Дяловская | Дата: Пятница, 11.01.2013, 12:26 | Сообщение # 1 |
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 96
Статус: Оффлайн
| Заяц Ю.М., член ТО СПР Кабанюк Л.П., отв.секретарь лито «Взаимность» Шановская И.Ю., студентка ОГЭУ, факультет «Международная экономика» Образ древа жизни в творчестве Л.Глущенко в контексте православной традиции _________________________________________________________________________________ Через поэзию мы начинаем ощущать мир, чувствовать тех, кто нам дорог и любим, кому дороги мы. Соприкасаясь с миром поэзии, понимаем, что мы частичка большого космоса, но это не унижает нас, а наоборот, даёт право быть частью мироздания. В своей работе мы исследовали творчество Л.Глущенко (сб. «Из радуги слов» и картины, скульптуры), нас поразило почтительное отношение поэта к православным традициям, чего не хватает всем нам. Перечитывая сборник Л.Глущенко «Из радуги слов», узнаем, что Леонид (Леонтий) Григорьевич Глущенко – его автор – родился в Красноармейске Донецкой области, но с 1945 года живет в Тирасполе. Его первая персональная выставка как художника и скульптора (1970 года в г.Тирасполе), по мнению самого автора, показала еще много несовершенного, недосказанного в формообразовании, в выявлении органики материала, в подходе к разрешению образной сущности декоративных произведений. Его первый авторский поэтический сборник «Из радуги слов» вышел в 2000 году, опять-таки в Тирасполе. Здесь, на Приднестровской земле, Глущенко сформировался как художник и поэт. Шли годы творческих поисков, совершенствования техники обработки, работы над образом. В этот период было организовано несколько персональных выставок Л.Г. Глущенко в городах Молдавии – Кишиневе и Тирасполе. В 1972 году был принят в Союз художников СССР. Начался новый, более зрелый этап в творчестве художника. Юбилейная персональная выставка Глущенко (2008 года, автору – 70 лет) явилась показателем возросшего уровня художественного мастерства, итогом творческих раздумий автора и этапом познания мира. Нужно отметить, что каждая картина Л.Глущенко всегда связана с его поэтическим миросозерцанием. Что же является определяющим творческую сущность этого мастера? В первую очередь, в том, что произведения, созданные мастером, рождены красотой природы, ее неукротимой фантазией. Он смело открывает затаенные двери ее творческих мастерских и помогает увидеть то многообразие образов, которое столетиями создавала природа. Каждый штрих его картины, каждая строчка его стихотворения обращена к созерцателю, как глас Божий. Неслучайно в одном из своих стихотворений он напишет: В хороводе звезд Вышла луна Владычица душ. Сколько разбитых сердец, Сколько влюбленных Ушли навсегда В лунный манящий свет. [4:31] «Лунный манящий свет» и привлекает всех, кто действительно познает творчество Л.Глущенко. Каждая выставка, скульптура, стихотворение больше убеждает нас в том, что любимый его материал – дерево, а выявление декоративных достоинств, красоты этого материала – основная задача в творчестве. Всем нам известно, что дерево, а в православной эстетике и этике – древо – есть ДРЕВО ЖИЗНИ. И сказал Бог Ною: «Конец всякой плоти пришел пред лице Моё; ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот, я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделение сделай в ковчеге, и осмоли его смолой изнутри и снаружи». (гл. 6-7, 13 псалом) Подобно Ною, Л.Глущенко ищет своё древо жизни, то древо, из которого он создаст ковчег, предначертанный ему Богом. Вот поэтому он подчеркивает отличительные особенности той или иной породы дерева: пластичность и теплоту этого материала. И монолитно с образами, созданными автором, почти всегда звучит рисунок берёзы, амурского ореха, клена, липы… Вторым определяющим моментом творчества Глущенко является связь с народным декоративным искусством. Своим творчеством он убеждает нас в том, что мир многообразен, и каждая национальная культура является лепесточком в той громадной Розе Мира, которую создал Господь. Поэтому тщательное изучение, любовь и глубокое понимание народных традиций свойственно этому человеку. Он бережно сохраняет в своих утилитарных вещах национальный стиль, традиционные формы. Его бытовые предметы почти всегда остаются чисто декоративного назначения. Деревянная посуда отличается мощностью, наполненностью объемом, обобщенностью силуэтов. Третьим, - фантазия и сказка переплетены с жизнью, формируют основную творческую линию поэта. Сказочные образы, созданные резцом художника и строкой поэта, звучат удивительно современно. Стремясь к фольклорной достоверности, Глущенко создаёт сказочный образ, служащий восприятием простого в своей скромности, но всепобеждающего добра. Это добро пронизывает всё его творчество. Он напишет в одном из своих стихотворений: Мысли, как птицы, Также свободны И вольны. Для них нет границ Нет и цепей и законов. [4:154] В этих строках весь смысл жизни и творчества Л.Глущенко. Добро и творчество не имеет границ и предела. Л.Глущенко – странник, странник мироздания. Создавая свою скульптуру «Странник», художник решает вопрос соборности и устремленности форм ко Всевышнему, поэтому во всём он строг: в подборе деталей, в композиции скульптуры. Здесь нет ничего лишнего. Основные композиционные центры – рука, сжимающая посох, и лицо странника. Они-то и концентрируют всё внимание и ведут за собой мысль, помогая глубже прочувствовать образ, на котором лежит печать усталости пыльных дорог, тяжелого, но неотъемлемого от человека бремени познания. Говоря о творчестве Глущенко, нельзя не отметить, что художник и поэт является интересным мастером подтекста. Это привело к созданию целого ряда работ-символов. Сюда можно отнести произведения: «Порыв», «Муза», «Поэт», «Ветер»… Явно предпочитая как материал и художественный образ дерево, он пробует свои силы еще и в камне. Для него творчество – это дорога к постижению Всевышнего, а камень – тот, который стал Христом. Он и напишет: Из хаоса идей Мир формы – мысль – Дрожит новорожденным телом. И грани совершенства абсолют Лучится мыслью беспредельной. [4:155] Лирика этого автора создана в том же поэтически возвышенном ключе, что и произведения декоративно-прикладного искусства. Леонтий Глущенко предпочитает технику акварельного письма (стиха) и в литературе. Тема одна – природа. Одна из основных целей его сборника «Из радуги красок» – служить цветовым дополнением к произведениям декоративно-прикладного искусства. Но каждый по себе печатный и графический лист, например, «Последний луч», «Холмы», «Утро», «Реквием», является своеобразным миром чувствования состояния природы. В целом творчество Глущенко отмечено большой любовью к природе и ко всему прекрасному. Интересный и самобытный художник не останавливается на достигнутом. Изучение «души» дерева, освоение всевозможных средств обработки, поиски органического сплетения образа и формы и красоты материала, а также углубление смысловой, идейной, эстетической сущности – вот те основные задачи, на разрешение которых нацелил себя художник, скульптор и поэт. Образ древа жизни как символ мироздания определяет в нашем понимании поэзию Глущенко и православных монахов. Древо жизни – это емкий символ, включающий в себя все циклы развития мироздания как во времени, так и в пространстве (день, ночь, времена года, реки, птицы, деревья – все лики природы). Более того, это – духовное понятие. С каждым ликом мироздания во времени и пространстве Глущенко сопоставляет со своим духовным миром, воплощаются в нём и наоборот. В этой связи обращает на себя внимание своеобразие лирики Л.Глущенко, которая близка по своей форме к духовным стихотворениям. Слова, звуки, краски – пробуждение. Небо, деревья, цветы – бесконечность. Солнце, луна, звезды – вечность. Любовь, доброта, радость – единство. Жизнь, улыбка, цветение – мгновение. [4:156] Духовность поэзии Л.Глущенко обращена к православным традициям, ибо по сути своей – созерцательна. Он как творец воспринимает мир таким, каким он есть, ничего не желая в нём изменить. Белый лист Бумаги на столе, Белый иней Серебрится на окне.
Оставляю на бумаге Знаков след – Вязь узоров На просвет. [4:167] Глущенко – это странник, идущий к Солнцу, к тому солнцу, которое несёт в себе Всевышний. Он точно так же, как православные монахи, стремится к внутреннему созерцанию, передаче пастельных тонов мироздания. Достаточно в этом плане сопоставить ряд стихотворений иеромонаха Романа и Глущенко. Мы трепетно читаем строки: Иеромонах Роман Л. Глущенко Мы ветхи – хоть иконы выноси, Грустная ива Но есть надежда, что еще не вечер…, смотрится Чем осуждать, как водится, вблизи, в зеркало реки, Не лучше возлюбить нам издалече? [5:7] В косы вплетая золото осени. [4:100 ]
Духовные стихи как первых монахов, так и современных, сочетаются со стихами Л.Глущенко именно в своем стремлении постигнуть мир в его первозданной красоте. Размышляя о красоте, Иоанн Дамаскин писал: «Красота есть путь постижения Бога». Иоанн Дамаскин – основа православия. Красота не существует без любви, так как любовь и есть сущность жизни. Обратимся к миниатюре Л.Глущенко. Ива – это символ лирической героини, девушки, которая, проходя по дороге жизни, перенося трудности, неудачи, приобретает опыт. Взгляд автора (поэта-художника-скульптора) на реку как на вечное, непрекращающееся движение времени очень интересен. А ветки ивы, гармонично сочетающие в себе золото осени и зелень (молодость) жизни дарят ей надежду. А, глядя в зеркало реки, героиня пытается понять своё состояние, свою душу. Глущенко как творческая индивидуальность существуют во времени и пространстве, которое едино с понятиями реки и зеркала судьбы, другой жизни в мироздании. Напрашивается еще одна параллель духовных стихов со стихами Л.Глущенко: Глущенко Иеромонах Роман У реки, старея, Пусть большинство слагает тосты, Умирают вербы, И ценит всех и вся опрос - Те, с кем с детства Суть большинства – не суть потомства: Так дружили – О малом стаде рёк Христос. Отпевает ветер души [5:37] В мир иной ушедших. [4:54]
Цветки опадают, деревья теряют свою красоту, и больше не испытываешь удовольствие, глядя на них. Так нечто невиданное, неразгаданное, неосознанное стремится принять, понять человек, а затем событие – и интерес потерян. Но река очищает душу, не зря именно у реки стареют вербы, готовятся к переходу в иной мир. Умирающий человек прощается с родными за день-два до смерти, чтобы остаток времени посвятить заботе о своей душе. Река – символ преграды, разделяющей 2 мира. Вода рек священна. И третий поэтический дуэт – Глущенко и иеромонаха Романа о воде. Глущенко иеромонах Роман
Капля за каплей Живи с распахнутой душой, Падают дождики. Встречая зори босиком. В перестуке капели Не можешь стать водой большою - Зарождается мелодия Будь малым, чистым родником. [5:18] Жизни. [4:39] Оба автора используют образ воды как символ зарождения жизни, перемен. Человек, запертый в клетке внутренних тревог и переживаний, как лёд, меняет свою сущность и структуру, освобождается от бремени вчерашних забот. Пробиваясь к свету, теплу, жизни, он находит свой путь. Мелодия – это ритм, а ритм – это движение жизни. Дождь задаёт этот ритм… Нужно правильно выбрать путь, попасть в ритм жизни. Но душа всё равно крылата, она хочет полета, хотя получит его лишь после освобождения от всего злого. Еще 2 мгновения – 2 стихотворения: Глущенко иеромонах Роман
В тумане берег, Все мы дети – душа не стареет, На песчаной отмели мы любимы, хотя не святы, Одинокий аист - Пусть тебя обогреет Пейзаж, написанный Отраженье иной красоты. Осенней грустью сердца. [ 4:98] [5:35] Поговорим о 1-й миниатюре. Эпитет «одинокий аист» многозначен. Одинокий аист – состояние души лирического героя, для которого осенняя грусть – это пейзаж сердца. А легкий туман скрывает желанный берег – пристань света, любви и надежды. Аист для Приднестровья – птица семейного благополучия и счастья. Цветовая гамма пятистишия теплая: осенний, песчаный, желтый. Именно поэтому мы с болью чувствуем контраст с белым одиноким аистом и проникаемся ощущением туманной грусти. У иеромонаха Романа иная красота является отражением в этот мир, чтобы мы ее постигли, как дети, чтобы хоть немного быть лучше и чище. Идея очищения от зла и темных сил и восхождении е её к свету, любви, гармонии с миром – вот что роднит поэзию и творчество Глущенко в целом с православием. Время для Л.Глущенко и иеромонаха Романа – не просто утраченное время или предвкушение того, это время, которое меряется понятием вечности. Л.Глущенко Иеромонах Роман Предначертанный путь завершая, Миру вечности служит предтечей, Уходя, я любовь завещаю, И душа о земном не болит. Что на крыльях несет в высоту, и прощанье полезнее встречи, И добро, что творит красоту. [4:280] Как всё то, что трезвит и целит. *** Приходит время, Не чаруют земные виденья, Когда спросить Долгожданные всеми людьми. Себя пора – Может, тем и прекрасны мгновенья, Какой ты след Что пленение ими – на миг? Оставишь на земле – [5:67] Добра или зла. [4:281] Лучшие стихи Л.Глущенко полны задумчивой печали и извечного вопроса нашего бытия: в чем же он, смысл жизни? В этом особенность его поэзии, ее настрой. Во время тяжелых исторических испытаний любовь к спокойной красоте как бы вычленена из окружающего мира. Грозная тема судьбы лежит за пределами стихотворений, но она ощущалась современниками. Метафорично даже название его сборника «Из радуги слов», радуга – благословение Богом человеческих дел и поступков. Любимый его материал – дерево. Он подчеркивает отличительные особенности той или иной породы дерева, древа жизни и мира. В целом творчество Глущенко отмечено большой любовью ко всему мирозданию. Его творчество – это своеобразная беседа со Всевышним наедине. Он создает свой Ноев ковчег среди бурь и повседневности мироздания, подобно монахам, ведающим о православии, Л.Глущенко пытается донести до каждого, кто хочет услышать его голос, в скульптуре, в живописи, в поэзии свою правду о бытие человека. Эта правда постигается им, как и должно в православных традициях, через красоту и любовь к человеку, каждой частичке, разлитой во Вселенной. Для него есть одно таинство – таинство любви к человеку, к миру, к природе. Поэтому как творческая индивидуальность, он устремлен к Божественному созерцанию. Древо жизни Л.Глущенко – это поэзия, живопись и скульптура, это сам Творец, жаждущий осознать своё место в мироздании. Действительно, определяющим для творчества Л.Глущенко является его желание достучаться до небес и сказать Всевышнему правду о себе, времени и людях. Литература: 1.Арсеньев А.С. Мышление психолога и проблема личности. // Философские основания понимания личности. М.: Academia, 2001. С.338- 363. 2.Арсеньев А.С. Парадоксальная универсальность человека и некоторые проблемы психологии и педагогики // Философские основания понимания личности. М.: Academia, 2001. С.455-480. 3.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423с. 4. Глущенко Л. Из радуги слов. Стихотворения разных лет. – Тирасполь, 2000. – 333 с. 5.Иеромонах Роман. Пред всеми душа виновата : сб.стихов – Минск, 2006. – 92с.
|
|
| |