litcetera | Дата: Суббота, 26.04.2014, 11:09 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1363
Статус: Оффлайн
| Берлинское легкомыслие
Как радовались просвещённые и независимые жители города Берлина, когда регулирование правил торговли в 2006 году передали в Германии из федеральной компетенции в земельную! Берлин первым поспешил воспользоваться этим правом. В столице Германии 10 воскресений в году разрешили торговать чем угодно, причём в это число вошли все 4 воскресенья адвента. Собственно, новация эта была вполне относительной – 10 воскресений в год разрешила в своё время торговать Веймарская республика в 1919 году. Но радовались берлинцы преждевременно. Католическая Церковь и Евангелическая Церковь Берлина совместно обратились с жалобой в Конституционный суд. «Шесть дней работай, а в седьмой пребывай в покое», - сказано в Ветхом Завете. И ведь и сам Господь не трудился в день седьмой, после шести очень даже трудовых дней Творения. Следуя этому завету, законодатели Германии внесли запрет торговли по воскресеньям в Конституцию -139-я статья. Причём этот запрет был введён специальным законом ещё при кайзере и сохранялся при любых политических режимах весь двадцатый век. По воскресеньям разрешена только торговля, покрывающая строго необходимый человеку минимум продуктов питания. Эту роль в Германии выполняют булочные и магазины на автозаправочных станциях, вокзалах и в аэропортах. По воскресеньям нельзя, кстати, не только торговать. Запрещены все виды работ на улицах, кроме аварийных. Нельзя шуметь и гражданам в своих квартирах и домах, проводя работы, шум от которых способен нарушить покой соседей. Вот почему жалобу церкви стал разбирать Конституционный суд. Воскресенье в Германии имеет особый статус. Неприкосновенный. И вот на этом свободолюбивые и легкомысленные берлинцы и обожглись.
Немного истории
В запрете работать и торговать по воскресеньям нет ничего удивительного. В любой стране, миновавшей атеистический социализм, религиозные традиции всегда требовали один день в неделе «оставить в покое» У христиан - воскресенье, у иудеев - суббота, у мусульман -пятница. Нумерация дней недели вещь относительная, а принцип у всех один. Во всех славянских языках, кроме русского, воскресенье называется «неделей» - днём, когда ничего не делают. Уже в 386 году такой эдикт был издан в христианизировавшейся Римской империи. Лишь постепенное вытеснение религиозных традиций из жизни общества привело к тому, что в тех или иных странах принцип « один день в неделю торговать нельзя» стал забываться. Причём в Германии этот принцип давно уже стал нарушаться. Семь дней в неделю торговали уже в 18 веке. Но в 1900 году был принят первый закон об ограничении времени работы магазинов, а в 1919 году воскресенье было в конституционном порядке объявлено обязательным выходным днём. А раз так, неизбежно запрещалась и торговля по вовскресеньям, ведь оно становилось выходным и для работников торговли. Магазины должны были работать только до 18.30 в будние дни и до 14.00 в субботу Если говорить о современной Германии, то первый раз в ФРГ соответствующий закон вступил в силу в 1957 году. Он назывался „Gesetz über den Ladenschluss“. И сразу же сторонники торговли семь дней в неделю подали на новый закон жалобу в Конституционный суд. Жалобу суд отверг. Но принятые правила постепенно отступали под давлением торгового лобби. Официальным аргументом служило увеличение налоговых поступлений в бюджет за счёт лишних рабочих часов в торговле. В 1957 году магазинам дали ещё два часа для торговли по субботам. Вместо 14.00 они получили право закрываться в 16.00. Через 30 лет торговле удалось пробить ещё одну брешь в законе. В 1996 году магазинам разрешили в будние дни торговать до 20.00. А в 2003 году пала и суббота: в субботу тоже разрешили торговать до 20.00. Незыблемым утёсом осталось только воскресенье. И этот последний рубеж обороны остаётся невзятым по сей день.
Дело принципа и профсоюзов
Для церкви даже несколько торговых воскресений в году – вещь нетерпимая. С точки зрения церкви, правило не торговать по воскресеньям вообще нарушать нельзя. Ни под каким предлогом. Даже, если речь идёт о рождественских базарах. Или, если быть точнее, особенно тогда, когда речь идёт о рождественских базарах, потому что церковь всегда была их противником. Но Германия – светское государство, и с неколькими торговыми воскресеньями приходится мириться. Однако каждый раз, когда несколько начинают превращаться в большее количество, церковь заявляет законный протест. Так и произошло в 2006 году. Разбирательство в Конституционном суде тянулось несколько лет. Окончательное решение суд принял лишь в 2010 году. Конституционный суд подтвердил, что воскресенье в Германии есть день, предназначенный для духовных нужд и общения с своей семьёй и другими близкими людьми. Нельзя потворствовать ни жажде шоппинга, ни жажде прибыли. Жизнь человека не должна сводиться к непрерывному потреблению. На сторону церкви, между прочим, самым решительным образом встали немецкие профсоюзы сферы услуг. Ведь в Германии и так треть работающего населения так или иначе занята на работе по воскресеньям, причём половина от этой трети – регулярно. Профсоюзы категорически против присоединения к этой трети ещё огромного отряда работников торговли. Профсоюзы, кроме того, просят не забывать, что 80 процентов продавцов в Германии – женщины. У большинства этих женщин есть семьи и дети. Запрет на торговлю по воскресеньям даёт возможность работникам торговли каждое воскресенье быть вместе со своей семьёй. Народ – за, власть – против Конечно, в демократическом обществе люди избирают ту власть, которая им больше по душе. Проще говоря, они всегда имеют возможность из двух зол выбирать меньшее. Но власть на то и власть, чтобы, будучи избранной народом, получить право решать те или иные вопросы, не советуясь с народом, то есть принимать законы. И здесь обнаруживается любопытное расхождение. Большинство социологических опросов показывает, что люди, с одной стороны, в целом согласны с запретом торговать и работать по воскресеньям. А с другой, то же самое большинство совсем не против в воскресенье спокойно походить по магазинам. Как они себе это представляют, если сами же защищают запрет на торговлю по воскресеньям. А никак. Просто хочется, вот и всё. А вы что хотите, дорогие читатели?
А. Гутман
|
|
| |