Последнее воскресенье осени было отмечено особенным для шахмат событием. Не тематическим турниром, не юбилейной датой, и даже не подписанием контракта на проведение матча на первенство мира. В этот день на сцене Российской академии музыки имени Гнесиных состоялась премьера новаторского спектакля «Вариации», посвященного самой непростой из всех возможных шахматной партии – партии со смертью.
Спектакль, как вы уже поняли, непростой. История не баловала нашу игру сверхвниманием к себе со стороны искусства. Несколько литературных произведений, несколько кинофильмов, чуть более полотен, создание каждого их которых было заметным событием, и сейчас с ними знаком каждый уважающий себя шахматист.
И вот – новый виток. В театральной постановке под руководством Марины Вульфсон объединились три актера, один из которых нам всем хорошо известен – это по совместительству международный гроссмейстер Мария Манакова, четыре отличных музыканта, одна превосходная вокалистка и тысяча и одна шахматная партия. Спектакль объединил в себе мотивы массы произведений, которые плавно перетекают друг в друга, то и дело вызывая щекотящее чувство дежавю. Но в основу сюжета легло все же только одно из них – это художественный фильм шведского кинорежиссера Ингмара Бергмана «Седьмая печать».