Четверг, 21.11.2024, 21:52
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Дяловская, Леонардл  
Ю.М.Заяц «Мистерия духа»
ДяловскаяДата: Вторник, 21.05.2013, 20:18 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 96
Статус: Оффлайн
Ю.М.Заяц  «Мистерия духа»[/b]
Слово – это мистерия духа, мистерия мироздания, в которой сливается всё то, что человек готов в откровении своём сказать Всевышнему: крик отчаяния, мольба о помощи, желание искупления своих грехов. Жизнь человека, а тем более поэта , - яркий показатель слова как Божественного откровения, поэтому все в ней значимо: от даты рождения, от места рождения, от даты и места смерти, от его предков.
А.С.Пушкин – русский национальный поэт явился той мистерией духа, русской культуры, которая на века предстает перед Всевышним. Вечность и время у него в постоянном долгу. Его судьба – это перекресток мироздания, точка соприкосновения земного и неземного, божественного и обыкновенного, бытийного и демонического. Он сам это сознавал, пророчески написав в стихотворении «Монастырь на Казбеке»:
Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне.

Соседство с Богом, вот что определяет жизнь поэта и человека от дня его рождения до дня его смерти.
Поэт родился 26 мая (по старому стилю) 6 июня (по новому стилю) 1799 года. В самой дате рождения поэта есть высочайший божественный смысл. Пушкину суждено было родиться на рубеже веков, так как он сумел, будучи божественным словом, действительно явиться перекрестком мироздания.
Поэт родился в Москве, но удивительно, практически всю свою жизнь прожил в Петербурге. В этом есть своеобразное предназначение поэта: совместить в себе два начала русской культуры – московской и петербургской. Не поэтому ли в творчестве Пушкина звучат ноты некого западноевропейского увлечения, проблема «лишнего» человека (байронизма) и чисто русское желание самоутверждения себя как личности в бытие мироздания. Казалось бы, всем известный от корки до корки изученный роман «Евгений Онегин» все равно остается загадкой. Чего в нем больше: русского или западноевропейского? Почему он не воспринимался критиками и читателями с первых его публикаций? Насколько он автобиографичен? Все эти вопросы, которые принято считать вечными.
Поэт осознавал свою миссию, отдавал дань своим предкам, искренне служил Отечеству и не толпе присягал на верность:
Мой предок Рача мышцей бранной
Святому невскому служил;
Его потомство гнев венчанный
Иван IV пощадил.
Водились Пушкины с царями;
Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками
Нижегородский мещанин. («Моя родословная»)
Святой Александр Невский и предки Пушкина – это показатель исконной связи Пушкина с пантеоном русских святых, не случайно поэт акцентирует внимание именно святой Александр Невский. Все это по отцовской линии, а по линии матери – принадлежность к африканскому роду Ганибаллов. Перекресток культур, Пушкин не просто часть мироздания, а мир вращается вокруг него. Вот этот синтез культур не только определяет талант Пушкина, но и делает его величественным пророком. Это пророчество загадочным образом проявляется в дате его рождения 26 мая (по старому стилю) 6 июня (по новому стилю) 1799 года. Если мы сложим цифры года его рождения, то получим число 26. Именно опять 26 января 1837 года было написано злополучное письмо Пушкина к барону Геккерену, приведшее в конечном итоге к дуэли с Дантесом. Роковое число 6, дьявольское наваждение, доказательство того, что за душу поэта боролось 2 начала, божественное и демоническое. Пушкин далеко не гений света, не рыцарь жизни, а трагический гений. Пушкин сам это в своем творчестве не отрицал. Вспомним Вальсингама «Пир во время чумы». Его диалог со священником – это диалог Пушкина со Всевышним.
Священник:
Ты ль это, Вальсингам? Ты ль самый тот,
Кто три тому недели, на коленях,
Труп матери, рыдая обнимал
И с воплем бился над могилой?
Иль думаешь она теперь не плачет,
Не плачет горько в самых небесах,
Взирая на пирующего сына,
В пиру разврата, слыша голос твой;
Поющий бешеные песни между
Мольбы святой и тяжких воздыханий
Ступай за мной!
Председатель:
Зачем приходишь ты
Меня тревожить? Не могу, не должен
Я за тобой идти: я здесь удержан
Отчаяньем, воспоминаньем страшным,
Сознаньем беззаконья моего,
И ужасом той мертвой пустоты,
Которую в моем дому встречаю –
И новостью всех бешеных веселий;
И благодатным ядом этой чаши.
И ласками (прости меня Господь)
Погибшего, но милого созданья…
Тень матери не вызовет меня
Отселе – поздно – слышу голос твой,
Меня зовущий, - признаю усилия
Меня спасти… старик, иди же с миром,
Но проклят будь, кто за тобой пойдет!

И наконец финал трагедии, поразительный по своей обнаженности души поэта перед небесным горним.
Священник:
Пойдем, …
Председатель:
Отец мой, ради Бога,
Оставь меня!
Священник:
Спаси тебя Господь!
Прости, мой сын…
(Уходит.Пир продолжается. Председатель остается погруженным в глубокую задумчивость.) («Пир во время чумы»)

Священник и Вальсингам – это два лика Пушкина и в жизни, и в творчестве, и в его духовном бытие. Действительно, говоря о поэзии Пушкина, важно указать на то, что она есть бесконечные разговоры с Богом и бессовестный разговор с дьяволом. И всё же, почему мы чувствуем, что Пушкинский духовный мир, распинаемый на перекрестках мироздания, столь неблагополучный, часто ужасный, с ликом дьявола (злополучное число 6) светел, а не мрачен. Но ведь есть же в дате рождения Пушкина божественные знаковые числа: 7 и две 9, воплощающие полноту бытия точно так же, как и число 1. Вот поэтому Пушкину суждено было воплотить целостность бытия со всей ему присущей жаждой жизни и соблазном смерти. Таков он первый акт мистерии духа Пушкина, акт его рождения. В этом акте всё значимо, так как он начало из начал духовного пути человека и творческой индивидуальности, которая является как зов прошлого, как откровение настоящего и посыл в будущее. Имя – это далеко не просто слово, а слово, идущее от Всевышнего. Александром поэт был назван в честь архиепископа Константинопольского, причисленного к лику святых. Константинополь, подобно Иерусалиму, сердце и душа православной культуры. Вновь и вновь перекресток мироздания с самого дня рождения.
Есть в этом нечто от Божьего провидения. Изначально поэту суждено было воплотить в своем духовном мире целостность всего, что предначертано человечеству свыше.
/ ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ/
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: