Четверг, 21.11.2024, 09:45
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Леонардл, litcetera  
Саади Исаков
litceteraДата: Воскресенье, 11.12.2011, 20:43 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1363
Статус: Оффлайн
[size=12]


Родился в Москве в 1955 году. Отец - Имроми Исаков — детский писатель. В июле 1956 года он был осужден за антисоветскую агитацию и пропаганду. Может по праву считаться первым советским диссидентом. Дед, Израиль Шешеловский, начальник паровозного депо Завода им. Владимира Ильича в Москве, был осужден в 1947 году как «безродный космополит».

После школы хотел эмигрировать, но вместо этого оказался в Советской Армии, после которой стал невыездным.

По образованию учитель русского языка и литературы.

Преподавал в школе и вузах литературу и методику преподавания литературы XIX века. Специалист по творчеству Достоевского. Ученик Э.Э.Кац, Д.М.Урнова и Ю.Ф.Карякина. Печатался в московских периодических изданиях.

С 1991 года живет в Германии.

Долгое время преподавал в университете г. Билефельд на кафедре славистики русскую литературу и сравнительный анализ. В настоящее время работает в издательском доме Werner Media в Берлине.

Автор рассказов, пьесс, повестей, эссе. Публикуется в Германии.

В 1994 году участвовал в конкурсе, посвященному немецкому художнику еврейского происхождения Феликсу Нусбауму. Три эссе вошли в сборник победителей конкурса.

Публикуется в сборнике писателей г. Оснабрюка и периодической печати.
В своем творчестве любит экспериментировать.

Опыты в области СоцАрта увенчались в 1991 изданием книги «Рассказы о коммунистах». Цикл рассказов «Однофамильцы» — тоже эксперимент, автор назвал его МоцАрт.

В настоящее время работает в новом направлении. Оно называется АртПутин.

Любит русскую литературу и не любит советскую власть во всех ее проявлениях, прошлых и настоящих.

В этом смысле идейно и творчески последователен.

Продолжая традиции Эзопа


Вначале была бессистемная поэзия - симбиоз музыки души и мышления. Она породила народные эпосы. Она явила миру Гомера, создала литературу и театр. Наблюдательность и любопытство, свойственное творческим личностям, ещё на заре человечества - эпоха Древнего мира - выделили в литературе и в драматургии самостоятельное направление, которое дошло к нам под названием сатира. Наибольший вклад в этот жанр литературы внесли литераторы и драматурги Древнего Рима.

В наше время писателей-сатириков чаще стали называть юмористами, тем самым заменяя литературу эстрадой, первообразным площадным карнавалом. На смену классикам русской литературы Гоголю и Салтыкову-Щедрину, гениально обличавшим пороки российского общества, свободную от идеологии большевизма, криминально озабоченную Россию, представляет плеяда отечественных писателей- юмористов: Жванецкий, Задорнов, Трушкин и прочие, занимающие места в рейтинге по степени известности, популярности и кассовым сборам.

Юмористические и сатирические произведения и театральные постановки заметно отличаются от произведений обычной жанровой прозы и драматургии наличием и содержанием иронии – этого важнейшего составляющего юмора и сатиры. Ценность бриллианта определяется наличием в нем каратов, степенью чистоты и обработки алмаза. В коллекционных винах ценность вина, его особый, неповторимый букет, создаёт сорт вина, имеют своё значение то место, где выращивают этот виноград, возраст вина и также множество других факторов.

В сатире и в юморе (литература, драматургия) таким показателем ценности является ирония. Юмор без привкуса или наличия ироничности заметно проигрывает в своём восприятии. Ироничность многогранна и многолика. Но именно она выделяет в юморе комический эффект восприятия.

Ирония артистична и философична. Специалисты – языковеды считают иронию особым видом иносказания, при котором подразумевается одно, а говорится совершенно противоположное.

Когда воздают должное остроте ума того или иного автора, драматурга или артиста театра, кино или эстрады обязательно подчёркивают его неповторимую ироничность или восхитительную комичность, что неразделимо с наличием иронии. Степень комичности в литературном и драматургическом творчестве, воплощается в двух ипостасях в трактовке смешной ситуации, и всего того, что ей сопутствует, что её усиливает. И воздействуя на механизм восприятия человеческой эмоциональности, вызывает смех зрителей, читателей и слушателей.

Фактически представителей этого жанра можно разделить на два типа.

Первый тип: юмор и ирония формируют комические, смешные ситуации с ярко выраженной эмоциональной окраской. Главная пружинка этого действа - сценический успех.

Второй тип — умозрительный, рассчитанный на контакт с читателями-интеллектуалами. В этом случае, ироничность подкрепляет сатиру аналитикой и философичностью. Прародителем этого жанра справедливо считают величайшего сатирика Древней Греции Эзопа. Именно творчество Эзопа, его басни, афоризмы и миниатюры послужили основой для создания эпического жанра, известного нам, как басня. Сюжеты и ситуации произведений Эзопа, изучавшего природу и поступки, жившего в глубокой древности, послужили канвой и «питательной средой» для многих писателей-сатириков прошлых веков. И Лев Николаевич Толстой, и Иван Андреевич Крылов, и вся могучая плеяда русских писателей-сатириков зачитывались Эзопом, и благодаря его творчеству, постигали природу человека, стараясь познать механизмы порочности, а точнее, парадоксальности человека.

И это оправданно, потому, как за долгий путь своего исторического и эволюционного развития, психологический облик человека практически не изменился. Меняется лишь комфортность и перечень вещей, которые его окружают и создают его мир.

Именно второй тип ироничности с философской подоплёкой обеспечил подлинное бессмертие отечественной сатире. И постарались на этой творческой ниве гениальные творцы: Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов, Достоевский, Гончаров, Булгаков, Аверченко, Зощенко и другие русские писатели-гуманисты.

Их время жизни ушло, сменилось множество поколений, но герои произведений этих гениев оказались бессмертны, ибо являются зеркальным отражением парадоксальности человека разумного, независимо от уровня научно-технического прогресса. Время разрушает всё, но, увы, оказалось бессильно перед человеческими пороками, традициями, привычками. Семь смертных грехов, представленных Библией для ознакомления всему человечеству, оказались сильнее всех достижений НТП. И пока человек существует на Земле, он всегда будет порочен и, как показывает история эволюционной деятельности человека, он осознанно, без помощи каких-то загадочных потусторонних сил, ищет встречи с абсурдом.

Сегодня мы рады представить вам творчество писателя–сатирика именно второго, эзоповского типа ироничности, автора сатирических миниатюр Саади Исакова.

Так как любое литературное произведение будь то рассказ, роман, басня, миниатюра отличает наличие формы и содержания, то могу с полной уверенностью сказать, что его система художественных приёмов, именно то самое, что эксперты литературного творчества, называют коротким словом «стиль», настолько индивидуальна и необычна, что практически я не знаю аналогов.

За весь русскоязычный литературный мир не берусь судить. Но уж в Германии, где русскоязычных авторов предостаточно, и в том числе есть представители сатирического жанра, я, лично с такой манерой изложения и подачей материала, с такой творческой лабораторией созидания и воплощения встречаюсь впервые.

Такие пороки современной коммерциализованной литературы, как пустословие, многословие, расплывчатость сюжета, или же его полное отсутствие, к творчеству Саади Исакова не имеют никакого отношения.

Его миниатюры предельно лаконичны, система выразительных средств скупа и точна. Но в то же время, на этих миниатюрных литературных площадях его творений кипит и бурлит эпоха нашего времени. Это напоминает бульонный кубик. Положил его в кипящую воду, и получите в своё гастрономическое удовольствие первое блюдо обеда. Все необходимые ингредиенты присутствуют.

Остановлюсь подробно на миниатюре, которая, по моему мнению, является психологическим ключом к творчеству Саади Исакова.

Помните, у великого Аркадия Райкина была в ходу изумительная реприза про справку. «Дайте мне справку, что им нужна справка, что нам нужна справка». Эта миниатюра великолепно освещала кондовый советский бюрократизм брежневской эпохи. Говорят, Леонид Ильич, не отличавшийся глубокой аналитикой ума, буквально рыдал от смеха, слушая эту репризу в исполнении всенародного любимца Аркадия Исааковича Райкина. Фактически Брежнев от всей души смеялся над пороками того строя, которому служил всю свою жизнь, и кого он представлял в мире людей, как первое лицо государства. То есть, он чистосердечно смеялся над самим собой и над той системой, которую имел честь представлять.

Миниатюра Саади Исакова, что так живо напомнила мне времена застойной брежневщины, называется «Лужков и китайский кондиционер». Суть её такова. Изгнанный президентом Медведевым, согласно казуистической формулировочке: по недоверию, основатель партии « Единая Россия», некогда всесильный и могучий мэр Москвы стал в одночасье пенсионером и вмиг лишился всего своего могущества и запредельной власти. Стал просто никем и ничем, как миллионы обычных россиян, кого он имел счастье наблюдать из своего служебного «Мерседеса».

Случай типичный и характерный для России, где любая номенклатурная шишка, независимо от того места, какое она занимала на лестнице общественного и социального значения и распределения материальных благ, мгновенно становится изгоем. И тотчас страстно и дружно третируется всеми теми, кто раньше, лизали ему руки, готовы были в припадке изъявления раболепия и покорности, даже землю облобызать перед барином.

Прослышав, что всем тем, кто пережил ужас и тяготы смога и жары 2010 года положен кондиционер китайского производства, Лужков собрал все необходимые справки (справка в России – главное. Человек- приложение к справке.) Но есть редкие и приятные исключения. И Юрий Михайлович до того самого момента, как ощутить подошву президента на своём старческом, но ещё бодром заду, был один из этих небожителей. Был, но сплыл.

И вот бывший любимец москвичей, замоскворецких пчёл, а также молочных коров своей элитной фермы, с которой регулярно вкушали биологически чистые продукты члены тандема и их ближнее окружение, старичок Лужков, предстал перед чиновником, кто заведовал распределением китайских кондиционеров. Дальше уже начинается кино, театр, трагедия маленького человечка большой и хаотически устроенной России. Наслаждаясь степенью падения своего первого босса, перед которым, он даже во сне трепетал и гнулся, как былинка на ветру, чиновник буквально, ошарашил несчастного старикана-пенсионера, выдав ему потрясающий по своей сути отказ. Лукавый и далеко не глупый чиновник, съевший на своей службе – кормилице не одну собаку бюрократического познания и иезуитской психологии отказов, заглянув в интернет, строго сообщил Юрию Михайловичу, что в тяжкие дни блокады Москвы смогом, жарой и дымом, Лужкова не было рядом с царственным тандемом. А вот Путин и Медведев не спрятались на одной из своих многочисленных дач за городом, а дышали дымом и потели в полной мере, как и остальные жители столицы. Кто-то, кто явно не в ладах с юмором и таким понятием, как антитеза, может возразить, что в жизни такое не может быть. Ошибаетесь. Господа хорошие. Жизнь ещё не такие фантастические коники всем нам выбрасывает. А литература – это, конечно же, не сама жизнь, но в то же время – это её зеркальное отражение. Сталкиваться с пороками нашего повседневного бытия – это одна ипостась жизни. Пытаться их понять, осознать, прочувствовать, высмеять их, бороться ними в меру своих сил – это и есть ипостась творчества.

Отрицать и недооценивать воздействие литературы и творчества на психологию восприятия и мышления человека чревато многими проблемами. Во-первых, неуклонно понижается уровень аналитического мышления, умения проводить грани между причиной и следствием событий и явлений. Это всё равно, что разом выключить все лампочки в доме и орать до посинения: Да, будет свет! И материть на чём свет стоит главных врагов русского народа: иноверцев, жидомасонов, сионистов, америкосов и всех тех, имя которым легион и кто, по глубокому убеждению простого русского человека, мешает жить счастливо и спокойно в самой удивительной стране мира, где природных богатств немеряно, но где нищие, бедные, бомжи и преступники плодятся со скоростью размножения клопов и тараканов. А ничтожная кучка национальных богатеев и воров в законе, согласно принципу обратной пропорции становится все богаче и богаче. Если это не парадокс, стремившийся совокупиться с абсурдом, то что же это тогда такое? Именно это — лейтмотив практически всех миниатюр Саади Исакова и полюбившейся мне миниатюры о страданиях старого (аферюги и зубра коррупции), забавного старикана Лужкова.

Я вдруг по наитию назвал эту гениальную миниатюру: «Страдания старого Лужкова», вызвал в памяти имя величайшего гения всех времён и народов Иоганна Вольфганга Гёте, подарившего миру роман «Страдания юного Вертера», и хохотал без удержу. Вот что такое психологические эффекты эзоповского метода восприятия мира.

Концовка этой миниатюры, как впрочем, всех миниатюр Саади Исакова завершается символом. Это главное философское оружие автора и оно ненавязчиво. Но чётко присутствует в его миниатюрах и ждёт встречи со своим проницательным и думающим читателем. Как правило, эти символы скорей грустные и печальные. Но ведь они порождены реалиями жизни.

В истории с Лужковым кармическая символика автора предстаёт перед нами в виде смятой банкноты юаня. Как известно, это - национальная валюта Китая и сразу же у дотошного, но сообразительного читателя, возникает вопрос, а, чё, в Москве уже не только рубли в ходу? Сообразительный интеллектуал хмыкнет, все мгновенно поймёт и никаких вопросов задавать не будет.

А тот, кто основательно занимается проблемами политологии, живо интересуется прогнозами исторического будущего России, доподлинно знает, что на колоссальной территории России от Урала до Владивостока, катастрофически не хватает тридцати миллионов человек населения.

В 2002 году я встречался в Страсбурге с вице-спикером Государственной Думы России, лидером всероссийской партии ЛДПР Владимиром Жириновскими, готовил с ним интервью для одной из русскоязычных газет в Германии. Владимир Вольфович рассказал мне тогда об этой государственной проблеме, подчеркнул, что, если России не удастся наладить нормальную демографию, снизить рост смертности, поднять рождаемость, создать все необходимые условия для удержания этого глобального куска геополитического пространства, то Китай, задыхающийся от перенаселения и недостатка жизненного пространства, рано или поздно, но всё же, расселит пару сотен миллионов своих граждан на сопредельной территории России. Как вы сами понимаете, свято место пусто не бывает. На смену слабым, вырождающимся народам, приходят сильные народы. Это аксиома любой цивилизации.

Хочу привести дословно последнюю строчку из этой потрясающей миниатюры автора:

«У читателя может возникнуть справедливый вопрос, а почему, собственно, юани?
А это потому, что, несмотря на Сколково, кондиционеры, как и деньги, тоже китайские».

Остальное, господа любезные и дотошные, домыслите сами на досуге. Мне, как политологу, возразить нечего, ибо автор попал в десятку, он чётко прогнозирует современную политическую и международную ситуацию для России, используя свою яркую литературную индивидуальность.

Творчество Саади Исакова только неискушённому читателю может показаться простеньким и легко доступным всем и вся. На самом деле это не так. Автор, верный продолжатель именно эзоповского направления в сатирической литературе, создал свой индивидуальный мир, собственные уникальные приемы подачи и освещения материала, свою систему критериев и оценок деятельности человека, сделав упор на познании психологии личности. Это второй автор в моей более чем сорокопятилетней литературной деятельности, кто представляет собой в литературном творчестве модель айсберга. Небольшая верхушка скромно и обманчиво возвышается над поверхностью океана, а весь массив сокрыт в глубине.

Я полагаю, что познакомившись поближе с творчеством Саади Исакова, вы с увлечением станете открывать и раскрывать для себя этого загадочного и многогранного автора.

Мы приглашаем всех наших читателей на открытие нашего литературного Клуба, где вместе с известными мастерами литературы, вы сможете познакомиться с творчеством Саади Исакова.

При нашем Клубе будет организована литературная консультация, куда войдут известные и популярные литераторы, критики, специалисты филологи из Дальнего и Ближнего Зарубежья и это позволит нам более подробно и системно познакомить наших читателей с творчеством тех авторов, чьё появление или деятельность в литературе, или же в драматургии, не просто проба пера, а осознанная и подтверждённое талантом высокое предназначение судьбы.

Приглашаю вас в наш Клуб «Ultima Libri» на встречу с писателем, рассказчиком, обладающим великолепным чувством юмора, филологом и философом, главным героем собственной жизни Саади Исаковым.

Леонид Шнейдеров, один из создателей и руководителей международной программы «Парадоксы Разума»


[/size][/size]
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: