Дяловская | Дата: Воскресенье, 28.04.2013, 12:39 | Сообщение # 1 |
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 96
Статус: Оффлайн
| Л. Кабанюк. Его душевная строка в сердцах живых пристанище находит. Еще со времен А. С. Пушкина творцы настоящего русского слова размышляют над ролью и предназначением поэта-пророка. Как писал Ф.Тютчев: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся»… Процитируем строки Геннадия Барабаша «Поэт-пророк»: «Поэт от Бога, а не рифмоплет / Врачует души и невольно ранит!/ Он образы живые создает/ Словами сердца из незримой ткани». Каждый поэт сознает, что обладает огромной властью над современниками. Давайте прочтем еще: «Он жаден к жизни в свой отрезок лет. / И есть на то весомая причина…» Для Пушкина образ библейского пророка – это пример поучающего и спасающего свой народ, дарующего людям не свои собственные мысли, а те, что он услышал от Бога. Следуя пушкинской традиции, пишет свое послание и приднестровец. Он создает интересную философскую миниатюру. По-моему, утверждающую мысль о жертвенном служении мудреца и поэта-пророка мы находим здесь: «И без сомненья, может изменить / Ход значимых событий силой слова, / И от шагов неверных оградить / Тех, кто душой внимать ему готовы». Проблему взаимоотношения пророка и народа решает и другой наш классик - М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении «Пророк», являющемся откликом на пушкинское. «С тех пор как Вечный Судия Мне дал всеведенье пророка»... Этот пророк уже не посредник между Богом и людьми, а гонимый гений. Главная мысль такова: «нет пророка в отечестве своем». То же мы читаем и в стихах Г.Барабаша: «В любви к земле светла его строка, / Всевышний наградил любовью к людям! / Но не один поэт во все века / Не предрекал, что ими признан будет». Сопоставив строки классиков и нашего современника, мы видим их общие черты: метафоричность, обращение к библейскому образу. Однако наш земляк раскрывает тему пророка по-своему, он надеется на понимание людьми свободной творческой личности, намеренно отказываясь от архаизмов, он обращается к ним проникновенным печальным и одновременно открытым словом своей души. Его стилю присущи разговорные интонации, свойственные романтикам: «Но, покидая мир сей на века, / Он лишь тогда в бессмертие уходит, / Когда его душевная строка / В сердцах живых пристанище находит!». И мы невольно попадаем на перекресток: тема стремления к чистоте помыслов созвучна совершенству бытия. И снова автор обращается ко Всевышнему в своей «Молитва»: «Отец небесный! / Дай благословенье / На добрые, достойные дела, / Пошли душе заблудшей очищенье, / Она ведь так давно его ждала!». С просьбой о поддержке, помощи и одновременно прощении обращается сын и к земному, своему родному отцу«Поговори со мною, батя…»: « Поговори со мною, батя, / К тебе пришел / твой блудный сын». И, несмотря на то, что автору 55 лет, он смиренно преклонил колени на могиле отца. Он сожалеет о прошлом, несостоявшихся встречах, беседах: «Прости, отец, ведь много лет/ Таил обиды я – не скрою./ Быть может, мне прощенья нет, / Но все ж поговори со мною…». По ассоциации вспоминается песня «Поговори со мною, мама» (исп. - В. Толкунова, слова - В.Гина, музыка - В.Мигули): « Поговори со мною, мама, / О чем-нибудь поговори, / До звездной полночи до самой, / Мне снова детство подари». Теперь поэт отдал бы полжизни, чтоб «голос твой (отец) услышать вновь». Вот так и происходит наше возвращение к отчему дому не только малой родины, но и большой «Русь Есенина»: « Плачь, песня русская, / о домике убогом, / О матери-старушке у плетня, Что, глядя вдаль, / на пыльную дорогу, /Ждет сына блудного, / как будто ждет меня». Патриотизм, любовь к Родине красной нитью идет через все поэтическое и песенное творчество «Думы о Есенине»: «Как же часто мне ночами снится, / И к себе безудержно зовет / Та «страна березового ситца», / Где душа Есенина живет». Встретить у барда строки, слова о птицах – это не редкость, но как лирично и трепетно, с привкусом невыплаканной боли звучат они сейчас, когда его с нами нет: «Час пробьет, и мой черед настанет / Тенью вознестись под облака. / Боже, пусть тогда меня помянет / Иволга, пропев у родника!» Попробуем воссоздать семантический ряд этой песни иволги, каким бы его хотел увидеть, услышать, воспринять сам поэт: «захочется любви», «отдам одной тебе /Свою неисчерпаемую нежность», «И верую в тебя, моя богиня,/Волшебница, мой ангел неземной!», «Как воздуха глоток, как шум дождя, /Что звуки музыки в душе рождает», «Гармонь тоскует за рекою, /И трелью вторит соловей» , «И все чаще ветер-непоседа /Обрывает золото с ветвей./ Я прощаюсь с уходящим летом,/ Провожая взглядом журавлей». И мы прощаемся с поэтом, музыкантом, человеком… Светлая память тебе.
|
|
| |