gesl | Дата: Вторник, 18.10.2011, 09:38 | Сообщение # 1 |
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 320
Статус: Оффлайн
| Иван Вербицкий http://sport.oboz.ua/ Капустин: в Украине шахматы находятся на периферии внимания
Успехам украинских шахмат может позавидовать любой другой вид спорта. Даже без учета советских времен, когда уроженцы нашей страны гремели на весь мир, титулов и достижений насобираем предостаточно.
В 2002 году Руслан Пономарев стал самым молодым в истории шахмат чемпионом мира. В 2004-м, 2006-м и 2010 годах украинцы выигрывали шахматную Олимпиаду. Но, несмотря на громкие победы, этот вид спорта остается в бедственном положении. Собственно, чтобы обратить внимание властей на проблемы «игры умных», недавно был организован круглый стол с участием народных депутатов всех фракций. Парламентарии обещали посодействовать в разрешении шахматных проблем на законодательном уровне и, в частности, приравнять шахматы в классификации к олимпийским видам спорта. Собственно, с итогов круглого стола корреспондент «Обозревателя» и начал беседу с президентом Федерации шахмат Украины Виктором Капустиным.
- Думаю, что этот круглый стол и заседание комитета Верховной Рады по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма были знаковыми, - начинает разговор Виктор Владимирович. – Пришло много народных депутатов, действительно заинтересованных в том, чтобы конструктивно рассмотреть этот вопрос. Те, кто не смог прийти в этот раз, высказали поддержку решениям, которые были предложены. Главный вопрос – улучшение материального и технического обеспечения шахмат – нашел свое отображение в рекомендациях, которые принял Комитет, и это должно послужить серьезным толчком развитию шахмат в Украине. Думаю, что эти рекомендации будут направлены в Кабинет министров, в обладминистрации и облсоветы для того, чтобы были разработаны действия для развития шахмат.
- Но до вас федерацией шахмат тоже руководил народный депутат Виктор Петров. Он тоже лоббировал эти вопросы, он никаких успехов достичь не удалось. Не боитесь, что все эти проекты останутся на уровне разговоров?
- Надеюсь, что нет, хотя опасения такие есть. Следующим шагом будет работа по разработке законопроекта, в котором мы хотим четче прописать место и роль шахмат в нашем спортивном мире. Если это получится, мы перейдем на качественно новый уровень понимания и места шахмат в нашей стране. Это первый этап. Федерация не остановится на этом. Мы будем проходить другие этапы, делать другие шаги, контролировать, как развивается ситуация. Надеюсь, эти начинания не удастся "заговорить". За нас говорят высокие достижения известных во всем мире украинских шахматистов. Верю, что они будут стимулировать и депутатов, и тех чиновников, от которых будет зависеть принятие решения.
- Вы пытались ввести в учебную программу общеобразовательных школ урок шахмат. Но, по всей видимости, понимания от людей, от которых разрешение этого вопроса зависит, не почувствовали…
- Да. К сожалению, все наши обращения, письма в Министерство образования, науки, молодежи и спорта не давали результатов. Если позиция министерства не изменится, мы будем работать с Киевской городской администрацией, с областными администрациями, чтобы, по крайней мере, внедрять свой проект на местных уровнях. Но я надеюсь, что после круглого стола, его рекомендаций, министерство прислушается к нашим предложениям.
- Давно пора, ведь за бывшими украинцами - Белявским, Карякиным, Музычук последуют другие…
- Мы теряем, но остаемся в лидерах. Все благодаря тому, что у нас хорошие шахисты. Василий Иванчук – мировая шахматная легенда. Руслан Пономарев – 16-й чемпион мира. Сейчас к ним подтягивается новая плеяда – Захар Ефименко, Александр Моисеенко, Павел Эльянов... У нас – очень сильная сборная. Через месяц стартует чемпионат Европы и туда мы едем с одной целью – победить. Выступать за команду согласились все сильнейшие. А ведь до 2010-го в составе сборной несколько лет не играл Пономарев. Сейчас он выступает во всех соревнованиях, разве что на чемпионат мира не ездил. Но этот вопрос мы с Русланом согласовали еще в октябре прошлого года, после Олимпиады, поскольку он должен был стартовать в серьезном турнире в Дортмунде, в котором он победил год назад.
Вызывает опасение, что отстают детско-юношеские шахматы. Возникла не то чтобы пропасть, а некоторый промежуток между шахматистами наивысших достижений и детско-юношескими шахматами. Да, у нас есть талантливые дети – Илья Нижник, Александр Бортник... Они и некоторые другие ребята могут претендовать на наивысшие титулы в мире, но им нужные небольшие материальные ресурсы, постоянный тренер. Думаю, федерация могла бы взять эти расходы на себя или найти спонсоров. Но нужны стипендии, ведь дети ездят на соревнования за свой счет. Куда-то за океан отправляться за свои деньги, согласитесь, тяжело. Из-за этого приходится пропускать некоторые турниры.
Также специалисты мне говорят, что эти мальчики и девочки делают ошибки только потому, что у них не было системной подготовки. Им нужен постоянный тренер. В сегодняшнем составе сборная может выступать на высшем уровне еще три-четыре года. Но нам надо смотреть в будущее. Поэтому все наши старания будем направлять на то, чтобы появилась массовая подготовка. Некоторые вспоминают о популярном в советские времена турнире «Белая ладья». Было бы неплохо возобновить эти соревнования. Но их надо финансировать. Если в бюджете Украины найдутся средства, мы проведем этот турнир. В организационном плане проблем у нас нет.
- Много говорится о целевой комплексной программе развития шахмат, по примеру той, которая существовала в футболе и сущестсвует сейчас в хоккее…
- Программу стоит подготовить, но она должна быть обеспечена бюджетными средствами. На круглом столе мы подали минимальные расчеты, чтобы шахматы не пришли в упадок (эта сумма составляет 2 миллиона 243 тысячи гривен – Прим. авт.). Но для развития необходимы более серьезные вливания. Программу создать не сложно. Но мы должны понимать, будет ли она финансироваться. Если невозможно выделить деньги на реализацию программы из государственного бюджета полноценно, то давайте будем искать спонсоров, частично финансирование на себя возьмет федерация, частично – бюджет.
- Получается, что пока нет государственного финансирования, ведущие спортсмены поверили лично вам?
- Это у них надо спрашивать. Мы доверяем друг другу. Федерация выполняет свои обязательства перед спортсменами, и это лучший показатель. Тут целый комплекс, и материально, и морально мы делаем все, что можем. Шахматисты понимают, что если что-то не получается, то мы действительно не можем этого сделать. Я не даю пустых обещаний, а честно рассказываю, каковы наши возможности и почему. Когда спортсмены понимают, что обещания выполняются на 100 процентов, то, наверное, какое-то уважение присутствует.
- Финансирование – это одно. Но Руслан Пономарев недавно сказал, что его не очень удовлетворило то, как назначали тренера сборной. Дескать, со спортсменами по этому вопросу никто не советовался...
- С шахматистами мы советовались. На пост тренера сборной мы рассматривали три кандидатуры. Для этого была создана комиссия в составе с членов исполкома федерации. В эту комиссию входило три человека. Кстати, за состав комиссии голосовал и Пономарев. Комиссия единогласно поддержала Александра Сулипу и вынесла эту кандидату на рассмотрение исполкома. Исполком разделился, но большинством голосов позицию комиссии поддержали. Я не такой большой специалист, чтобы вмешиваться в работу комиссии. Там были специалисты, которые работают в шахматах десятки лет. Они приняли такое решение, и я как президент федерации его поддержал. Если бы комиссия проголосовала за другую кандидатуру - отреагировал бы точно так же.
Сейчас меня работа тренера устраивает. Возможно, мнение Пономарева тоже поменялось. На чемпионате мира мы заняли третье место. Считаю, это неплохо. Основным турниром для нас будет Олимпиада-2012. Буду очень рады, если выиграем грядущий чемпионат Европы, тем более, что обе сборные – мужская и женская – выступят в сильнейших составах. Но, повторюсь, главная цель – Олимпиада в Стамбуле. После чемпионата Европы буду разговаривать со спортсменами, чтобы они учитывали Олимпиаду при составлении личного календаря, чтобы у них оставалось время на подготовку.
- Были ли попытка и желание удержать в Украине на посту главного тренера Владимира Тукмакова, с которым наша команда выиграла две Олимпиады?
- Это был его выбор, не хочу комментировать этот вопрос. Тукмаков свою версию происходящего высказал на одном из российских шахматных сайтов. Он взрослый человек, должен отвечать за свои слова. Я не хочу вмешиваться в эту ситуацию, оправдываться. Причастные к шахматам люди знают правду. В любом случае идут процессы смены шахматистов, тренеров, членов федерации... Я тоже когда-то оставлю свой пост и вместо меня придет кто-то новый. Это нормально. Здесь нет ничего такого, вокруг чего нужно создавать громкий скандал.
Для меня главным заданием было не создать скандальную атмосферу. Если Тукмаков захотел уйти, написал заявление, то у нас оставался месяц для подготовки заявки на чемпионат мира и, соответственно, еще меньше времени на назначение нового тренера. Заявление пришло в четверг, а заседание исполкома было назначено на субботу, за две недели до этого. Естественно, все члены исполкома решили, что не нужно тормозить процесс, нужно оглашать конкурс на нового тренера.
- Если Тукмаков захочет вернуться, вы готовы садится с ним за стол переговоров?
- Скажу откровенно, что не готов к этому и за стол переговоров садиться не буду. Хотя Тукмаков хороший специалист и я ему желаю успехов в работе сборной Азербайджана. Тем более, что это – непростая сборная. Командой опекаются высшие чины Азербайджана, а это всегда вызывает определенные деликатные моменты. Каждое явление имеет две стороны. Если опекаются на высшем уровне, это неплохо для материального обеспечения, но существует определенное давление на тренеров и игроков. Я искренне желаю Владимиру Борисовичу пройти этот путь на наивысшем уровне.
- В украинско-азербайджанских спортивных отношениях существует тенденция, согласно которой наши лучшие спортсмены – волейболисты, борцы, гребцы, представители хоккея на траве – меняют гражданство на азербайджанское. Не боитесь, что с приходом нашего украинского тренера подобные вещи могут произойти и в шахматах?
- Надеюсь, что нет. Сейчас нет таких тенденций, чтобы наши лучшие шахматисты пытались поменять гражданство. Чувствуются позитивные изменения. Надеюсь, спортсмены тоже их чувствуют. Изменения эти медленные, не такие стремительные, как хотелось бы, но я им честно сказал полтора года назад, что изменения будут постепенными. Потихоньку, но мы будем двигаться вверх. У нас нет возможностей, чтобы развиваться стремительнее. Если возможности будут появляться – будем ускорять ход.
- Летом в Киеве был проведен юбилейный, 80-й чемпионат Украины, несомненно, сильнейший по составу участников и лучший в организационном плане за всю историю проведения этого турнира. Такой уровень будет поддерживаться и в следующие годы?
- Я бы хотел в следующем году провести чемпионат с аналогичным размахом. Но есть две проблемы. Первая – Евро-2012. Июнь – лучший месяц с точки зрения их календаря, но из-за футбольного первенства континента проведение каких-то других соревнований в это время в Украине нецелесообразно. Вторая проблема – шахматная Олимпиада в Стамбуле. Она растянется с августа до средины сентября. Получается, до Олимпиады проведение чемпионата Украины невозможно. После Олимпиады? Все зависит от того, каков будет календарный план наших ведущих шахматистов. На это время запланированы некоторые престижные турниры, кроме того люди будут истощенные после Олимпиады.
Сейчас мы в поиске оптимальных вариантов. Я сказал шахматистам, что уровень обеспечения будет не хуже, чем в 2011-м. Насколько мне известно, наш ведущий гроссмейстер Василий Иванчук в одном из интервью уже дал согласие на участие в чемпионате страны-2012. И Руслан Пономарев сказал, что будет участвовать, если все будет нормально. Иными словами, мы способны выйти на еще более высокий уровень. Но главный вопрос – согласование календаря.
- Существуют ли какие-то позитивные сдвиги относительно проведения на территории Украины элитных международных турниров?
- Пока у федерации нет возможности проводить международные турниры. На хороший турнир высокого уровня, как London Chess Classic, нужно 300-500 тысяч долларов. Это если мы хотим задействовать спортсменов наивысшего уровня. Если говорить о более дешевых турнирах, например, о чемпионате Европы среди женщин, то он обходится в сумму 200-250 тысяч долларов. Федерация пока не может гарантировать и оплатить такую сумму. Если мы найдем спонсоров или что-то в этом направлении сделает государство, то турнир проведем без проблем.
- В последнее время в Украине довольно часто бывал президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов. Судя по всему, вы легко нашли с ним общий язык. И это при том, что на предыдущих президентских выборах вы поддерживали оппонента Илюмжинова – Анатолия Карпова…
- Я всегда разделяю деловые отношения с благосклонностью к той или иной позиции. Потому у меня никогда не было личной вражды к Илюмжинову или к тем, кто вместе с ним находится в руководстве ФИДЕ. Кирсан Николаевич это понял. Сначала не понимал, но когда мы лично переговорили, и он дважды приезжал в Киев, то все стало на свои места. Поддерживать кого-то на тех или иных выборах – это нормально, это признак демократичности. Другое дело, что я раскритиковал те выборы в Ханты-Мансийске - и не отказываюсь ни от единого слова. Но нам нужно сотрудничать, и мы работаем. У нас в самом деле прекрасные отношения.
- Такое впечатление, что частые приезды Илюмжинова особенно на отношение руководства Украины к шахматам не повлияли…
- К сожалению, вынужден с вами согласиться. Просьба Кирсана Николаевича встретиться с министром образования Дмитрием Табачником осталась без ответа. Вместе с тем, Илюмжинов встречался с председателем Государственной службы молодежи и спорта Равилем Сафиуллиным, с президентом национального олимпийского комитета Сергеем Бубкой и другими людьми. Также замечу, что президент ФИДЕ приезжал сюда не только, чтобы встретиться с властьимущими, но и для того, чтобы отдать дань уважения нашей федерации, тем достижениям, которые имеют украинские шахматисты. Ему хотелось наладить рабочие отношения так же, как и мне. Эти отношения были налажены, но сдвигов в отношении к шахматам в Украине после его визитов не произошло. Шахматы находятся на периферии внимания, в том числе – со стороны государства.
- В вашей жизни шахматы стали приоритетом давно?
- Я не профессиональным игроком, скорее - плохеньким игроком-любителем. Играл с шести лет, отец научил. Даже чемпионом района был, когда учился в шестом или седьмом классе. Но с того времени в шахматы играл редко. Это не тот вид спорта, который всегда был со мной... Просто ситуация сложилась так, что друзья предложили мне найти спонсоров для чемпионатов Украины. Мы их нашли, провели чемпионат... Затем, поскольку Петров шел в отставку, мне предложили возглавить шахматную федерацию. Я колебался несколько месяцев. Пошел в штаб-квартиру федерации, посмотрел на те руины. Мне просто стало жаль. Я понял - что-то нужно делать. Тогда согласился. Не ради выгоды. Хотя поныне кто-то просчитывает, для чего я это сделал. Признаюсь, если сейчас кто-то захочет меня заменить, я только пожму руку этому человеку.
- Но раз вы включились в глобальную борьбу на международном шахматном уровне, значит, так просто покинуть свое увлечение не можете...
- Предложение от Карпова и Каспарова мне пришло уже после того, как я стал президентом украинской федерации. Они предложили войти в их команду. Я тогда еще не сильно разбирался в международных шахматных интригах, но мне было интересно. Тем более, что речь шла о сотрудничестве с такими выдающимися людьми. Понимаете, через месяц я уже понимал, что победит тот, кто победил. Но я никогда не бросаю дело на полпути, потому в этом развитии мы дошли до конца. Это был урок на всю жизнь, то, что запоминается.
- Вы – человек небедный и, если не ошибаюсь, любите футбол. Почему тогда занялись шахматами, а не отдали дань моде и не взяли какой-то футбольный клуб?
- Во-первых, футбол намного дороже. Во-вторых, шахматы – это тихое интеллектуальное развитие. Футбол более яркий, более экстраверсионный, зрелищный. Напряжение шахмат – внутреннее. Чтобы почувствовать это напряжение, нужно побывать на крупных международных турнирах, понаблюдать за партиями при полной тишине в зале. Поначалу у меня было жуткое ощущение. Во время Олимпиаде сидят сотни людей, которые тихо переживают такие стрессы, такие моменты в своей жизни, творчестве, интеллектуальном развитии, что это нужно называть внутренним зрелищем. Мне очень нравится созерцать эмоции, которые не выходят на поверхность, как в футболе – криками, жестами, другими вещами.Мое мнение – эти внутренние эмоции в каждом человеке есть более искренними.
|
|
| |