Как сообщают СМИ ФРГ, спецслужбы Германии проверяют информацию о смерти немецкого исламиста Эрика Брайнингера, неоднократно призывавшего немецких мусульман к «священной войне» на территории ФРГ. Он принадлежал к террористической группировке «Союз исламского джихада». По проверяемой информации, он, вероятно, был в пятницу, 30 апреля с.г. убит в перестрелке с пакистанскими солдатами в регионе Вазиристан на севере Пакистана. Об этом 3 мая сообщили различные информационные агентства со ссылкой на федеральное ведомство по уголовным делам (BKA) в Карлсруэ. Между тем, по словам представителя BKA, его ведомство не в состоянии стопроцентно подтвердить информацию о гибели Э.Брайнингера, появившуюся на интернет-сайте исламистов группы Taifatul Mansura.
Уроженец Саарланда 22-летний Эрик Брайнингер, после перехода в
ислам называвший себя Абдул Гаффаром (кличка «Немец»), прошел подготовку
в одном из лагерей террористов в районе пакистано-афганской границы.
«Союз исламского джихада» неоднократно размещал в интернете обращения
Брайнингера к немецким мусульманам, в которых он призывал «братьев по
вере» к «священной войне» и угрожал Германии терактами. В апреле 2008
года на Брайнингера в ФРГ завели уголовное дело, был выписан
международный ордер на его арест, фотографии исламиста с подписью
«разыскивается» были распространены на контрольно-пропускных пунктах во
всех немецких аэропортах. Интернет-сайт исламистов при этом
распространял информацию о передвижении Эрика в сторону Европы
неприметными сельскими дорогами, из Афганистана через Иран и Турцию к
Германии.
Все это время, судя по всему, Эрик Брайнингер, зная о том, что
пограничники многих стран предупреждены о его появлении, не планировал
путешествие на родину, а находился в районе афгано-пакистанских границ.
Как уточняет веб-сайт исламистов, в перестрелке с пакистанскими
солдатами близ города Мир Али вместе с Эриком был убит прибывший, как и
Брайнингер, из ФРГ, а именно из нижнесаксонского Зальцгиттера 32-летний
турецкий экстремист Ахмет М. (кличка Selehuddin Turki), пресс-секретарь
интернет-сайта «Союза исламского джихада».
Активисты названной террористической группы опубликовали сообщение в
форме исламистского некролога, в котором, в частности, говорится:
«Представители Taifatul Mansura в Германии поздравляют с жертвами
немецкого происхождения, случившиеся 30 апреля. Сегодня из оперативного
сообщения мы узнали, что участники джихада из Германии Селехуддин Турки и
Абдул Гафар пали». Поздравление направлено по случаю, как и было
обещано заранее всем, кто готов умереть смертью мучеников, прямого
попадания в объятья гурий-девственниц, число которых, по разным данным,
колеблется от 62 до 99. Теперь, судя по специфике встречающих,
новоприбывшим надо будет вооружиться мужеством и терпением иного рода,
отмечают немецкие СМИ.
Представляя Эрика Брайнингера, они отмечают, что он известен в
Германии как самый разыскиваемый террорист. Имел контакты с членами так
называемой «зауэрландской ячейки» - четверкой неудавшихся террористов,
осужденных в начале марта 2010 г. на сроки от 5 до 12 лет лишения
свободы. Напомним: она планировала осенью 2007 г. жестокую атаку на ряд
объектов ФРГ, протестуя таким образом против немецкого военного
присутствия в Афганистане. Парни готовились стать мучениками по примеру
первого террориста-смертника из ФРГ баварца Кюнета Кифтчи (Cueneyt
Ciftci), погибшего в марте 2008 года в результате нападения на
военнослужащих США в Афганистане. Эрик впервые попал в Пакистан в 2007
году, был в тренировочном лагере, где прошел обучение у инструкторов
«Союза исламского джихада». Позднее неоднократно выступал с
видеообращениями подстекательского характера. В последний раз призывал
немецких мусульман присоединиться к «священной войне» в середине апреля
с.г. О его немецкой жизни известно, что он – фанатик футбола, хип-хопа.
Учился на продавца промышленных изделий, однако, когда в январе 2007
года перешел в ислам, посчитал это занятие утомительным и неинтересным.
Любопытна биография другого погибшего под городом Мир Али. Ахмет
М., встретившись с Эриком, считался к этому моменту бывалым человеком:
он был депортирован в апреле 2000 года после тюремного заключения в
Турции. Немецкие органы безопасности считают, что Ахмед М. был главным
пропагандистом «Союза исламского джихада» в Вазиристане. В 2009 году он
основал свой собственный отдел информации, где занимался производством
видеопродукции, ориентированной на немецкоязычного зрителя.
Эрик Брейнингер - четвертый джихадист из Германии, который убит в
районе пакистано-афганской границы убиты. Первым был Саадулла Каплан,
также связанный с «зауэрландской ячейкой», погибший в перестрелке осенью
2007 года. Потом был упомянутый Кюнет Кифтчи. Следом погиб осенью 2009
года Джавад С. из Бонна, который несколько лет назад присоединился к
«Исламскому движению Узбекистана».
В сообщении Taifatul Mansura говорится также: «Мы, кто ответственен
за регион, считаем весьма важным, что джихад находит все больше
приверженцев в Европе, главным образом в Германии». Комментируя это
заявление, спецслужбы ФРГ подтверждают тенденцию участившихся поездок
граждан ФРГ в район афгано-пакистанского приграничья для обучения
диверсионным методам работы.
Подобное желание появляется под чьим-то конкретным влиянием.
Спецслужбы в настоящее время заняты исследованием в этой деликатной
сфере. Из материалов следствия по делу «зауэрландской ячейки»
выясняется, что существует отчетливый ближневосточный след. Человек,
спровоцировавший деятельность «четверки», - прибывший в 2000 году на
жительство в Новый Ульм египетский врач Яхьи Юсиф (Yehia Yousif). Он
рассказал молодым исламистам о «священной войне», разворачиваемой в
Германии. Впоследствии осужденные Фриц Геловиц (руководитель ячейки) и
компания внимали рассказам харизматичного пророка, который «промывал им
мозги», как и остальным 40-50 членам группы, указали немецкие СМИ.
Прежде египетский врач «практиковал» в Баварии, однако как только
эксперты земельного МВД внимательно ознакомились с деталями «практики» и
запретили ее в стенах мечети, Яхьи Юсиф переключился на объединение
Multi-Kultur-Haus Ulm e.V. Однако когда и там узнали, на борьбу с какими
заболеваниями настраивает профессиональный медик, мультикультурный дом
тоже был запрещен. Он стал главным идеологом сети, в том числе и
названной ячейки, в конспиративных условиях. Этот проповедник формировал
террористическую сеть, как минимум, с 1996 по 2002 годы, отмечает
Stuttgarter Zeitung. Как только «четверка» была схвачена, Яхьи Юсиф
исчез.
«Союз исламского джихада» - милитаристская подпольная организация с
узбекскими корнями (немецкие эксперты полагают, что она была
создана при поддержке «Исламского движения Узбекистана») – попала в поле
зрения спецслужб ФРГ с 2001 года, то есть с начала своей деятельности.
Связана с сетью «Аль-Каиды». Ближайшая цель – добиться закрытия важного
транспортного пункта бундесвера и НАТО в Термезе, чтобы остановить
воздушную переброску живой силы и техники на север Афганистана. Для
достижения цели «зауэрландская ячейка», трое в которой прошли обучение в
лагере террористов в Пакистане, планировала осуществить серию терактов
на территории ФРГ. К моменту ареста (4 сентября 2007) террористы
заготовили в летнем домике в деревне Медебах-Обершледорн в регионе
Зауэрланд на западе Германии электродетали, паяльники, кастрюли из
нержавеющей стали, часы, а также 33,5 килограмма пшеничной муки и
несколько сотен литров раствора перекиси водорода.
Особая роль выпала на долю двух террористов-немцев, принявших
ислам, которых представители спецслужб называют «доморощенными» (home
grown). Родившиеся и выросшие в ФРГ, обладатели немецкого гражданства и
паспорта, свободно владеющие немецким, они могли, не вызывая подозрений,
обследовать ряд, предназначенных для атак объектов, среди которых база
ВВС США в Раммштайне, аэропорт Франкфурта-на-Майне, а также активно
посещаемые военнослужащими США кафе, рестораны, дискотеки.
К «доморощенным» мы еще вернемся. Пока же отметим: мотивация
действий джихадистов различна. Важную роль в обосновании своей
деятельности эти группы отводят страданиям мусульман, которые
воспринимаются джихадистами как результат деятельности западных
государств. Это касается как ситуации в Ираке, Афганистане. Пакистане,
так и конфликта между Израилем и палестинцами.
Участвуя в работе симпозиума федерального разведывательного
управления (Берлин, 23 октября 2008), директор Немецкого института
международной политики и безопасности Фолькер Пертес (Volker Perthes)
выступил с докладом «Глобальный джихад: в фокусе – Европа». В нем
профессор указал на ряд актуальных особенностей. Он отметил, в
частности, что глобальный джихад не сосредоточен в Старом Свете: почти
90 процентов нападений исламских террористов приходятся на Пакистан,
Афганистан, Ирак и другие арабские и мусульманских страны, и большинство
жертв составляют сами мусульмане. Действия в Европе представляют
«только небольшую часть глобального джихада, но мы сможем покончить с
этим»: хотя риск терактов в Европе реален, но снижается благодаря
действию спецслужб. Ф.Пертес указал также, что противостояние Европы и
исламского мира не следует рассматривать, как конфликт цивилизаций. Джихадисты
представляют собой тип реакционных утопистов, которые считают себя в
вечном и непрекращающемся бою с миром, независимо от того, с каким в
конфессиональном смысле обществом они имеют дело.
С профессором можно было бы согласиться, если бы не факты 30-летней
давности. Происхождение джихада многие немецкие эксперты связывают с
советским вторжением в Афганистан в 1979 году. Сопротивление Советской
армии был сформировано (1979-1989) в соответствии с религиозным
признаком. Тренировочные лагеря были подготовлены для добровольцев,
готовым к борьбе против «неверных», каковыми воспринимались
военнослужащие СССР. После выхода советских войск из Афганистана эти
базы продолжили работу. Они стали основой для подготовки террористов:
афганцы, наработавшие в ходе продолжительного военного конфликта боевой
опыт в сложных рельефных условиях и при больших перепадах температур,
были позднее использованы в других странах Востока и Запада. В основе
ненависти лежали все те же идеи уничтожения «неверных».
С 2001 года профиль исламистского террора изменился. Качественные
перемены – в контингенте. Угрозу безопасности Германии представляют не
только прибывшие из-за рубежа, отмечают эксперты ФРГ. После нападений в
Мадриде в марте 2004 года и в Лондоне в июле 2005 года стало ясно, что
исламистский террор стал независим от внешнего контингента. В Мадриде к
терактам оказались причастны граждане страны - выходцы из Северной
Африки, которые давно жили в Испании, а некоторые имели уголовное
прошлое. В числе террористов в Лондоне были граждане страны
пакистанского происхождения, жившие в Великобритании во втором и третьем
поколениях. Кинематографист из Нидерландов Тео ван Гог был убит в 2004
году также исламистом, который вырос с этой стране. В Европе создана
сеть «доморощенного» джихада, который коснулся и Германии. Выросло
молодое поколение террористов, хорошо знакомых с западными ценностями,
традициями и привычками европейцев. Им не надо встраиваться в общество,
знакомое им зачастую с рождения. Это или немцы, или выросшие рядом с
ними дети из семей иммигрантов, прибывших из мусульманских стран.
Все они исповедуют ислам. Первыми признаками меняющего отношения к
реальности становится критика «западного» образа жизни, нетерпимое
отношение к родителям, которые пытаются интегрироваться, к роли женщины в
семье. Поскольку многие молодые люди родились в Германии, где арабский
язык не преподается, начальным шагом к джихаду считается изучение Корана
в подлиннике, которое возможно за рубежом. Вдали от семьи, где
недостаточен или вовсе отсутствует родительский контроль, изучающие
Коран постепенно приобщаются к пропагандистской деятельности, в том
числе к идеологическому обоснованию нападений на мирных жителей
Германии.
Чтобы приучить новообращенных к жестоким условиям войны «с
неверными», в пакистанских лагерях их обрабатывают видеопродукцией:
фотографиями и роликами о том, как совершаются нападения, бомбовые
удары, акты самоподрыва. Чаще всего используется продукция иракской
медиагруппы al-Furqan. Особо детально, в виде инструкций, видеофильмы
показывают акты насилия - нападения на военнослужащих стран Запада и
казни над ними. Таким образом последовательно создается впечатление, что
цели джихадистов как в странах Ближнего Востока, так и в Германии
благородны, что каждый успех террористической акции – еще один ущерб
противнику, что только так, постоянно нанося ему вред, можно прийти к
окончательной победе, которая является лишь вопросом времени. Вместе с
иракской фирмой в поставках продукции джихадистам, в том числе и на
территории Германии, участвуют Jund Allah из Северной Африки, al-Andalus
и ориентированная на тюркоязычную публику Taifatul Mansura. Они
используются как инструмент психологической войны по отношению к
кандидатам в «мученики». Просматривая акты насилия, зритель теряет веру в
страну, которая его вырастила, и уважение к ее властям, проникается
ненавистью к жертвам.
Термин «джихадисты» (они же исламистские террористы, они же
моджахеды) является общим понятием, которым суммируются различные
организованные группы, подчеркивают немецкие эксперты. В 2009 году был, в
частности, за членство в «Аль-Каиде» осужден на 8 лет тюремного
заключения гражданин Германии пакистанского происхождения М.С. Еще один
«аль-каидовец» гражданин Германии, также пакистанец по рождению Халих
Шейх Мухаммед, был в феврале 2009 года осужден на 18 лет как организатор
происшедшего в земле Северный Рейн-Вестфалия убийства. Эти и другие
факты причастности джихадистов к усилению криминогенной обстановки
показывают, что Германия не всегда рассматривается террористами в
качестве исключительно места отдыха, убежища или для обновления
материально-технической базы террористической сети.
Это лишь то, что касается «Аль-Каиды». Всего таких группировок
около дюжины. Имеющие разную степень ориентации, они, тем не менее, все
без исключения видят себя в качестве борцов за ислам. Само название
«джихад», как известно, многозначно. Он касается и духовного
совершенства, и любые усилия, предпринимаемые во имя Аллаха, и борьбу с
несправедливостью. В наши дни радикальные исламисты совершенство, усилия
и борьбу воспринимают как вооруженное сопротивление всем врагам
мусульман, напоминают специалисты федерального ведомства по охране
конституции.
Джихадистысоздали в Германии инфраструктуру, в рамках которой, в числе прочего,
налажено производство поддельных документов, продажа мобильных
телефонов, сбор пожертвований на якобы благотворительные цели.
Сочувствующие джихаду и его сторонники – в основном, студенческая и
другая учащаяся молодежь. Чаще всего в качестве повода для разговора
используются актуальные события, связанные с Ближним Востоком, о которых
намеренно заводится речь в ходе и после пятничных молитв в мечети. Опыт
активистов джихада показывает: в данной ситуации эффективней всего
воспринимаются идеи исламистского насилия. Предварительно обстановку
«подогревает» проповедь имама, связанную с одобрением терактов и других
проявлений экстремизма. Однако это происходит, как правило, тогда, когда
имам хорошо знает аудиторию; многие представители духовенства избегают
джихадистских включений в публичные выступления.
Когда ответственные за рекрутирование убедятся в том, что их
подопечные достаточно тверды в вере и уже определили для себя, какого
рода деятельность им может предстоять, они приступают к следующему этапу
– рассказу о том, что надо углублять религиозное образование, совмещая
его с обучением в тренировочном лагере. В ходе этой работы молодые
мусульмане постепенно нацеливаются на по боевую подготовку, которая
привлекает тем, что, во-первых, проходит за рубежом (можно повидать
мир), во-вторых, освоить оружие, к которому в мирной жизни, как правило,
нет доступа, чтобы «стать, наконец, настоящим мужчиной».
Иные из «настоящих мужчин» становятся широко известны.
Беккай Харраш (Bekkay Harrach), 32 года,
боевые клички: «Абу-Талха», «Немецкий гость». Житель Бонна марокканского
происхождения. Владеет немецким, французским, арабским. Выпускник
академии короля Фахда в Бонне. Обращается с видеопосланиями с призывами к
войне с «неверными» облаченным в костюм, рубашку, галстук, с открытым
лицом. Так он выглядел на экране монитора в сентябре 2009 года.
Находится в районе афгано-пакистанской границы с женой-немкой Элизабет,
принявшей ислам, и маленьким сыном. Направление видеопосланий – вывод
бундесвера из Афганистана.
Мунир Шука (Mounir Chouka), 27 лет, боевая
кличка «Абу-Адам». Марокканец из Бонна. Ходил в детский сад при
католической церкви. Учился на курсах в федеральном статическом
ведомстве. Первое паломничество в Мекку осуществил в 2005 году. С 2008
года в Пакистане.
Ян Шнайдер (Jan Schneider), 27 лет,
боевая кличка «Хамза». Бывший житель Казахстана. Вырос в Саарланде. В
2004 году выезжал в Саудовскую Аравию, затем перебрался в Пакистан.
Автор видеопосланий. Одно из них содержит угрозу: «Моджахеды уже в пути,
скоро они вас уничтожат».
Подобные послания жителям Германии – красноречивые свидетельства
«духовного наполнения» джихадистов. Они не скрывают ненависти ко всему
немусульманскому миру – к Израилю, США, их западным союзникам. Они
обвиняют Запад в экономической отсталости многих стран Востока, создании
в них тотальной коррупции, в отсутствии доступа к образованию,
медицинскому обеспечению, чистой питьевой воде и природным ресурсам.
Данными обвинениями джихадисты оправдывают источники своего
финансирования - контрабанду оружия, алмазов, незаконный оборот
наркотиков, мошенничество с кредитными картами, другие финансовые аферы;
это все рассматривается ими как ответная мера на могущество Запада, на
его несправедливое отношение «к страдающему по его вине миру ислама».
Исламский экстремизм имеет свое количественное выражение. «В
настоящее время по всей Германии расследуется 350 дел с исламистской
подоплекой. Такого не было еще никогда», - заявил 26 апреля с. г. Йорг
Цирке, шеф федерального уголовного ведомства (BKA). По его словам, BKA
расследует в настоящее время 220 таких дел, почти половина из них
связана с нападениями на немецких солдат в Афганистане. Под наблюдением
находятся около 1100 человек, 127 из них являются потенциально опасными,
причем немалая доля среди них «доморощенных» джихадистов.
Исследуя причины происхождения «доморощенных», работники немецких спецслужб выявили ряд закономерностей.
Первая – ислам в Германии перестаёт быть религией мигрантов.
Ряды мусульман ежегодно пополняются десятками немцев, причем, они
немедленно становятся наиболее рьяными приверженцами новой для себя
конфессии. Напоминая изречение «Они большие католики, чем Папа Римский»,
сотрудники федерального разведывательного управления переиначивают его:
«Они большие мусульмане, чем пророк Мухаммед».
При этом позиционируют себя именно как немцы-мусульмане, как это
видно по перечню сегодняшних членов президиума Центрального совета
мусульман в Германии и других исламских структур. Коренные жители
намеренно сохраняют немецкие имена или фамилии, формируя причудливый
мусульмано-христианский набор: Айюб Аксель Келер, Мариам Бригитта Вайс,
Ибрагим Рюшофф, Фатима Гримм, Асия Келер. 80 лет назад сочетание было
еще более экзотическим: доктор Хамид Маркус. Так назвал себя известный
интеллектуал, писатель, который создал и редактировал в Берлине
Muslimische Revue – выходивший в 1920-30 гг. журнал. Остается только
догадываться, каким образом Хуго (настоящее имя доктора, данное его
родителями-евреями) был в 30-х гг., то есть в период правления нацистов,
президентом немецко-мусульманского общества в Берлине. Ислам является
религией, которая нацелена на воспитание праведников, писал доктор
Маркус, не подозревая о том, какие кровавые плоды принесут миру
джихадисты.
Вторая – причины, побуждающие немцев принимать ислам.
Они различны. Для женщин это чаще всего основанный на любви брак с
мусульманином. Сколько таковых женщин, точно не известно. Данные так
называемого исламского архива в Зойсте, земля Северный Рейн-Вестфалия,
вызывают сомнения экспертов. Моника Вольраб-Зар (Monika Wohlrab-Sahr),
профессор Лейпцигского университета, считает, что основные причины
перехода в ислам – накопившиеся индивидуальные или коллективные
проблемы, в том числе невнимание к личности или ее дискредитация,
сложности поиска своего места в обществе. Многими немцами мусульмане
воспринимаются как чужие, отмечает она, только одних это отпугивает, а
других, напротив, привлекает, как фрагмент экзотики в монотонной жизни.
Тот, кто доволен собой, не способен внезапно переменить веру и начать молиться в мечети. Однако тот, кто обрел опыт разочарования, вполне способен обратиться к исламу, как к новой возможности изменить жизнь в лучшую сторону. Никаких страданий Иисуса, который подставляет другую щеку для унижения, никаких споров о врожденной греховности, никаких вопросов о божественном содержании Троицы – четкая дисциплина мысли и обрядов, указывает она. В этой связи уместно упомянуть Амину Мослер (Amine Mosler). Она считает, что ее путь в ислам начался с сына. С его вопросов, на которые она, будучи не просто христианкой, а воспитанницей католического монастыря, не смогла дать вразумительных ответов. «К примеру, что такое Троица.
Я не могла ответить, почему существует три Бога, а не один.
Мусульмане верят в одного Творца, Аллаха». Со временем я поняла
банальность некоторых христианских обрядов и утверждений, отмечает она. И
нередко их абсурдность, как, к примеру, догмат о непогрешимости Папы,
который был оглашен на Первом Ватиканском соборе в 1870 году и привел к
расколу католической церкви.
Третья – настороженное отношение к мусульманам большей
части общества, особенно после 11 сентября 2001 года, формирует у ряда
молодых людей ощущение «запретного плода».
Поэтому ислам видится как конфессия, представители которой если не
гонимы, то чаще всего осуждаются немецким обществом. Попасть в ряды
отверженных – такова в данном случае мотивация. А желание навредить
обществу – не что иное, как попытка взорвать рутину, размеренный образ
жизни, лишенной романтизма и риска, в том числе и принесения жертв во
имя высоких целей. Таким образом, именно немцы становятся идеальными
объектами для идеологической обработки и рекрутирования. Напомним: еще в
2001 г. по приказу У. бен Ладена из стран Магриба были отправлены две
группы боевиков для совершения терактов в Германии и Великобритании.
Только случай предотвратил кровопролитие и позволил спецслужбам этих
двух стран обезвредить террористов. Тактика отправки, таким образом,
себя не оправдала, и тогда «Аль-Каида» решила для подготовки и
выполнения разовых операций задействовать местные мусульманские
диаспоры. Идеологически это вписывалось в концепцию Всемирного
исламского фронта борьбы против евреев и христиан, возглавляемого все
тем же У. бен Ладеном. Наличие в мусульманской диаспоре немцев только
придало джихадистам мобильности и уверенности в успехе.
Четвертая – создание нового образа.
По сути, это продолжение идеи разрушения рутинного существования.
Тюрбан, борода, просторные одежды, наличие оружия являются непременными
атрибутами мусульманина-экстремиста, живущего и действующего по жестким
законам шариата зачастую в спартанских условиях. Сознание того, что
обладатель этой, с точки зрения стороннего наблюдателя, бутафории –
террорист, который должен скрываться, действовать конспиративно,
пользоваться паролями, добавляет интерес. Прежде беззаботный обыватель
из тени выходит на сцену жизни и становится действующим актером,
которому, возможно, будут подражать. Так как подражают, к примеру,
Томасу Хамзе Фишеру, который чем быть убитым в Чечне (естественно, как и
положено герою) основал в Ульме Исламский информационный центр, под
крышей которого действовали экстремисты.
Пятая – героизация терроризма.
Она происходит тогда, когда экстремист, находясь в стране, где
мусульмане составляют меньшинство, выступает якобы на стороне зависимых и
угнетаемых. В этом смысле диверсии немцев в собственной стране
уподобляются, к примеру, деятельности шиитов на юге Ливана, что придает
особый смысл подрывной деятельности и внешне освобождает ее от статусов
«преступная», «антиконституционная». Профессор университета в Аусбурге,
автор книги «Радикализация в диаспоре: как исламисты на Западе
становятся террористами » Петер Вальдманн (Peter Waldmann) в этой связи
отмечает: перед радикальным исламистом стоит один вопрос - как я могу
заставить общество принимать меня всерьез? Решение проблемы признания
личности террорист видит в борьбе «за дело Аллаха».
Шестая – сохранение традиций.
Контакты между исламским миром и Германией, в ту пору империей,
датированы прибытием мусульманского посланника ко двору Карла Великого в
Аахене в 788 году, однако затруднительно называть их даже преддверием
мусульманства. Хотя миллионы мусульман живут в Германии столь
представительной диаспорой более полувека, следы исламского постоянного
пребывания здесь прослеживаются с XII века, сообщается на сайте Deutsche
Muslime. Фраза загадочная, ибо не приводится никаких подтверждений и
ссылок, к тому же указывается, что образ их жизни на территории
сегодняшней Германии «среди немецкого населения совершенно неизвестен».
Заметим: в принципе это неудивительно, поскольку немецкие историки
начинают исчисление мусульманской жизни в Германии с XVIII века.
Но времена и нравы меняются. «Германия была лучшей страной в Европе для распространения ислама», подчеркивается в исследовании доктора Назира Ахмада (Nasir Ahmad) «Берлинская мечеть и миссия движения Ahmadiyya по распространению ислама» (2006), где в том числе описывается технология по рекрутированию приверженцев ислама из числа коренных немцев, начиная с 20-х гг. прошлого века. Первая сотня немцев-мусульман была зарегистрирована в Берлине в 1932 году. По оценке федерального статистического управления, число немцев, принявших ислам, сегодня колеблется от 13 до 60 тысяч. Специалисты федерального МВД указывают другую цифру - 15-40 тысяч мусульман немецкого происхождения. Десятки из них в эти дни проходят курс молодого джихадиста в регионе афгано-пакистанского приграничья. Они готовятся стать бойцами в Гиндукуше и террористами в собственной стране.
Использованы данные федерального ведомства по охране конституции, Zeit online, Bild, Spiegel, Welt online и других немецких СМИ.
И. С. Берг, Институт Ближнего Востока, Mishmar.info