litcetera | Дата: Среда, 10.07.2013, 13:19 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1363
Статус: Оффлайн
| Сергей Ратмиров
Родился в Тирасполе 10 февраля 1967 года. В 1990 году закончил филологический факультет ТГПИ им. Т.Г. Шевченко. В 2009 году защитил кандидатскую диссертацию на тему "Мифологические и библейские образы в поэзии Максимилиана Волошина" в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова. Сфера научных интересов: от философии до богословия в контексте истории и литературы. Работает заведующим кафедрой общеобразовательных дисциплин Приднестровского государственного университета (Бендерский политехнический филиал). Позиционирует себя как поэт, ученый-литературовед с философско-богословской направленностью.
Я взяла у него интервью.
Вопрос: Сергей Михайлович, каково Ваше жизненное кредо?
Ответ: Мое кредо находится в русле традиции христианского эллинизма, великой русской классической литературы. «Кредо» по-латыни – символ веры, он у меня полностью соответствует тексту второго-третьего вселенских православных соборов. Смысл жизни хорошо воплощен в текстах царя Давида (50 и 90 псалом). Мой идеал жизни раньше меня рассказал Владимир Николаевич Лосский в своем "Боговидении". Увлекаюсь историей, мифопоэтикой, наверное, поэтому уже написал три книги о мифопоэтике М. Волошина. Свою мировоззренческую позицию по вопросам бытия высказал в своей книге "Исповедь русского путника". Конечно же, литература – часть моего мироощущения, ей живу, как молитвой, потому хочу, чтобы эта молитва была услышана. Для этого хочу издавать альманах "Славянская беседа".
Вопрос: Расскажите о Вашем политическом и геополитическом мировоззрении в отношении России сегодня. Как Вы относитесь к политике? Каким Вы видите путь России в истории?
Ответ: Не задумывался о своем политическом мировоззрении всерьез. Как все поэты, немного идеалист, поэтому искренне верю в возможность в будущем вернуть Россию в прошлое, но в новом качестве. Как человек православный – сторонник соборной монархии, но опасаюсь крайностей, которые, в принципе, заводили Россию не на тот путь. Убить Россию невозможно. Эта страна, которая, по словам Бисмарка, даже разорванная на части, обязательно соберется и нанесет обидчикам удар, после которого они долго не смогут оправиться. Славянский мир уникален, мы действительно арийцы, и это арийство проявляется в проявлении свободолюбия. Еще Прокопий Кесарийский отмечал жажду свободы у славян. Это неизбежно приведет Россию к союзному государству. Народы бывших республик Союза тянутся к России, потому что прививка русского духа впиталась в корень – и вырвать ее оттуда проблематично, если только ликвидировать народы как этнические личности. Собственно, сегодня на Украине это и происходит, где русский народ превращают в некое вавилонское смешение и дают новое название, не имеющее никакого исторического обоснования, но придуманное в кабинетах Вены и Берлина 150 лет назад. Задача России – медленно, но верно возвращать свое духовное пространство, которое, благо, сохранила Русская православная церковь. Это произойдет обязательно. Но необходим лидер, способный это осознать. Судя по действиям нынешней власти, они это понимают. Но наступил ли геополитический момент собирания Руси? Это пока трудно определить.
Вопрос: Вы – сторонник византийского пути развития России? Не считаете ли Вы, что византийский путь для России может оказаться губительным? Аргументируйте свой ответ.
Ответ: Только византийский путь оказался спасительным для России. Взгляните на Евразию Х века. Западная Европа погрязла в элементарном варварстве. Элита варварских королевств писать толком не умела. Вчитаемся в хроники тех времен. Какое отношение к рыцарству? Утонченная Анна Комнин видит это стадо в Царьграде и называет их животными. Европа стала такой, какая она есть, после того, как начала общаться с Восточным Римом, как побывала на Ближнем Востоке, откуда Византия, по большому счету, никуда и не уходила. Византия, кроме всего прочего, не была империей самозванцев, как это наблюдаем в Германии Х века, когда силой нацепили себе на голову корону и обозвались Священной Римской империей. Не забудем, что Константинополь продолжал традиции Рима, предложив имперской идее тесто христианского эллинизма. Эта была самая высокая, логически выверенная философская и богословская культура, она формировала духовный мир человека, изменяя его через катарсис. На Западе не углубленная молитва, но экстаз. Руси ближе Восток. В то время как Русь принимала христианство, в Константинополе творил Симеон Новый Богослов – величайший аскет и делатель жизни во Христе. Руси необходим был Христос, и она получила Его, получила реально. Он пришел в круге церковного богослужения, дисциплинируя наших предков, привнося нашей свободе ответственность. Запад не животворил, хотя Русь принимала его на первых порах как братский. Но в ответ получала поляков в Киеве и постоянные попытки подчинить папскому Риму. Если бы не Византия. то Руси как соборной этнической личности просто не было бы. Вспомним полабских и поморских славян, на землях которых сегодня стоит Германия. Думаю, нас ожидала бы такая участь или участь слабых славянских княжеств, исполняющих волю германских императоров. Незавидно. Правда, иногда указывают на Польшу. Но полагаю, что Польша лишь при литовских князьях пыталась иметь самостоятельную политику – все остальное свое историческое время проводит на ватиканской или лондонско-парижской кухне, а сегодня с задорно вздернутым носом пресмыкается перед вашингтонским обкомом. Византия же, став союзником Руси, предложила ей путь любви и свободы. Этот путь дал св. Владимира, Владимира Мономаха, св. Александра Невского, преп. Сергия Радонежского и св. Дмитрия Донского. Перечень может быть бесконечным. Часто как пример губительности византинизма предлагают деятельность Ивана Грозного. Вот, мол, не будь в нем византийской крови и воспитания, то не творил бы таких "чудес". Ответ прост: кроме греческой крови, хватает татарской, а его воспитание скорее с западным уклоном, и основу его опричного войска составляли иноземцы. Почитайте Генриха Штадена. Его зверства ужасны, но Чезаре Борджиа на ангела тоже не похож, а Варфоломеевская ночь – что опричники Иоанна резали гугенотов, а нежная королева Мери, прозванная англичанами Кровавой, а Елизавета, со слезами отправившая Марию Стюарт на плаху: про Филиппа Испанского и говорить нечего, – патологический садист, изощренный весельчак в подземельях инквизиции. То, что в России воспринималось как аномалия, в Европе происходило повсеместно. И где же были свободолюбивые англичане, когда Генрих нагло попирает их веру, женится многажды, нарушая священные законы Англии; что-то не возмущались гордые испанцы, когда Карл, император Священной Римской империи и их король, путался в своих незаконных детях. В России попробовали ввести унию в 1439 году. И чем завершилось? Твердо стали за веру. То же было и в 17 веке.
Вопрос: Как Вы относитесь к современной ситуации в литературе, в публицистике, в образовании и в современном книгоиздательстве (взгляд филолога-профессионала) в мире, в Европе, в России?
Ответ: Объемный вопрос. Современная литература неоднородна. Судить трудно, потому что в основном работаю в литературоведении, встречи с поэтами и писателями наталкивают пока на грустные мысли: много разговоров, много лицемерия, пишут не то, что думают, а что модно, что дает заработок. Гонорары, конечно, нужны, они дают определенную финансовую автономию, но их сегодня получают зачастую не серьезные исследователи, а люди поверхностные. Что касается образования: в России: сегодня происходит медленное, но уничтожение русского образования. Это делается с той мыслью, что необходимо приблизиться к Западу, но разве Европа может быть для нас примером? С другой стороны, уровень образования падает, и, конечно, надо что-то делать. Для этого у государства должна быть четкая концепция развития.
Дяловская Н.: Спасибо. Удачи и новых свершений, Сергей Михайлович!
|
|
| |