два лагеря, две
противоположные стороны по шестнадцати фигур. Один из полководцев стал
шахом (королем), которого по правилам игры уже нельзя было уничтожать, а
другой - его советником (ферзем). Такой порядок и расположение фигур
сохранились в шахматах до настоящего времени.
Новая игра получила название «шатранг». Когда и где впервые появился
шатранг? Раньше полагали, что он также был изобретен в Индии, но новые
исследования дают основание предполагать, что эта игра возникла в IV-V вв.
на Среднем Востоке, а оттуда вновь вернулась в Индию. Позднее она
получила распространение в странах арабского Востока, где стала называться
шатранджем.
Проблемы эволюции чатуранги и создания шатранга изучены пока
недостаточно всесторонне, поэтому еще нельзя прийти к каким-либо
окончательным выводам об их первоначальных формах, о месте и времени
создания. Однако уже сейчас можно сказать о большом вкладе народов
Средней Азии и Ирана в развитие средневековых шахмат. Ибо среди
крупнейших мастеров шатранга было немало таджиков, хорезмийцев,
туркмен и персов. А великолепный трактат таджикского шахматиста
Абульфатха (XI-XII вв.) представляет собой настоящую энциклопедию
шатранга.
Фигуры, которыми играли в шатранг, значительно отличались от
современных шахмат. На Среднем Востоке первоначально им придавалась
форма, соответствовавшая названиям фигур - слонов, всадников и т.д. В VII-
VIII вв. они потеряли яркость и изобразительность, и изготовление шахмат
упростилось. Произошло это под влиянием арабов. Завоевав огромные
территории, огнем и мечом проложив дорогу мусульманской религии, арабы
вместе с тем восприняли многие достижения более высокой и древней
культуры народов Ирана, Средней Азии и Индии. В числе этих культурных
богатств были и шахматы. По-видимому, арабы еще не знали игры ко
времени составления Корана, и поэтому она не подверглась запрету. Однако
по законам ислама нельзя было изображать живые существа. Вот почему от
птицы Рух, заменившей собой на Среднем Востоке индийскую колесницу,
остались лишь обрубки крыльев в виде своеобразных верхних выступов и
прямоугольника в основании. Столь же неузнаваемо изменились и очертания
других древних фигур - слона и коня с всадником. От бивней слона
сохранились два символических выступа у цилиндрического или
конусовидного туловища, а всадник с конем превратились в символическую
фигуру с одним верхним выступом. Эти геометризированные формы слона и
коня, изображения которых имеются у Бируни (XI в.), а затем в рукописи
испанского короля Альфонса Мудрого, встречаются и среди шахматных
находок ряда стран Европы.
Правила шатранга еще сильно ограничивали комбинационные возможности шахматной борьбы. Одна из главных ныне фигур — ферзь — была тогда слабейшей и ходила лишь по диагонали на одно поле; слон тоже
передвигался по диагонали, но лишь через поле, при этом он подобно коню,
мог прыгать через фигуру; рокировки не было; пешка не имела первого
двойного хода. Лишь конь и ладья двигались так же, как и теперь.
Неудивительно поэтому, что борьба развертывалась крайне медленно и даже
пат или уничтожение всех сил противника (кроме короля) оценивалось как
победа. Чтобы ускорить игру, обычно начинали партию с заранее
разработанных, иногда симметричных положений. Известно около двух
десятков подобных дебютных построений, называвшихся табиями.
Все эти ограничения не помешали лучшим мастерам того времени создавать
изящные шахматные задачи (мансубы), исследовать многие позиции
эндшпиля и построить своеобразную теорию игры. Обращает на себя
внимание художественная сторона мансуб, созданных среднеазиатскими,
персидскими и арабскими мастерами. В блестящих жертвах и эффектных
заключительных позициях этих задач авторы выражали свои эстетические
вкус, весь идеал красоты. Большую известность получила, например,
арабская мансуба X в., носящая поэтическое название «мат Диларам».
Согласно легенде, Диларам была женой арабского визиря, страстного
любителя шахматной игры. Однажды, проиграв все, что у него было, он
сделал ставку на Диларам. Партия сложилась для него неблагоприятно. И вот
уже в безнадежном положении, когда белым грозил, казалось, неизбежным
мат, наблюдавшая за борьбой Диларам крикнула визирю: «Пожертвуй оба
руха (ладьи) и спаси меня!» И действительно, в позиции мансубы белые
осуществляют красивую выигрывающую комбинацию.
В те времена шахматная игра была признана одним из необходимых
элементов воспитания феодалов. Нередко игре покровительствовали халифы,
при дворе которых собирались лучшие мастера: ал-Адли, ас-Сули, Зайраб,
Абу-Наим, Абу-Гафиз и многие другие. М.К. Гоняев, много лет посвятивший
изучению шатранджа, отмечал изящный и тонкий стиль мансуб, дальновидность расчетов мастеров восточного средневековья.
Западная Европа познакомилась с шахматами в X-XI вв. Произошло это
после завоевания арабами Испании и Сицилии. Отсюда игра постепенно
распространилась в Италии, Франции, Англии, Скандинавских и других
странах. Придя в Европу, игра претерпела вскоре заметные изменения;
особенно это коснулось терминологии и правил. Единственно, что было
воспринято у арабов без каких-либо существенных исправлений, - это
шахматные фигуры. Символические очертания восточного типа шахмат
долгое время были в обиходе европейских народов.
Изменение некоторых правил игры было вызвано вполне естественным
стремлением шахматистов сделать игру более живой. Слон получает право
движения по всей диагонали, а ферзь становится сильнейшей фигурой,
сочетая одновременно ходы ладьи и слона. Пешке разрешается при первом
ходе ступить на два хода вперед и уничтожить пешку противника «на
проходе». Наконец, появилась потребность во введении рокировки, которая
позволяла раз в партии переставить короля из начальной позиции в более
безопасное место по той же горизонтали.
Иначе говоря, шахматная игра стала постепенно приобретать современный вид. Однако все эти нововведения утвердились на практике позднее, в XVI - XVII вв.
СВЕТЛАНА КАГАН,выпускница факультета "Истории мировой культуры" CПбГУКиИ.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: