Золотая кубышка, в которой мыши не знают, что уже сдохли
Зачем премьер Путин в полтора раза занижает размер российского долга
Во время недавнего визита в Москву директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард настоятельно рекомендовала России снова начать накапливать финансовые резервы для борьбы с надвигающимся кризисом. Совет она аргументировала тем, что может настать момент, когда европейские банки будут сокращать свое присутствие в России, что создаст дефицит ликвидности на рынке, а цены на нефть – обрушиться, что создаст большие проблемы для нашего бюджета. Лагард пояснила, что дружески относится к России, но эксперты полагают, что все гораздо прозаичнее: глава МВФ рассчитывает, что наши резервы будут размещены в страждущей Европе и помогут ей выбраться из долговой ямы.
Эту точку зрения накануне визита высокой особы подкрепил премьер-министр России Владимир Путин, заявивший, что Россия поможет МВФ деньгами ради поддержки охваченной долговым кризисом еврозоны. 7 ноября на саммите глав правительств стран Шанхайской организации сотрудничества в Петербурге он отметил, что в России нет такого «запредельного» госдолга, как в странах Европы. Их средний долг, отметил премьер, в районе 85-87% от ВВП. В некоторых странах свыше 100%. «У нас такого нет, в России госдолг 10%, и из них только 3% – это внешние заимствования, то есть фактически нулевой», – сказал Владимир Путин. Это, по его словам, позволяет говорить о здоровом характере финансов.
Если Кристине Лагард действительно нужно, чтобы российские резервы росли, то ее ожидания, по всей видимости, оправдаются: 17 октября замминистра финансов Татьяна Нестеренко сообщила, что на конец 2011 года объем Резервного фонда планируется увеличить до 1,7 трлн рублей. Притом что на 1 ноября 2011 года он был равен 790,02 млрд рублей. То есть предусмотрен рост фонда практически на триллион рублей всего за два месяца. Откуда такая прыть?