Четверг, 21.11.2024, 16:37
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Дяловская, Леонардл  
Николаева Г. "Женский разговор" В. Распутина
ДяловскаяДата: Воскресенье, 16.06.2013, 20:53 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 96
Статус: Оффлайн
Николаева Г.Н.
Проблема любви и целомудрия в рассказе В.Г.Распутина «Женский разговор» (1995)
Любовь была … да другая, ранешная.
Она куски, как побирушка, не собирала.
В.Г. Распутин. Женский разговор.

Напечатанный в 1995 году в журнале «Москва» рассказ В.Г. Распутина «Женский разговор» тревожит своей любовной историей, жизненной и довольно типичной. Проблемы женственности и материнства, любви и чистоты отношений актуальны во все времена.
Рассказ построен на антитезе взглядов и мнений родных по крови, но разновозрастных женщин – бабушки Натальи и её внучки Вики, отправленной родителями из города в деревню «…на высылку, на перевоспитание» [1, с. 373]. Однажды мартовским вечером, когда обеим не спалось, потому что «…не оконченное что-то, зацепившееся не дает отпущения ко сну» [1, с. 374], начинается женский разговор, но не просто женщин, а о женском, о тайном – о любви, замужестве, детях.
Инициатива в разговоре принадлежит бабушке Наталье, не понимающей поступка шестнадцатилетней Вики, которая «…связалась с компанией … бросила школу, стала пропадать из дому, закрутилась» [1, с. 373], забеременела и сделала аборт. Бабушке было важно услышать от внучки ответ на вопрос: «…еройство у тебя это было али грех? Как ты сама-то на себя смотришь?» [1, с. 375]. Вика по-своему переживает случившееся с ней, понимая, видимо, что поступила не так, а как надо – не знает, ведь у нее еще «…умишко детский, несозревший» [1, с. 374], «…как и во всяком недозрелом плоду кислоты много» [1, с. 377]. Бабушка считает поступок внучки грехом, из-за которого человек теряет частицу самого себя, поэтому с горечью говорит Вике: «Такую потрату на себя приняла!» [1, с. 375]. Наталье хочется, чтобы внучка «…всюю себя по капельке» [1, с. 376] сохранила и подготовила к замужеству.
Бабушка и внучка по-разному рассуждают о жизненных устоях, о роли женщины в семейных отношениях, о любви и целомудрии. Бабушка видит предназначение женщины в том, чтобы быть матерью, хозяйкой, берегиней и хранительницей семейного очага, домашнего тепла. Вика считает, что «…всё теперь не так. Сейчас важно, чтобы женщина была лидер» [1, с. 375], «…та женщина ценится, которая целеустремленная» [1, с. 379].
Бабушка не понимает современных взглядов на жизнь, в которой «…всё кругом перекошено» [1, с. 381], разрушены вековечные нравственные устои. Во время ночного разговора «по душам» она раскрывает внучке народную мудрость семейных отношений мужчины и женщины, закон «ранешной любви»: любить – значит уважать друг друга, жалеть, заботиться, сберегать и сохранять.
Бабушка вспоминает своё прошлое – голод, маленьких детей, войну, когда жилось трудно, но она была «аккуратная, улыбистая», «солнышко любило играть» в ней. До войны она прожила с мужем Николаем шесть лет: «Хорошо жили. Он был мужик твёрдый. Твёрдый, но не упрямый …ежели где моя права, он понимал. За ним легко было жить. Знаешь, что и на столе будет, и во дворе, и справа для ребятишек. Меня, если по-ранешному говорить, любил. Остановит другой раз глаза и смотрит на меня, хорошо так смотрит…» [1, с. 382]. «У нас в заводе не было, чтоб нежности друг дружке говорить. Взгляда хватало, прикасанья» [1, с. 379].
Когда началась война, Николай ушел на фронт, но и там не переставал думать и заботиться о своей семье. Перед смертью он наказал своему фронтовому другу Семену опекать Наталью и детей. За него она и вышла замуж после войны, была счастлива: «Семь годов мы с ним прожили душа в душу, дай-то Бог так кажному… Когда он прикасался ко мне …струнку за стрункой перебирал, лепесток за лепестком. Чужой так не сумеет» [1, с. 387]. По мнению Натальи, у женщины обязательно должно быть целомудрие, когда «…все честь по чести, по закону, по сговору. А не по обнюшке» [1, с. 376]. Вика считает, что бабушка говорит не о том, потому что «…всё теперь не так» [1, с. 380].
Действительно, «…хочешь не хочешь, а надо сознаваться: всё теперь не так. На холодный ветер, как собачонку, выгнали человека, и гонит его какая-то сила, гонит, никак не даст остановиться. Самая жизнь гончей породы. А он уж и привык, ему другого не надо. Только на бегу и кажется ему, что он живет. А как остановится – страшно» [1, с. 381].
В.Г. Распутин проводит своеобразную параллель: «порушили вековечный порядок» в природе – «порушенными» оказались и нравственные устои жизни, основанные на традициях народной культуры, на трудолюбии и сохранении материнского предназначения женщины на земле. Весь ход рассуждений и воспоминаний бабушки Натальи подводит к пониманию необходимости возрождения тех устоев, без которых «…жизня… так тебя истреплет, что и концов не найдешь» [1, с. 388].
В.Г. Распутин избрал для рассказа своеобразную художественную форму – разговор, в ходе которого раскрываются характеры героинь. Вика «…затаенная какая-то», у неё «…распахнутые глаза», «…а видят ли они что – не понять», ей «…пора бы с ответами жить», а она «…всё ещё по привычке задает вопросы»[1, с. 388]. Говорит она нехотя, вяло – «…ей все надоело» [1, с. 375]. В её речи много фраз, выражающих современный взгляд на женщину: «Лидер – это она ни от кого не зависит, а от неё все зависят. Все бегают за ней, обойтись без неё не могут» [1, с. 375]; «…целеустремленная – это значит идет к цели. Поставит перед собой цель и добивается» [1, с. 376]. При этом Вика не понимает, «…какое там мудрие» [1, с. 376] скрыто в целомудрии.
В отличие от внучки бабушка говорила «…в рифму, в склад», словно пела душой. Её самобытная речь с разговорно-диалектной лексикой («завсегда», «встронь», «заради», «взамуж» и др.) образна, метафорична. В ней много выражений, накопленных знанием жизни и человеческих взаимоотношений. Например, рассуждения бабушки Натальи о невесте: «…лаская, да чистая, да звонкая, без единой без трещинки» [1, с. 376]; о любви: «У людей пожеланье, угаданье друг к дружке должно быть. Как любиться, обзаимность учит» [1, с. 379]; о современных сильных и целеустремленных женщинах: «Самые разнесчастные бабы. Это собака такая есть, гончая порода называется… Дадут ей на обнюшку эту, цель-то, она и взовьётся. И гонит, и гонит, свету не взвидя… Пакуль сама из себя не выскочит» [1, с. 380]; «…не надо сильнее. Надо любее» [1, с. 379].
Этот «женский разговор» важен как для бабушки, так и для внучки. Наталья, рассказывая про «старину», стремится подобрать ключи к душе Вики, ненавязчиво подвести ее к осознанию совершённой ошибки и иному взгляду на жизнь и предназначение женщины. Вику «…что-то зацепило в этом разговоре» [1, с. 381], и она «…неспокойно засыпала» [1, с. 388].
Разговор женщин произошел в марте, в самом начале весны, когда природа пробуждается к новой жизни. Может быть, и Вике удастся начать ее с чистого листа, и тогда прольется в ее душу «…капельный, росистый сухой свет» [1, с. 374].

Литература
1. Распутин В.Г. Повести. Рассказы. Том 2. – М., 2004-
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: