litcetera | Дата: Суббота, 05.01.2013, 18:19 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1363
Статус: Оффлайн
| Рождество Христово! И для верующего человека, и для тех, кто считает себя неверующим, но знает историю, грандиозность этого праздника ни с чем не сравнима. Именно с этого момента, с Рождества Христова, начинается отсчет новой - Христианской - эры, эры осознания человечеством своей особой природы, начинается история европейской культуры, история христианской цивилизации.
Мы не всегда осознаем сегодня, откуда происходит наша цивилизация, редко задумываемся о ее корнях. Но хотим мы этого или нет, осознаем это или нет, праздник Рождества является самым мобилизующим внутренние силы человечества символом на его дальнейшем пути.
Представим себе сотни миллионы людей в храмах, на площадях, у телевизоров и за праздничным столом, объединённых одновременно одним всепоглощающим чувством! Как жаль, что Русская Православная Церковь празднует Рождество на 13 дней позже, когда в остальном мире празднование уже заканчивается. Предполагаю, что многим нашим читателям до сих пор сей факт в силу своей абсурдности совершенно непонятен.
А ведь вопрос этот, то есть вопрос о церковном календаре, встаёт перед Россией всё с большой остротой.
Вкратце история его такова. В 325 году Никейский церковный собор принял христианский календарь, в котором точкой отсчета служило именно Рождество Христово, навсегда связанное с днем зимнего солнцестояния. Увеличение продолжительности дня обнаруживается именно 25 декабря. Из-за того, что солнечный год составляет не целое количество дней, а именно 365,2422 суток, требуется время от времени корректировать количество дней в году. Впервые эти коррективы были проведены при принятии нового, или григорианского календаря, в 1582 году.
Здесь важно заметить, что корректива (тогда, в 1582 году, она составила 11 дней) была введена именно для того, чтобы “привязать” Рождество к дням зимнего солнцестояния. Новый календарь был введен во Франции, Италии, Испании и Португалии, позже в других странах, сегодня он по существу является общемировым.
В России Новый стиль был введен только в 1918 году. Но нельзя считать, что этот был чисто большевистский акт. Необходимость принятия западного стиля назрела уже давно, готовился указ об изменении стиля. Многим не известен тот факт, что Русский Поместный Собор 1917 года, собранный (еще до Октября) впервые после петровских времен и восстановивший патриаршество, одобрил переход на Новый стиль. Но решение осталось не выполненным. Помешали гонения большевистской власти, было не до этого, а после старый календарь для Церкви стал символом и формой противостояния.
Никаких духовных и догматических препятствий для принятия нового календаря не существует. И доказательством этому служит тот факт, что десять из четырнадцати православных церквей, в их числе Константинопольская, Элладская, Болгарская и Румынская, приняли новый календарь. Для перехода на новый календарь не требуется даже постановления Поместного Собора, Синоду достаточно исполнить решение Собора 1917 года.
Но когда сегодня с русскими священниками говоришь о календаре, многие из них отвечают, что переход на новый календарь может, мол, привести к расколу, т.е., боятся протестов части православной общественности.
Россия приспособилась к двум календарям. 25 декабря она празднует “с Европой”, 31-го – встречает Новый год. Во время этой всенощной гулянки с ее традиционным обжорством и пьянкой редко кому удается не нарушить Филиппов пост, отмечаемый в этот день по календарю юлианскому поста, - да и явление массовика-затейника Деда Мороза для многих православных выглядит в эту ночь кощунственно.
7-го января Россия празднует своё Рождество, а там и старый Новый год не за горами.
Изменение даты начала Нового года в 1918 году на Руси и решение Русской Православной церкви не переходить на Новый стиль, создали этот совершенно уникальный праздник, самый нелепый в мире - Старый Новый Год.
Кстати, именно это дало возможность большевикам создать в 1935 году атеистический советский Новый год, соединить языческого Деда Мороза с языческой Снегурочкой Я несколько раз пытался объяснить иностранцам это словосочетание - слушающие кивали, глядя на меня с идиотическим выражением на лице. Тогда я объяснял: русские так любят старый Новый год, что не могут с ним расстаться. Лишь после этого объяснения идиотическое выражение с лиц иностранцев начинало постепенно сползать, но не до конца.
Праздник Рождества при всей его эмоциональности – самый осмысленный из праздников. Поэтому так хотелось бы праздновать его вместе с Россией, судьба которой нам не безразлична, - и не после Нового года, а перед ним! Ведь в праздновании Нового года заложена великая символика наступления Нового эры или, как ее по-другому называют, эры после Рождества Христова.
Вальдемар Кайм
|
|
| |