Четверг, 21.11.2024, 21:43
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Дяловская, Леонардл  
Л.Кабанюк. Стихами льётся мысль
ДяловскаяДата: Воскресенье, 28.04.2013, 12:47 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 96
Статус: Оффлайн
Л. Кабанюк. Стихами льётся мысль …  (О творчестве Н.Самоний)
«Поэзией сердца» назвал когда-то лирику Н.Г.Чернышевский. И мне этими же словами хочется начать статью о творчестве молодой поэтессы Приднестровья Натали Самоний. Она пишет для двух очень разных читательских категорий: детей и взрослых.  Приятно удивляет жанровое разнообразие ее стихов: от почти фольклорного цикла считалок до любовно-драматической новеллы, и даже пародии. Приглашаю вас в удивительное путешествие по волнам ее творчества.
Начнём  с детской тематики. Считалками принято называть короткие рифмованные строки, что произносят дети при выборе ведущего в игре. Ученые Г.С.Виноградов и М.Н.Мельников выделяют 3 группы: заумные считалки - оба, у первого - еще числовки и  заменки; у  второго - сюжетные и кумулятивные. Этот жанр не знает сословных барьеров, перешагивает границы разных стран. Анализируя стихи Натали, приходим к выводу: она предпочитает сюжетные и заменки, например «Сладкая считалка», «Фруктовая считалка», «Имена»: «Глафира – это Глаша, / Мария – это Маша, / Галина – это Галя, / Алина – это Аля.
А Ольга – это Оля, / Полина – это Поля, / Людмила – это Мила, / А Мирослава – Мира…
Язык уж заплетается – / Считалочка кончается». Темы для считалок берутся из жизни людей, животных, наблюдений за явлениями природы. Такое  произведение в хорошем исполнении вырабатывает у ребенка чувство ритма, необходимое в игре,  песне и танце.
Несколько слов о загадках. Эта литературная форма обладает двумя отличительными признаками: первый – лаконичное описание чего-либо, требующее расшифровки; второй - это особая звуковая ритм. Их поэтическая форма несет и эстетическую, и смысловую нагрузку.
Новацией автора стали «Плаксивые загадки», например, о березе, иве, луке. Народные русские говоры слово «плаксивый» трактуют так: плачущий без особой причины ребенок, склонный к слезам. В цикле есть строки о стрекозе, клоуне и даже снежинке. Тема чистой, как слезы, воды объединяет его.
«Косы дева распускала, / Слёзы девица роняла. / Отросли до лета косы – / Слёзы высохли, как росы». (ИВА) У поэтессы смех и слезы, радость и грусть всегда рядом, но они добрые:
«Заразительно смеётся / И весело плачет, / И слёзы фонтаном, / Он струями льёт. / С причёской смешною, / А нос, словно мячик.  / Он лишь улыбнётся – / И грусть пропадёт.     («Клоун»)
Эту тему продолжает экологический ряд: «Осень», «Вишня», «Про почки и листочки»:
«Раскрываются почки, / Расправляя листочки, / Им под птичьи те песни / Подрастать интересней».
Её поэтический образный строй дарит море таких  светлых качеств, как  любовь к природе, честность,  благородство, чувство товарищества - каждому малышу. Это и  «Настоящая игра», «Про двух зайцев и два порока»,  «Кошку я звала играть». В миниатюре «Счастье – это дети» мы читаем: « С детьми не просто, но счастливо. / Лишь с ними наша жизнь красива: / Дитя – цветок, дитя – душа…»
В одной статье не удастся раскрыть все грани творчества этого талантливого человека. Но поразмышлять о лирических жанрах  хочется. Ее лирический герой – это характер, написанный, конечно, для взрослого читателя. Его внутренний мир, умонастроения и эмоциональное отношение к жизни   оказывается близким и созвучным широкому кругу людей.
«Акростих» - это лишь одна из поэтической форм Самоний. Словарь по стихосложению дает нам такое определение  - это произведение, в котором начальные буквы составляют слово или фразу.  Если это акростих-посвящение, то он  называет  адресата первыми буквами строк, или есть указание в тексте другим способом (в названии, эпиграфе,  прямо в стихотворении).  У Натали – это «Ассоль и Грей –  уже их нет...». Читатель легко отождествляет себя с  персонажами по мотивам Гриновской феерии «Алые паруса»,  воспринимает выраженные поэтессой мысли и чувства как свои собственные. Это новелла о любви.
Поэтизируя случай, новелла предельно обнажает ядро сюжета. Повествование об единичном событии в новелле обязательно подчиняется раскрытию целостного смысла частной судьбы человека, по мнению литературоведа М. А. Петровского.
Сюжет прост и таинственен одновременно, оставляя после себя ощущение  загадки жизни.
У Александра Грина – автора прозаической феерии - экспозиционная часть знакомит нас с молодой влюбленной парой, встречающей счастье на берегу моря: цветение природы  аккомпанирует их  удивительной встрече на корабле под алыми парусами.
У Натали Самоний спустя несколько лет, по законам сюжетной интриги, новая встреча - на этот раз уже не на лоне природы, а в семейном кругу.
Есть смысл жизнью наслаждаться,
И он теперь – в сердцах детей…
Даже в этом жанре автор сумела сделать свое «маленькое открытие». Рассмотрим другое стихотворение «Зима». Гармония акрополиптиха очевидна. Рискну напомнить, что  слово «полиптих» - многозначное: это 1. Три дощечки, скреплённые наподобие книги и использовавшиеся для записей (античность); 2. многостворчатый живописный или рельефный складень на Руси; 3. несколько картин, связанных общим замыслом, а также единством цветового и композиционного строя. Каждая из 5 строф обладает своей микротемой и одновременно все повествуют о зиме. Читаем:
Злится вьюга, змеем ветер –
И царит вовсю Эол*.
Мы о знойном грезим лете,
А мороз ужасно зол  («Зима»)
Лирический рассказчик  предстает перед нами как живой  человек, сохранивший поэзию чувств, очень тонко воспринимающий игру красок природы и любви. Переживание, запечатлённое в лирике, обладает необычайной притягательностью. Поэтому анализ пародий автора из цикла «Вдохновенный юмор»: «Сказочная фобия», «Гастрономия любви», «Рассерженный поэт», «Лепешки», «Наоборот» -  проведем в следующей статье.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: