gesl | Дата: Четверг, 29.09.2011, 20:35 | Сообщение # 1 |
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 320
Статус: Оффлайн
| Безусловно, мы имеем дело с очень широким понятием. Любой исследователь – да и просто деятельный человек – прежде чем взяться за решение той или иной проблемы, должен прежде всего обратиться к собиранию информации по выбранной теме. Если этот интерес принимает внушительные масштабы, то собранный массив информации является уже чем-то большим, чем простая сумма фактов. Что позволяет нам уверенно идти от собирания фактов к их систематизации и анализу. А это - уже начало творчества. И всё же собирание фактов в чистом виде не является коллекционированием, которое подразумевает собирание материальных носителей информации в виде произведений искусства, книг, предметов быта, одежды, инструментов и других предметов материальной культуры – как и самих природных объектов. В сфере интеллектуальных игр известны крупнейшие коллекции литературы по играм и коллекции игровых комплектов, принадлежащие тем или иным музеям, библиотекам, сообществам или частным лицам. Интересно проследить их историю и географию. Исаак Линдер пишет: «Ещё в 19-м столетии пользовались известностью частные библиотеки Л. Бледова (Берлин), К. Яниша (С-Петербург), ван дер Линде (Гаага), фон дер Лаза (Познань), Дж. Уайта (Кливленд), Дж. Алена (Филадельфия) и др. Некоторые собрания после смерти их авторов перешли в публичные библиотеки, другие были проданы с аукционов, третьи пропали без вести. В 20-м веке среди крупных собирателей литературы были такие известные шахматные деятели, композиторы, аналитики, историки, как Л. Тот в Венгрии, Самуил Вайнштейн в Л-де, Илья Мазейлис в Москве, Г. Ластра в Буэнос-Айресе, А. Кикко в Генуе… В Германии около 4 000 томов насчитывает библиотека библиографа и историка Э. Мейсенбурга и более 15 000 томов - гроссмейстера Л. Шмида. В уникальной библиотеке Шмида имеются первые издания 15 – 18 столетий, в том числе Лусены (1497), Дамиано (1512), Лопеса (1561), Селенуса (1616), Греко (1669), Стаммы (1737), Филидора (1749). Крупнейшие публичные шахматные библиотеки, созданные на основе частных собраний, находятся сегодня, например, в Королевской библиотеке Гааги (библиотека Ван дер Линде – Нимейера, свыше 18 000 томов), в Кливленде (США, 1964, 13 000 томов), в Венгерском шахматном союзе в Будапеште, в центральном доме шахматиста им. М. Ботвинника в Москве. Книжное собрание и архив фон дер Лазы хранятся в библиотеке Польской Академии наук в Корнике». Помимо книжных коллекций следует упомянуть коллекции марок или конвертов со штемпелями начала и конца соревнований, коллекции автографов, значков, медалей, вымпелов и другой шахматной атрибутики. Но особое место среди коллекций занимают коллекции шахматных игровых комплектов с использованием разнообразных материалов: слоновая и моржовая кость, разные породы дерева, керамика, золото и серебро, сталь и перламутр, фарфор и стекло, пластмасса. И. Линдер замечает: «С первых же веков появления на свет шахмат и до сегодняшнего дня люди стремятся передать в фигурах испытываемое ими очарование игрой, проявляют богатую фантазию. Это находит своё выражение в отображении быта эпохи, в персонификации фигур, в создании образов мифологии или известных литературных произведений, в отражении событий мировой истории и т.д.» Многие старинные и особо ценные игровые комплекты, ставшие произведениями искусства, давно являются национальным достоянием и хранятся в крупнейших музеях мира. Современными крупными частными коллекциями располагают немцы: Т. Томсен (Кёнигштайн), Ф.Й. Ланг, М. Эдер (оба в Келкхайме), Х. Кригер (Гроссхансдорф), Л. Шмид (Бамберг). Среди англичан - это Г. Уильямс, В. Уильямс, В. Китс, М. Марк (все – в Лондоне). В Нидерландах – Ю. Стигтер (Амстердам). В Италии – Дж. Ферлито и Р. Поцци. В США – Д. Хафлер (Мерион), Дж. Дин (Бостон), Б. Сарисон, Ф. Сарисон, Б. Левин, Т. Гросс, И. Гросс, К. Ваглио (штат Нью-Йорк), Х. Рассел (Мильфорд) и др. Коллекция Г. Пфейфера легла в основу шахматной экспозиции Музея искусства «Метрополитен», коллекция К. Долфа – в основу такой же экспозиции Музея искусства «Марихил» штата Вашингтон. Движимые желанием сделать свои коллекции достоянием широкой общественности и научных кругов, изучающих историю шахматной культуры, коллекционеры в 1984 году создали международную организацию шахматных коллекционеров – Чесс Коллекторс Интернэшнл – (CCI). Её президентом является д-р Томас Томсен (Германия). Сегодня CCI уже входит в ФИДЕ и объединяет представителей более 20 стран. «Это – коллекционеры шахмат, - уточняет И. Линдер, - собрания которых имеют высокую художественную и культурную ценность. К деятельности этой организации привлекаются также историки шахматной культуры. Она регулярно проводит международные встречи и конгрессы на основе тесного сотрудничества с музеями стран-организаторов форумов. На базе этих музеев и частных коллекций развёртываются выставки шахматных фигур. Так, на III конгрессе в Мюнхене в 1988 году были устроены 3 крупнейшие выставки и семинар по истории шахматных фигур, а также выставка-продажа работ современных художников на шахматные темы. Автор настоящей книги («Мир шахматных фигур», 1994 – Т.В.), выступавший на этом форуме, а также на последующих конгрессах в Нью-Йорке (1990) и Париже (1992) с докладами о древних шахматных фигурах, был приятно поражён энергичной деятельностью первого президента CCI д-ра Джорджа Дина (США) и национальных Оргкомитетов во главе с д-ром Томасом Томсеном (Германия), Гаретом Уильясом (Англия) , Флойдом Сарисоном (США), благодаря чему очередные конгрессы этой международной организации стали примечательными событиями в развитии современной шахматной культуры. Прекрасно изданные каталоги выставок вместе с известными трудами о шахматных фигурах, вышедшими в последние десятилетия в ряде европейских стран и США, дают представление о необычайном разнообразии шахмат многих народов и эпох – от средневековья до ХХ века включительно. И, конечно же, о всё возрастающем интересе в мире к изучению взаимосвязей шахматной культуры с изобразительным искусством, с её оригинальными направлениями в мелкой пластике и миниатюрной скульптуре. В зарубежных альбомах и каталогах можно встретить, к сожалению, лишь единичные воспроизведения шахмат России XVIII – начала ХХ веков, хранящихся в западноевропейских музеях и частных коллекциях, что, конечно, не отражает истинного развития шахматных фигур в России – страны, где не только высока шахматная культура, но и сохранены многовековые шахматные традиции. Огромные евразийские просторы России и территории соседних стран стали частью региона, где ещё в раннем средневековье появилась шахматная игра. На территории Руси она прошла тысячелетний путь развития, во многом аналогичный западноевропейскому, и стала неотъемлемой частью русской культуры. В последнее время в этих регионах были проведены широкие археологические исследования, которые привели к открытиям бесценных богатств шахматной культуры раннего и позднего средневековья. В Средней Азии были найдены древнейшие из известных пока шахматных фигур VII – VIII веков и несколько сот фигур X – XVII веков в городах Древней Руси. Они позволили автору настоящей книги установить этапы эволюции шахмат в мире от средневековых арабских форм до шахмат современного абстрактного, стаунтовского типа. Но если процесс развития абстрактных шахмат шёл в России в том же направлении, что и в странах Запада, то в изобразительных фигурах – из кости, дерева, фарфора, металла, пластмассы – сохранилось много своеобразия, связанного с национальной терминологией и со спецификой прикладного искусства российских народов. Традиция изготовления наборов изобразительных шахмат сохраняется и до сего дня. … Показать эволюцию фигур почти за полтора тысячелетия истории шахмат на территории России и сопредельных стран – такую задачу поставил автор в настоящем издании… Настоящая книга – это первая попытка представить шахматные фигуры, хранящиеся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Суздаля и др., в сопредельных с Россией государствах – в музеях Киева, Минска, Витебска, Тракая, Самарканда и др., а также в отдельных частных коллекциях». Упомянутая книга д-ра И. Линдера, крупнейшего шахматного историка России на рубеже веков, является уникальным изданием, теперь уже хорошо известным за пределами нашей страны. Великолепно изданный цветной альбом снабжён научно обоснованным историческим комментарием, содержащим в себе глубокие выводы. Они касаются, прежде всего, уточнения происхождения шахмат, так как в мировой литературе была явно занижена роль Средней Азии в этом процессе. А также И. Линдеру удалось в своих трудах пролить свет на историю шахмат в России. Ранняя история российских шахмат несомненно связана со Средней Азией и Ираном. И, разумеется, с Поволжьем, которое знало шахматы задолго до образования Руси, о чём догадывался ещё И. Савенков. Широко известная книга польского коллекционера и историка шахматной культуры Ежи Гижицки «С шахматами через века и страны», выдержавшая множество изданий и переводов на другие языки, сама по себе является большой коллекцией разнообразных фактов из жизни шахмат. Но есть там и специальная глава собственно о коллекционерах. Она называется «Неизвестные коллекции». Привожу её целиком. «В 1856 году во Франции умер страстный коллекционер и шахматный библиофил. Свою ценную шахматную коллекцию он завещал городу Греноблю, обогатив городскую библиотеку значительным по тому времени количеством книг (около 400 экз.) и рисунков. Плохо сохранявшиеся экспонаты затерялись сначала частично – затем полностью. И очень жаль, так как, по слухам, Фридрих Аллей (так звали этого коллекционера) собрал значительный и содержательный материал. Коллекция состояла из следующих разделов: теория и практика, поэзия, библиография, философия, история, правила игры, манускрипты, проблемы коня, автоматы, не типичные шахматы, труды о разных играх, переводы печатных изданий, переводы рукописей, цитаты. Характерная деталь: в коллекции отсутствовал материал по композициям и турнирам, то есть те разделы, которые в то время были слабо освещены в печати. Аллей составлял исчерпывающую шахматную библиографию. Её с нетерпением ждали любители королевской игры. Польский шахматный историк М. Дзедушицки в своей научной статье в 1856 году писал, что Аллей, бывший бургомистром Ардеша, собирается опубликовать шахматную библиографию, в которой он детально разберёт и раскритикует высказывания 412 авторов о шахматах и приведёт высказывания ещё 326 авторов. Но этот труд не был окончен. Наибольшей славой пользовались очень интересные и старательно обработанные коллекции известного американского эрудита и шахматного исследователя, коллекционера и библиофила Джона Г. Уайта. Он жил в городе Кливленде в США (штат Огайо) и умер в 1928 на 83-м году жизни. Его огромные коллекции, насчитывающие свыше 12 000 одних только изданий, были переданы в Публичную библиотеку в Кливленде. Все свои доходы (Уайт был адвокатом) он тратил на приобретение коллекций, разыскивая экспонаты по всему свету. Материалы коллекций он распределял на группы, важнейшие из которых мы перечислим: поэзия, восточные шахматы, история, рукописи, шахматы в театре, шахматные конгрессы, игра на расстоянии, турниры, монографии игроков, партии, этюды, эндшпили, турниры-анекдоты, очерки, статьи из газет, математические шахматы, разновидности шахмат, «живые шахматы», автоматы, рисунки, документы, библиография, газеты, шахматные издания, очерки об игроках, древние игры и т.д. Уайт не принадлежал к числу коллекционеров-эгоистов. Свои коллекции он охотно предоставлял для научной работы, сам лично помогал в обработке источников, библиографических каталогов, другой информации. Он ежедневно получал письма из разных уголков земного шара с вопросами по различным шахматным проблемам, с просьбой дать библиографические справки и т.д. Одним из примеров библиографической страсти Уайта служит история о том, как он получил копию шахматного манускрипта, находившегося в частной библиотеке султана в Стамбуле. Двадцать лет длилась охота за неисследованной ещё рукописью, о которой он столько мечтал. В султанскую библиотеку публика допускалась только один раз в год, делать же какие-либо записи было запрещено под угрозой смертной казни. Все ежегодно возобновляемые попытки снять копию шахматного манускрипта не давали никаких результатов. Наконец Уайту удалось, подкупив кого-то из персонала библиотеки, вынести на несколько часов интересующий его экземпляр. Молниеносно была сделана фотокопия. После исследования текста оказалось, что в рукописи не было ничего особенного. Несмотря на это, самолюбие библиофила было удовлетворено. Из современных коллекций стоит указать на интересное собрание голландского составителя шахматных комбинаций и библиофила д-ра М. Нимейера, у которого находились книги, газеты, карикатуры, рисунки, шахматные фигуры и другие экспонаты. Нимейер передал свою коллекцию как «депозит» одному из шахматных клубов, а свою книжную коллекцию подарил Королевской библиотеке, которая благодаря этому подарку, увеличила своё шахматное собрание до 6 500 названий. Это одно из самых больших в мире шахматных книгохранилищ. Его основы создал историк шахмат ван дер Линде, который передал туда свои ценные издания в количестве почти 800 названий. Замечательно обработанный и изданный каталог Нимееровского книгохранилища является неисчерпаемым источником библиографической информации. Американский коллекционер М. Пфейффер специализировался по сбору эффектных шахматных комплектов, которые он помещал в дорогих кассетах и коробках, приспособленных по стилю к формам фигур. Свою ценную коллекцию он передал Метрополитен Музеум в Нью-Йорке. Во Франции обладателем красивой коллекции, состоящей из 200 старинных комплектов разных эпох и разных народов, является парижский коллекционер Жан Монури. Он собирал их в течение многих лет, посещая антикварные магазины по всей Франции и сотрудничая с торговыми агентами 54 стран. Он скупал большинство наборов заочно, указывая агентам максимальную цену, чтобы иметь возможность после отсева имитаций вылавливать время от времени редкий экспонат... В его коллекции имеются фигуры со многих континентов: из Европы, Азии, Африки, Ю. Америки и даже из Океании. Древнейшим экспонатом оказался комплект 14-го века из Камбоджи и ювелирные шахматные фигуры эпохи Луи XVI, мастерски сделанные из хрусталя и серебра. В Англии собиратель экспонатов Алекс Хаммонд сфотографировал свои коллекции и издал прекрасно выполненный альбом под названием «Книга шахматных фигур». Очень интересную, ценную коллекцию шахматных экспонатов и книг собрал страстный любитель шахматного искусства петербуржец Вячеслав Александрович Домбровский (1905 - 1966). Около 40 лет он посвятил своему увлечению, после чего его квартира превратилась в настоящий шахматный музей. Его библиотека насчитывала 1500 книг, среди которых имелись редчайшие экземпляры со всего мира и почти вся русская и советская шахматная литература. По стенам этого шахматного музея были развешаны разнообразные шахматные доски, картины и гравюры, посвящённые шахматной тематике, а в заставленных витринах находились комплекты шахматных фигур различных времён и стран: русские, индийские, немецкие, голландские, английские, чешские, румынские, польские, японские, иранские и китайские… А также множество рисунков и карикатур. В. Домбровский провёл большую творческую научную работу по изучению историю шахмат. Интересную коллекцию гравюр, рисунков, художественных репродукций и вырезок из прессы и реклам на шахматные темы собрал Жюльен Гиль, владелец маленького уютного магазина с шахматной литературой в Латинском квартале Парижа. Благодаря его любезности, я смог использовать более 10 иллюстраций из его коллекции в этой книге». Далее Е. Гижицки сообщает о том, что в годы войны в Польше пропали богатые коллекции мастера Давида Пшепюрки, профессора Збигнева Кукульского. Зато были найдены остатки ценного шахматного книгохранилища в замке в Осечно, где находилась часть библиотеки Тассило фон дер Лазы, переданной в библиотеку Польской Академии наук в Познани. Следует особо указать, что международная организация шахматных коллекционеров и примкнувшим к ним историков Чесс Коллекторс Интернэшнл (CCI) носит весьма элитарный и закрытый характер. Что позволяет российским единичным представителям этого элитарного клуба И. Линдеру и Ю. Авербаху значительно дистанцироваться от российской шахматной общественности. А о публикации переводов научных докладов на сессиях CCI вообще речь не идёт. У нас сложилось впечатление, что на последней московской сессии CCI кроме Линдера и Авербаха не присутствовал ни один отечественный шахматный историк. Их просто забыли пригласить. А в другие страны они, естественно, вообще никогда не смогут приехать. Такое же положение и с коллекционерами-любителями. В своём большинстве – это уже пожилые люди, брошенные на произвол судьбы. Никто никакой работы с ними не ведёт. Они бы и рады, в конце концов, передать со временем свои коллекции – но куда? У нас не известна судьба даже крупнейших шахматных коллекций – например, Саргина, Яниша и Домбровского – что уж тут говорить о любителях? Светлана Каган, выпускница факультета "Истории мировой культуры" СПБГУКиИ.
|
|
| |