litcetera | Дата: Четверг, 10.01.2013, 23:05 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1363
Статус: Оффлайн
| Создание проекта – интересная работа для детей и взрослых
Курс «Путь к грамотности» - это путешествие для детей 7-10 лет в мир науки и русского языка. Он для тех, кто желает освоить формы и методы проектной деятельности, исследуя понятия, явления родного языка.
Цели курса: формировать умение создания проекта как индивидуально, так и в коллективе; определять значимые проблемы и решать их; научить детей поиску материала и разным видам исследования; развивать у них творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности в целом. Данный курс разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования России, программами по русскому языку. Он позволяет закрепить и дополнить знания по основным разделам: лексика, фонетика, графика, морфемика, орфография, морфология, синтаксис и пунктуация.
В конспектах занятий представлены различные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные дидактические игры, конкурсы, творческие задания… Среди них предусмотрены и доклад, и реферат, и исследование (исследовательская работа), и проект.
Доклад – устное или письменное сообщение по определенной теме (проблеме). В докладе могут быть представлены соображения автора, не требующие научной проверки или доказательств в данной ситуации. Реферат – доклад, основанный на обзоре различных источников информации в рамках определенной темы. В реферате изложены различные точки зрения по данному вопросу. Исследование (исследовательская работа) – изучение чего-либо с целью решения определенной задачи и получения результата. Проект – это «продукт», созданный как результат проектной деятельности, полученный после решения ряда задач, В нем дано описание исследования, изложение выводов и рекомендаций. Алгоритм создания проекта: проблема – цель – результат. Пример ''Презентации использования проекта в домашнем задании'' После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее: 1. Установить наличие имеющихся ресурсов. 2. Поставить задачи. 3. Наметить этапы (шаги) работы. 4. Выбрать способы решения задач. 5. Определить сроки выполнения поэтапно и в целом. Структура проекта: введение, основная часть, заключение. Введение – часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы ее проверки. Основная часть – описание поэтапного решения задач. Можно использовать фразы-клише: Я начал свою работу с того, что… Потом я приступил к… Я завершил работу тем, что… В ходе работы я столкнулся с такими проблемами… Мне удалось достичь цели проекта, потому что… Заключение – часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось и что нет. В проектной деятельности ребенок приобретает новые знания, умения и навыки. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться их достижения. Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих талантах и развивает способности, формирует свои компетенции: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную. Учащиеся начальной школы (2-4 классов) очень любят играть, поэтому мы предлагаем такие дидактические приемы, как «волшебный цветок незабудка» (каждый лепесток – это компонент проекта), веселый мини-тест «Каково ваше мнение?», языковые задачки: фонетические для исследования детьми удивительного мира звуков (эти задачки разработаны на основе русских на- родных сказок: «Колобок», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Морозко», «Иван-царевич и Серый Волк»); морфологические («Приключения Буратино», «Аленький цветочек», «Веселая ярмарка»), орфографические («Мышка-норушка», «Заяц Хваста»), синтаксические («Русская изба», «Незнайка в Солнечном городе», «Новый год в Простоквашино»). Развитию мыслительных способностей помогут познавательные игры («Словарное лото», «Я знаю орфограмму», «Крестики-нолики», «Составляй, не зевай!», «Шиворот-навыворот» ). Стремление двигаться, естественное для детей, учтено в проекте «Живые буквы», где им необходимо в пластических этюдах изобразить алфавит. А каковы же творческие результаты проектов: • в одних случаях это материальные продукты (макет домика для гласных и согласных, изготовленная в древнерусском стиле первая буква имени, плакат «Королевство предложений» и др.), • в других – интеллектуальные, творческие (акростих, ода, песня о мягком знаке, космическая сказка, сочинение «Письмо другу», стихотворение-синквейн), • информационные (паспорт словосочетания, опорный конспект «Однородные члены предложения», компьютерная презентация «Знаки препинания»). Дежурный библиотекарь (библиограф) – это роль, которую мы предлагаем давать поочередно детям. Задача дежурного библиографа – помочь педагогу на занятии учить других детей работать со справочной литературой. Тогда словари и энциклопедии станут в жизни детей привычными и необходимыми книгами. Этот прием носит название «Поисковик». Любой проект предполагает развитие интеллекта детей. В структуру занятий данного курса включен «Интеллектуальный тренинг». Он позволяет решить две задачи: повысить образовательный уровень учащихся и создавать комфортные условия для тренировки. Поэтому было введено понятие интеллектуальной нормы; необязательные для выполнения задания повышенной сложности отмечены звездочкой (*). Рекомендуем использовать такие формы работы, как симпозиум, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические посиделки. Важной особенностью курса стала методика, получившая название «школа эйдетики». Это мостик между повышенным уровнем сложности заданий и возможностями младшего школьника. Как показала практика, приемы эйдетики способствуют мягкому переходу с одного уровня сложности на другой. Занимательные задания, игры, двигательные упражнения развивают образную память и мышление. Ассоциации помогают усвоить материал легко, весело, прочно. В данной системе вводится обучение азам программы Microsoft Word. Компьютер становится электронным помощником при разработке проектов, приближая младшего школьника к реалиям современной жизни. А программа Microsoft Office PowerPoint позволяет создавать интересные презентации. После защиты проекта рекомендуется оценивать сформированность умений учащихся. В ходе самоанализа происходит оценка своих поступков и переживаний. Чтобы помочь школьнику проанализировать свою деятельность, учитель предлагает несложные мини-тесты. Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Поскольку область исследований в нашем курсе – русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников (письменная и устная). А также, конечно, интерес к русскому языку. Предлагается проводить в течение каждого учебного года 34 занятия (один раз в неделю). Доброго пути желаем и педагогам, и школьникам, и их родителям.
О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк _____________________________________________________________________________________________ Примечание: подробнее об этом вы прочтете в книге Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2–4 классы. – М.: ВАКО, 2013. – 368 с. – (Мастерская учителя).
|
|
| |