Пятница, 22.11.2024, 21:05
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Леонардл, litcetera, Дяловская  
Фольклор. Русалка
litceteraДата: Среда, 05.12.2012, 12:31 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1363
Статус: Оффлайн


Когда в детстве бабушка читала мне «У Лукоморья дуб зеленый», то я очень зримо представляла себе каждую картинку пушкинского повествования: вот леший, вот кот, вот избушка на курьих ножках...
А почему русалка сидит именно на ветвях? Она вроде бы должна в море плавать?
Рыбий хвост появлялся практически на каждой иллюстрации – изображении дуба с русалкой на ветвях. А с рыбьим хвостом прямой путь в воду...
Словарь В.И. Даля объясняет: русалка, русавка, сказочная жилица вод, водяная, шутовка, лобаста; водяница, берегиня; на юге русалки, мавки и майки, веселые, шаловливые созданья, на севере и востоке – злые, из числа нежити; это некрещеные дети; они наги, с распущенными волосами, прельщают, заманивают, щекотят до смерти, топят.
«Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2009) рекомендуют написание русалка – как родовое название, относящееся к мифологии.
«Толковый словарь современного русского языка» утверждает: русалка – в народных поверьях и сказках существо в образе женщины с длинными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.
В «Толковом словаре русского языка» С.И Ожегова (М., 2009) русалка – в народных поверьях и сказках: существо в образе обнаженной женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.
Откуда же взялось и как появилось такое странное и завораживающее слово?
1. Название русалка соединяли со словом: русло (по местожительству русалок в реках). Тогда почему суффикс –алк-?
2. Русалка выводили от слов русый, русявый (по русому цвету волос). Но в большинстве источников указывается, что у них волосы зеленые.
3. Считали производными от древних имен священных рек: Росса и Руса. Но почему русалки должны водиться только в священных реках? Чем другие реки хуже?
4. «Этимологический словарь» поясняет: это общеславянское слово, образовано от русалия – «языческий весенний праздник», заимствовано из латинского языка. Латинское rosalia – «троица». Русалка буквально – существо, которое чествуют в праздник русалий».
Историко-этимологический словарь «Русская фразеология» повествует:
Русалка на ветвях сидит... Цитата из вступления к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (1824-1825). Представление о русалке как о хвостатой деве-рыбе, лежащей на древесных ветвях, восходит к фольклору юго-восточных славян. Русалки почитались ими как богини водоемов и лесов. Образы их весьма различны. Как правило, это молодые красивые девушки с длинными волосами, ходящие нагими или в развевающихся сорочках (как, например, у Н.В. Гоголя в «Майской ночи»). Согласно народным поверьям, продолжает словарь, русалки – это некрещеные (неотпетые) женщины, умершие не своей смертью. Одним из «развлечений» русалок является лазанье по деревьям. Лесные и водяные девы разбегаются по ближним рощам и качаются на длинных ветвях, причем любимым деревом считается ива. Русалки пришли в русскую литературу из фольклора в конце 18 - начале 19 веков. Пушкин многое знал о русалках. Не случайно у него дерево – именно дуб, растущий у лукоморья, то есть близко к воде. В драме «Русалка» князь и дочка мельника, ставшая русалкой, встречались именно под зеленым дубом, который засох после их разлуки. У лукоморья же дуб – зеленый; значит, в природе – лето, когда русалка выходит из воды и забирается на ветви порезвиться. Водяные девы (русалки, водяницы, наяды, нимфы, ундины) стали героями многих литературных произведений: Леся Украинка «Лесная песня», В.И. Даль «Башкирская русалка», В.А. Жуковский «Ундина», Ганс Христиан Андерсен «Русалочка». В ряду этих образов, продолжает словарь, пушкинский «Русалка на ветвях сидит» - один из самых ярких и популярных.
В драме А.С. Пушкина «Русалка» днепровские русалки поют:

Веселою толпою
С глубокого дна
Мы ночью всплываем,
Нас греет луна.
Любо нам порой ночною
Дно речное покидать,
Любо вольной головою
Высь речную разрезать,
Подавать друг дружке голос,
Воздух звонкий раздражать,
И зеленый влажный волос
В нем сушить и отряхать.

«Энциклопедический словарь» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона утверждает, что русалки, по русским народным преданиям, - речные девы, в которых обращаются после смерти утопленницы и некрещеные дети. А живут славянские русалки, по преданию, на дне в чудесных хрустальных палатах. У каждой русалки есть волшебный гребень, которым она чешет свои длинные распущенные волосы, а с них струится вода. Если волосы высохнут, русалка умрет, поэтому она не может отойти далеко от воды. Покровительницей русалок в славянских мифах была Лада – богиня любви и плодородия.
Энциклопедия «Мифы народов мира» говорит: русалки, купалки, водяницы, лоскотухи и др., в славянской мифологии существа, в которых превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы, некрещеные дети. Представляются в виде красивых девушек с длинными распущенными зелеными волосами, реже – в виде косматых безобразных женщин. В русальную неделю, следующую за Троицей, они выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Особенно опасны в четверг. Поэтому в русальную неделю нельзя было купаться, а выходя из деревни, женщины брали с собой полынь, которую русалки якобы боятся. На просьбу русалок дать им одежду - вешали на деревья пряжу, полотенца, нитки, девушки – венки. Всю Троицкую неделю пели русальные песни, в воскресенье – изгоняли, «провожали» русалку (или весну). Образ русалки связан одновременно, утверждает энциклопедия, с водой и растительностью, сочетает черты водных духов и карнавальных персонажей, воплощающих плодородие (типа Костромы, Ярилы и пр.), смерть которых гарантировала урожай. Отсюда вероятна связь русалки с миром мертвых. Незамужних девушек хоронили в свадебном наряде и с венком на голове, волосы должны были быть распущенными. Таким образом им устраивали символическую свадьбу, так как считалось, что души людей, умерших до брака, не могут окончательно перейти в мир усопших и время от времени посещают мир живых. Таков же и традиционный облик русалок – венок, распущенные волосы... И приходят русалки в этот мир из мира мертвых, и уходят после русалочьей недели туда же.
В славянскую мифологию, считают исследователи, образ русалки пришел из Украины и из Восточной Европы. В России облик этих дев изменился. Из веселых и шаловливых созданий русалки превратились в злых и мстительных существ, наравне с водяным. Русалок, поющих веселые песни восхитительными и заманчивыми голосами, у нас заменили на лесных реках растрепанные и нечесаные создания: с неестественно бледными лицами, с зелеными глазами и зелеными волосами, всегда голые и всегда готовые завлекать к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и утопить. Русалка – это древний женский дух, обитающий в водах. У этой полногрудой красивой женщины, нагой либо в рубашке без пояса, между пальцев перепонки, а вместо ног – рыбий хвост. Ее следы иногда можно увидеть на мокром песке, когда она выходит на берег покачаться на плакучей иве или березе. Если их много, то качаются вместе, перекликиваются, поют, плетут венки и надевают их на головки, играют и пляшут. Купаются тоже вместе, поют песни сладкими голосами, заманивая людей к себе. У рыбаков они путают сети, а мельникам ломают плотины и разбивают жернова. Живут русалки не только в воде. «Где они бегали и резвились, - пишет Сергей Беляков, - там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее. Но от них много и вреда. ... Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья; украденную пряжу, качаясь на древесных ветвях, разматывают и подпевают себе под нос хвастливые песни. Кое-где рассказывали, что русалки не причиняют никакого вреда, а могут лишь испугать человека или подшутить над ним. Однако подавляющая часть поверий относит русалок к опасным духам, которые преследуют людей, сбивают их с пути, душат или щекочут до смерти, заманивают в воду и топят, превращают в животных или в какие-нибудь предметы, могут забрать себе младенца, оставленного жницей на меже. В таких случаях находятся разнообразные средства и способы для борьбы с затеями лихих русалок, чтобы делать их безвредными для деревенского домашнего хозяйства. Как и прочая нежить, они не выносят вида креста, не могут переступить через начерченный на земле круг, осененный крестным знамением; боятся чеснока и любого железа, будь то иголка, булавка или нож. Действенным средством оберега против русалок считались такие растения, как полынь, хрен, чеснок, любисток.
Когда русалка окликает человека по имени, следует хранить молчание: не зная имени, она не в силах причинить вред».
По другим сведениям, русалка – это девушка, дева вод или жена водяного, и рыбьего хвоста у нее нет, она очень красива, стройна, пышногруда, высокого роста. Коварная красавица может выйти замуж за человека, но брак этот недолговечен и трагичен: если рождается ребеночек, то, если муж узнает в ней русалку, она разорвет малыша надвое и бросит в воду...
Русалки, по преданию, всегда отвечают добром на добро. Если кто-то прикроет маленького русаленка (русалкиного ребеночка), который лежит голенький или бегает голышом, своей одеждой, то мать-русалка наградит сердобольного прохожего, согласно его пожеланию, крепким здоровьем, большими деньгами, а иногда - даром целителя и искусного знахаря. Русалка – это один из наиболее противоречивых образов славянской мифологии.
Во многих просмотренных мною словарях упоминается, что у русалки имеется рыбий хвост. А ведь, наверное, трудно лазить по деревьям с таким приспособлением вместо ног. В «Большой советской энциклопедии» приведено определение из «Очерков русской мифологии» 1916 года издания Д.К. Зеленина, ученого-этнографа: «Русалки – мифологический образ у восточнославянских народов (особенно у украинцев и южных русских). В образе русалки переплелись черты духов плодородия (полевые русалки), воды (речные русалки), представления о «нечистых» покойниках (в частности, об утопленницах), умерших некрещёнными детях и др.». И.Арт пишет: «Александр Сергеевич не был садистом! В славянских сказаниях встречаются, конечно, и хвостатые русалки. Вообще, русалки у славян отличаются большим разнообразием. Но всё-таки, в основном, русалка - это водный или лесной дух в образе молодой и прекрасной девицы без каких-либо признаков мутаций… А одним из излюбленных развлечений этих девиц было раскачивание на ветвях деревьев. И об этом прекрасно знал наш великий классик, получивший своё фольклорное образование практически из первоисточника - от Арины Родионовны и бабушки своей Марии Алексеевны Ганнибал». А.С.Пушкин, помимо вступления к «Руслану и Людмиле», четырежды обращался к этому образу».
Этот мифологический персонаж в фольклорных сказках встречается очень редко. А вот в литературной сказке он получил более широкое распространение: Василий Андреевич Жуковский, Александр Сергеевич Пушкин, Владимир Владимирович Набоков, Иоганн Вольфганг Гёте, Николай Васильевич Гоголь, Михаил Юрьевич Лермонтов, поэты Серебряного века... И, конечно, всемирно известна Русалочка, созданная талантом и фантазией великого датского сказочника Г.Х. Андерсена. Часто образ русалки встречается в современной рок-поэзии: «Папоротник» Ольги Арефьевой, песня «Русалки» украинской рок-группы «Мандры».
А.С. Пушкин написал изумительное стихотворение «Русалка», Лев Мей стихотворение «Русалка» посвятил Софье Григорьевне Мей.
Существуют ли подобные существа, или это полная выдумка, понять сложно, потому что сейчас порой рождаются младенцы со сросшимися ногами, которые очень похожи на рыбий хвост, а также дети с редким заболеванием кожи, когда она похожа на чешую. И, возможно, сознание людей, сталкивавшихся с этими странными явлениями, причудливо преломлялось, создавая подобные легенды о русалках, которые живут до сих пор, заявляют исследователи.
Образ русалки воплощали в своих работах Иван Николаевич Крамской: полотно «Русалки», Виктор Михайлович Васнецов: декорации к опере «Русалка», Михаил Александрович Врубель: «Игры наяд и тритонов» и пр.
У Николая Андреевича Римского-Корсакова есть опера «Майская ночь», у Александра Сергеевича Даргомыжского – «Русалка» по мотивам произведений Николая Васильевича Гоголя.
По-немецки русалка – Nixe, Wassernymphe.
По-английски русалка – mermaid, water-nymph.
В 1910 году появился короткометражныйнемой художественный фильм Василия Михайловича Гончарова «Русалка», «народная драма в 6 сценах с апофеозом» по мотивам одноимённой поэтической пьесы А.С. Пушкина, где роль Наташи, дочери мельника, ставшей русалкой, исполнила Валентина Гончарова. В фильме «Руслан и Людмила» целая толпа русалок во главе с болотницей (водяницей?) пытается задержать Руслана, спешащего спасти свою возлюбленную. Снят фильм «Русалочка» (1976, режиссер Владимир Бычков), где главную роль исполнила Вика Новикова. В одном из последних фильмов-сказок «Книга мастеров» (2009, режиссер Вадим Соколовский) Русалку, современную и ироничную, немножко шантажистку, с влюбленным в нее Кощеем Бессмертным, играет Екатерина Вилкова. Есть мультфильм «Русалка» (1996, режиссёр Александр Петрова), выполненный в технике «живопись по стеклу» с нашей, русской русалкой. «Сапожник и русалка» - мультфильм (1989, режиссер Валерий Угаров) по мотивам рассказа А. Толстого «Терентий Генералов». Есть «Русалочка» («The Little Mermaid») - мультфильм студии Уолта Диснея (1989, режиссёры Рон Клементс и Джон Маскер) по мотивам произведения Ганса Христиана Андерсена.
Кинемалогос: Это мои русалочки-недомерочки, целый выводок. Шутливо о дочках, о подругах, а также о любой группе женщин, девушек («Марья-искусница»).
У болгар есть женские имена Вила – «русалка» и Веда – «русалка, лесная фея».
Если вы увидите во сне русалок, купающихся в чистой воде ручья или реки, это знак того, что вы с упоением станете стремиться к исполнению своих желаний. Веселые события вскружат вам голову. Увидеть русалок в другой обстановке – знак глубокого разочарования в жизни.
Русалка на ветвях встречается повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», правда, главный герой сталкивается в ходе повествования рядом с избушкой на курьих ножках (Изнакурнож) с осыпавшейся с ветвей сухой рыбьей чешуей (саму русалку он так и не увидел). А в ироническом детективе Дарьи Донцовой «Золотое правило трехпудовочки» один из персонажей так формулирует свое отношение к русалке: «...в глубине океанов полно нечисти, к которой не стоит приближаться. Например, русалка, до изумления бесполезное существо. Явно не рыба, сожрать ее не захочешь, но и как баба она не нужна. Чё с ней делать? Это не объект для полноценного секса и вкусного обеда» (М., 2010). Какое-то уж очень приземленное, прагматичное отношение к русалочке.
В Дании, в Копенгагене, есть памятник андерсеновской Русалочке. О ней пишут: «Бронзовая скульптура в метре от набережной Лангелинье – базальтовый валун помещен прямо в воду, а на нем сидит прекрасная девушка с рыбьим хвостом, сжимает в руках веточку водоросли и тоскует о навсегда потерянном любимом. Это младшая из шести дочерей Морского царя. Родилась она в 1837 году, когда Г.-Х. Андерсен написал свою пронзительную и трагичную сказку. Памятник появился позже – его открытие состоялось 13 августа 1913 года. Создал его скульптор Эдвард Эриксен. ... Главное, что удалось сделать художнику, – передать хрупкую и трогательную, беззащитную красоту андерсеновской героини, воплотить вечную женственность в суровой бронзе. Жители Копенгагена очень полюбили свою Русалочку, вслед за ними симпатией к памятнику прониклась вся Дания – теперь каждый юбилей Русалочки отмечается на государственном уровне. Скульптуру украшают венками и цветами, возле нее собираются люди, звучит музыка и громкие речи».

Наталья Дяловская
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: