gesl | Дата: Вторник, 04.10.2011, 19:48 | Сообщение # 1 |
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 320
Статус: Оффлайн
| « ПРИДУМЫВАЛ ЗАДАЧУ ДО РАССВЕТА … »
Шахматные образы иногда в явной, а чаще в скрытой форме присутствуют во многих произведениях одного из крупнейших литераторов ХХ века - Владимира Набокова.
Любовь к шахматам писатель пронес через всю большую и непростую жизнь. В детские и юношеские годы он с удовольствием играл с отцом, с товарищами по Тенишевскому училищу .Однокласник Набокова Олег Волков (тоже ставший писателем) вспоминал : “ И в теннис нас всех обыгрывал, и в шахматы. За что бы ни брался ,поражал всех своей талантливостью.”А ведь среди соучеников Набокова было немало петербуржцев, впоследствии прославивших свою “альма матер”,назовём двоих: поэт Осип Мандельштам и физиолог Евгений Крепс. И, в дальнейшем Набоков не забывал любимую игру,сражаясь за доской и дома ,и у друзей, и даже 15 апреля 1919 года на палубе греческого судёнышка, увозившего его от родных берегов в эмиграцию, как оказалось навсегда. Он был в числе участников сеанса одновременной игры, который проводил в одном из берлинских кафе реформатор шахмат Арок Нимцович, сражался в сеансах и против самого чемпиона мира Александра Алехина. Счастливая Вселенная набоковского детства, без труда узнаваемая в большинстве его произведений, была до краев заполнена самыми разнообразными занятиями и увлечениями: стихи и бабочки, иностранные языки и живопись, теннис и бокс … И все же шахматам суждено было сыграть особую роль и в судьбе Набокова, и в судьбах его героев. В 1970 году в США вышел сборник «Poems and Problems ». Рядом с привычными для поэтического сборника рифмованными столбцами наш взгляд неожиданно наткнется на, казалось бы, по ошибке попавшие сюда черно-белые клетчатые диаграммы. Читателей, знакомых с творческим диапазоном Набокова, такое соседство не удивит. Ещё в 20-е годы в Берлине Владимир Владимирович начал составлять задачи для шахматных разделов газет. Причем, если практической игре он уделял больше внимания в молодости, то возвышенный интерес к созданию композиций сохранил до последних дней своей жизни. Характеризуя в какой-то мере свой собственный прототип – героя « Дара » - Федора Годунова-Чердынцева, он писал: « Не только отменно разбираясь в задачах, но будучи в высшей мере одарен способностью к их составлению, он в этом находил и отдых от литературного труда и таинственные уроки. Как литератору эти упражнения не проходили ему даром ». Таким образом, Набоков считал составление задач не только формой своеобразного интеллектуального развлечения, но и занятием, полезным для развития творческой фантазии. Что же привлекало мастера слова именно в шахматной композиции? Ответим вновь цитатой из “Дара”: “ Для него составление задачи отличалось от игры приблизительно так, как выверенный сонет отличается от полемики публицистов” Впервые в мировой литературе Набоков дал описание творческого акта создания шахматной задачи: « Начиналось с того, что вдали от доски ( как в другой области – вдали от бумаги) вдруг от внутреннего толчка, неотличимого от вдохновения поэтического, ему является диковинный способ осуществления той или иной задачной идеи … или идеи вовсе новой ». В своих воспоминаниях об отце сын писателя Дмитрий Владимирович подчеркивал: « Он часто придумывал эти миниатюры в уме, без всякой доски, говоря, что она только сковывает фантазию. Хотя это не очень удивляет, зная, какие цирковые фокусы он проделывал, когда мгновенно подсчитывал без бумаги сумасшедшие числа или составляя в уме крестословицы ». Писатель постоянно подчеркивал эмоциональную связь литературного творчества и композиции. Более того, он стремился чисто шахматными средствами передать чувства, более привычной сферой выражения которых , является лирическая поэзия.
Я не писал законного сонета, Хоть в тополях не спали соловьи, Но, трогая то пешки, то ладьи. Придумывал задачу до рассвета.
И заключил в узор ее ответа Всю нашу ночь, все возгласы твои, И тень ветвей, и яркие струи Текучих звезд, и мастерство поэта …
Эти восемь строчек из удивительного « шахматного » сонета Набокова сблизили древнюю игру с высокими жанрами искусства больше, чем самая замечательная шахматная партия. Литературные произведения писателя плотно населены шахматными образами. Достаточно упомянуть знаменитый роман « Защита Лужина », посвященный драматической судьбе шахматного маэстро. Набоков говорил, что этот роман, в сущности,- подробное описание одной шахматной партии и его даже можно попытаться расшифровать. Загадочный почерк Набокова – шахматиста и Набокова – писателя удивительно схож. « Всякий творец – заговорщик ; и все фигуры на доске, разыгрывая в лицах его мысль, стояли тут конспираторами и колдунами. Только в последний миг ослепительно вскрывалась их тайна ». Будущим поколениям читателей предстоит разгадать ещё не мало тайн, скрытых в произведениях великого мастера.
Геннадий Несис, доктор педагогических наук, профессор.
|
|
| |