Дяловская | Дата: Воскресенье, 28.04.2013, 12:47 | Сообщение # 1 |
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 96
Статус: Оффлайн
| Л. Кабанюк. Стихами льётся мысль … (О творчестве Н.Самоний) «Поэзией сердца» назвал когда-то лирику Н.Г.Чернышевский. И мне этими же словами хочется начать статью о творчестве молодой поэтессы Приднестровья Натали Самоний. Она пишет для двух очень разных читательских категорий: детей и взрослых. Приятно удивляет жанровое разнообразие ее стихов: от почти фольклорного цикла считалок до любовно-драматической новеллы, и даже пародии. Приглашаю вас в удивительное путешествие по волнам ее творчества. Начнём с детской тематики. Считалками принято называть короткие рифмованные строки, что произносят дети при выборе ведущего в игре. Ученые Г.С.Виноградов и М.Н.Мельников выделяют 3 группы: заумные считалки - оба, у первого - еще числовки и заменки; у второго - сюжетные и кумулятивные. Этот жанр не знает сословных барьеров, перешагивает границы разных стран. Анализируя стихи Натали, приходим к выводу: она предпочитает сюжетные и заменки, например «Сладкая считалка», «Фруктовая считалка», «Имена»: «Глафира – это Глаша, / Мария – это Маша, / Галина – это Галя, / Алина – это Аля. А Ольга – это Оля, / Полина – это Поля, / Людмила – это Мила, / А Мирослава – Мира… Язык уж заплетается – / Считалочка кончается». Темы для считалок берутся из жизни людей, животных, наблюдений за явлениями природы. Такое произведение в хорошем исполнении вырабатывает у ребенка чувство ритма, необходимое в игре, песне и танце. Несколько слов о загадках. Эта литературная форма обладает двумя отличительными признаками: первый – лаконичное описание чего-либо, требующее расшифровки; второй - это особая звуковая ритм. Их поэтическая форма несет и эстетическую, и смысловую нагрузку. Новацией автора стали «Плаксивые загадки», например, о березе, иве, луке. Народные русские говоры слово «плаксивый» трактуют так: плачущий без особой причины ребенок, склонный к слезам. В цикле есть строки о стрекозе, клоуне и даже снежинке. Тема чистой, как слезы, воды объединяет его. «Косы дева распускала, / Слёзы девица роняла. / Отросли до лета косы – / Слёзы высохли, как росы». (ИВА) У поэтессы смех и слезы, радость и грусть всегда рядом, но они добрые: «Заразительно смеётся / И весело плачет, / И слёзы фонтаном, / Он струями льёт. / С причёской смешною, / А нос, словно мячик. / Он лишь улыбнётся – / И грусть пропадёт. («Клоун») Эту тему продолжает экологический ряд: «Осень», «Вишня», «Про почки и листочки»: «Раскрываются почки, / Расправляя листочки, / Им под птичьи те песни / Подрастать интересней». Её поэтический образный строй дарит море таких светлых качеств, как любовь к природе, честность, благородство, чувство товарищества - каждому малышу. Это и «Настоящая игра», «Про двух зайцев и два порока», «Кошку я звала играть». В миниатюре «Счастье – это дети» мы читаем: « С детьми не просто, но счастливо. / Лишь с ними наша жизнь красива: / Дитя – цветок, дитя – душа…» В одной статье не удастся раскрыть все грани творчества этого талантливого человека. Но поразмышлять о лирических жанрах хочется. Ее лирический герой – это характер, написанный, конечно, для взрослого читателя. Его внутренний мир, умонастроения и эмоциональное отношение к жизни оказывается близким и созвучным широкому кругу людей. «Акростих» - это лишь одна из поэтической форм Самоний. Словарь по стихосложению дает нам такое определение - это произведение, в котором начальные буквы составляют слово или фразу. Если это акростих-посвящение, то он называет адресата первыми буквами строк, или есть указание в тексте другим способом (в названии, эпиграфе, прямо в стихотворении). У Натали – это «Ассоль и Грей – уже их нет...». Читатель легко отождествляет себя с персонажами по мотивам Гриновской феерии «Алые паруса», воспринимает выраженные поэтессой мысли и чувства как свои собственные. Это новелла о любви. Поэтизируя случай, новелла предельно обнажает ядро сюжета. Повествование об единичном событии в новелле обязательно подчиняется раскрытию целостного смысла частной судьбы человека, по мнению литературоведа М. А. Петровского. Сюжет прост и таинственен одновременно, оставляя после себя ощущение загадки жизни. У Александра Грина – автора прозаической феерии - экспозиционная часть знакомит нас с молодой влюбленной парой, встречающей счастье на берегу моря: цветение природы аккомпанирует их удивительной встрече на корабле под алыми парусами. У Натали Самоний спустя несколько лет, по законам сюжетной интриги, новая встреча - на этот раз уже не на лоне природы, а в семейном кругу. Есть смысл жизнью наслаждаться, И он теперь – в сердцах детей… Даже в этом жанре автор сумела сделать свое «маленькое открытие». Рассмотрим другое стихотворение «Зима». Гармония акрополиптиха очевидна. Рискну напомнить, что слово «полиптих» - многозначное: это 1. Три дощечки, скреплённые наподобие книги и использовавшиеся для записей (античность); 2. многостворчатый живописный или рельефный складень на Руси; 3. несколько картин, связанных общим замыслом, а также единством цветового и композиционного строя. Каждая из 5 строф обладает своей микротемой и одновременно все повествуют о зиме. Читаем: Злится вьюга, змеем ветер – И царит вовсю Эол*. Мы о знойном грезим лете, А мороз ужасно зол («Зима») Лирический рассказчик предстает перед нами как живой человек, сохранивший поэзию чувств, очень тонко воспринимающий игру красок природы и любви. Переживание, запечатлённое в лирике, обладает необычайной притягательностью. Поэтому анализ пародий автора из цикла «Вдохновенный юмор»: «Сказочная фобия», «Гастрономия любви», «Рассерженный поэт», «Лепешки», «Наоборот» - проведем в следующей статье.
|
|
| |