Между небом и землей
Самолет рейса Москва — Стамбул отрывается от земли и начинает набирать высоту. Я возвращаюсь в то место, где недавно была.
Тогда, в июле 1999 года, я вряд ли могла догадаться о том, что это возвращение случится так скоро и по такому трагичному поводу. Буквально через месяц, 17 августа 1999 года, в Турции случилось сильное землетрясение. Через некоторое время, когда спасатели сделали все возможное и стали разъезжаться по своим странам и домам, и следующим этапом помощи должна была стать психотерапия, решение было принято мгновенно – я туда еду. Люди нуждаются в моей помощи.
И вот, я вновь в Стамбуле. Однако нет присущей жителям этого города жизнерадостности. Многие потеряли близких и друзей, пережили сильный психологический шок, все в напряженном ожидании очередного толчка. Ощущается атмосфера близости смерти, люди говорят о своем страхе перед ней. Многих людей страх смерти заставляет жить в палатках и странных сооружениях, сделанных из картона и полиэтилена – я наблюдала это на протяжении всех двух месяцев, которые я там жила.
Мою клиентку зовут Демет, ей тридцать два года, работает бухгалтером в небольшой фирме. Во время землетрясения она успела выбежать на улицу с мужем и сыном до того, как ее дом начал рушиться. Она до сих пор не может забыть какой-то странный звук, напоминающий утробный вой, который во время землетрясения, казалось, шел прямо из-под земли. Сейчас они живут с мужем и сыном в офисе, который располагается в той части Стамбула, которая не пострадала от землетрясения. С того самого момента ее не покидал сильный страх — страх смерти. Она не знала, куда и к кому обратиться с этой проблемой и как с ней жить дальше, пока ее муж из случайного разговора с сослуживцем не узнал, что из Москвы приехал специалист по телесной психотерапии и танатотерапии, работающий со страхом смерти.
Страх смерти и работа с ним — это одна из тех областей, где я могу помочь не просто как психотерапевт, а именно как телесный психотерапевт и танатотерапевт.
Немного из истории телесной психотерапии
Основателем телесной психотерапии считают Вильгельма Райха, который проработал и развил положения психоанализа Зигмунда Фрейда. По его мнению, психологический и телесный, физический зажим – одно и то же. Поэтому своей задачей психотерапевта он видел помощь в раскрытии природного, биологического потенциала человека через расслабление хронических мышечных зажимов, появляющихся под влиянием стрессов, зажатых отрицательных эмоций, таких, как, например, гнев или страх, а также от нерешенных психологических проблем. Хроническое напряжение мышц, или, как он еще его называл, «мышечный панцирь», может привести к возникновению множества болезней, проявлению грубости, появлению насильственных физических или поведенческих стратегий.
Один из учеников Райха, Александр Лоуэн, продолжил исследование человеческой телесности, создав направление в телесной психотерапи — биоэнергетику. Биоэнергетика подчеркивает необходимость «заземления» сильных чувств. Многие понятия в биоэнергетике имеют одновременно и символический, и буквальный смысл. Например, сильные чувства могут так переполнять человека, что ему кажется, что они обладают огромной силой и вот-вот взорвут его на части. Наше тело, точнее, наше расслабленное тело, может стать тем «громоотводом», который способен «впитать» отрицательную энергию сильных чувств и, тем самым, с одной стороны, помочь человеку справиться с этими эмоциями, а с другой стороны – не бояться, не избегать сильных чувств.
Напряженное тело современного человека не справляется с «заземлением», а значит, и с ролью громоотвода, поэтому обычно для «заземления» человек использует другие средства — неумеренное потребление алкоголя или пищи ( тогда его больше «клонит к земле»). Поэтому биоэнергетическая работа часто концентрируется на ногах и тазе, чтобы установить лучшую, более укорененную связь с землей.
«Страх отнимает все силы…»
«Мне очень страшно, страх сковывает меня, я не могу уснуть ночью, а днем он отнимает все мысли, все силы…» Молодая красивая женщина с черными кругами вокруг глаз и очень бледным лицом смотрит на меня с надеждой. «…Где именно сковывает, покажите, пожалуйста…» « Мне трудно дышать, что-то застряло внутри…» «В каком именно месте застряло?» Очень сильные эмоции, которые к тому же человек долго сдерживал, скопились в определенном месте тела, и она теперь не может с ними справиться. Она боится их отпустить – ей кажется, что если она себя отпустит, то, вырвавшись наружу, эти эмоции разорвут ее, как бомба.
Я прошу женщину лечь на специальный коврик на полу и начинаю очень осторожно и медленно прикасаться к ее ступням. Это начало моей работы. То, что я сейчас делаю, на языке психотерапии называется «заземление». Своими действиями я оттягиваю отрицательную энергию, сжатую в верхней части туловища, где сконцентрированны эмоциии, вниз, ближе к земле, чтобы помочь женщине освободиться от тягостных для нее переживаний. Стараюсь сама еще больше расслабиться и настроиться на те волны, которыми «говорит» тело женщины.
В последнее время словосочетание «язык тела» перестает быть таким же непривычным, как прежде. В той или иной мере все мы умеем считывать и оценивать телесные знаки. Специалисты, работающие с телом, считают, что тело не умеет лгать, и опираются на телесную информацию как наиболее достоверную. Тело разоблачает притворство состоянием напряжения, которое оно создает. Никто не является хозяином своего тела полностью, и именно это обстоятельство используется при работе, например с детектором лжи.
Состояние женщины начинает меняться, само тело подсказывает, где и какое ему необходимо прикосновение. Скоро должна последовать фаза, когда отпущенные на свободу эмоции проявят себя криком, плачем, рыданиями. Это будет еще один шаг к освобождению, а дальше последуют приемы и техники для интеграции разума, души, и тела.
Страх смерти страшнее смерти
Страх смерти – самый существенный, все прочие, так или иначе, могут быть сведены к нему. Будь то боязнь темноты, страх изменений, страх одиночества, или, напротив, страх глубоких интимных отношений, как это не парадоксально звучит. А помните, как Алла Пугачева пела, что и «расставанье – маленькая смерть»? Значит, работая со страхом смерти, мы затрагиваем и все остальные страхи, с ним ним так или иначе связанные. Российским психологом Владимиром Баскаковым, живым классиком телесной психотерапии, разработана новая интересная и эффективная методика работы как с символическими, так и буквальными сторонами смерти – танатотерапия. Через глубочайшее (тотальное) расслабление можно не только помочь умирающим людям, реально облегчив их психические и телесные страдания и наполнив этот непростой отрезок их жизни смыслом, но и помочь человеку в обыденной жизни справиться со многими проблемами «символической смерти», к которым автор относит, например, сон, ( нарушения сна), ведь он во всех традициях считался младшим братом смерти, оргазм (на востоке его называют «маленькая смерть»), потерю контроля ( страх резких изменений, сумасшествия), любое окончание, переход ( развод, расставание, эмиграция, смена статуса, профессии, и пр.)
Женщина начинает рыдать, ее тело содрогается от избытка энергии, мой плотный контакт с ее стопами дает столь необходимое «заземление», это позволяет избыточной энергии, как молнии, уйти через мое тело в землю.
Все привыкли искать смысл жизни, задумываться о смысле смерти в нашей культуре не принято. А как бы вы ответили на вопрос о смысле смерти?
Мне, как телесному психотерапевту и танатотерапевту, важно показать своему клиенту, что любая ситуация, в которой он оказался, состоит не только из ужаса, бессмысленности, хаоса и беспомощности, но также наполнена глубоким смыслом и содержит в себе новые для человека возможности. Даже ситуация, связанная со смертью. Современный человек привык относиться к смерти только как безусловному злу. Ведь какой образ первым приходит в голову, когда мы пытаемся представить себе смерть? Вот именно. В нем уже нет ничего привлекательного. А ведь раньше, например, для древнего грека смерть представлялась прекрасным юношей, стоящим рядом с телом в момент расставания с бессмертной душой. Правой рукой юноша держит факел, упирающийся своим основанием в область сердца, а левой – жезл с венком, на котором сидит бабочка. То есть для человека той эпохи смерть была естественным, необходимым для последующих изменений процессом, завершающим эту жизнь.
Любое окончание есть сиволическая смерть чего-то прежнего. Не понимая этого, мы порой не можем разглядеть и принять чего-то нового, а значит, развиваться, жить настоящей, наполненной жизнью. Например, многим людям очень трудно завершить те отношения с партнером, в которых уже нет чувств и энергии для их продолжения, поэтому, избегая эту символическую смерть, человек нередко годами мучает себя и других и не может быть готовым к чему-то новому, животворному и радостному.
Женщина успокаивается и затихает. Ее лицо розовеет и разглаживается, черты становятся тоньше, мимические мышцы расслабляются. Она выглядит мягче и привлекательнее. Дыхание становится более глубоким, грудная клетка перестает быть неподвижной и зажатой, приподымается и опускается вместе с вдохом и выдохом.
Ваше тело – не будущий труп, а внешняя часть души
Мало кто знает, что контакт со смертью несет в себе огромный энергетический ресурс. Считается, что именно в момент смерти эта огромная энергия высвечивает всю жизнь человека и становятся понятными все «почему» и «зачем» его прожитой жизни. Поэтому люди, пережившие опыт клинической смерти и оставшиеся в живых, или каким-то иным образом соприкоснувшиеся со смертью, начинают строить жизнь как-то по-другому. Они начинают больше ценить жизнь и со всеми ее простыми радостями и непростыми трудностями, меньше беспокоясь по незначительным поводам. Они начинают понимать, каким бесценным даром они обладают каждую минуту. Этот дар — их тело. После сеансов танатотерапии можно получить этот бесценный психологический и духовный опыт в абсолютно безопасной ситуации.
Тело женщины становится еще более расслабленным, мягким и текучим. Кажется, что над ним не властны привычные физические законы. Глубоко расслабленное тело воспринимается как собранное, уравновешенное и сбалансированное.
Воспринимать тело как ценнейший подарок, — это дано не каждому. Люди цивилизованные склонны относиться к телу как к полезному, но бездушному инструменту, а люди, считающие себя высоко духовными, склонны снисходительно относиться к своему телу как будущему трупу. И пока лишь немногим удается осознать тело как внешнюю, выражаемую, плотную, но от того не менее тонкую часть нашей души, как ее в свое время определил основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг.
Я прошу женщину пошевелить пальцами рук и ног и вернуться в нормальное состояние. С этого момента ее тело «включено» в нашу дальнейшую работу и в обычную жизнь как полноправный участник.
Кто «ближе к земле»: турки или россияне?
Я работаю в Турции уже несколько недель, поэтому становятся все более заметными различия не только в культуре и психологии, но и в структуре, организации тела – русского и турецкого.
Турецкое тело кажется более заземленным, укорененным. В Турции, как и везде на Востоке, люди осознают и высоко ценят свои корни — семью, родственников и предков. Несмотря на современность и цивилизованность, в Турции сохранилось много традиционного, и эти проверенные веками традиции служат для ее жителей опорой. Даже во время еды на Востоке принято быть «ближе к земле», для чего в турецком доме или кафе вам могут предложить устроиться на полу, позаботившись о вашем комфорте с помощью подушек и подушечек.
Мои соотечественники, кажется, гораздо меньше заземлены, но при этом в них больше мечтательности, сердечности, возвышенности; они наделены огромным творческим и человеческим потенциалом, который особенно нуждается в заземлении и выходе. Может быть, потому многие люди в России кажутся как бы «подвешенными», слабо контактирующими с реальностью. Тема заземления важна и актуальна для цивилизованного мира вообще, но мне думается, что для России – в первую очередь.
Несколько дней спустя, во время очередной работы, когда клиентка уже погружена в особое состояние согласованности души и тела, которое психотерапевты называют трансом, пол под нами вдруг начинает качаться. Предметы, стоящие на полках подпрыгивают и готовы свалиться на пол. «Депрем!» Землетрясение! Мы обе все еще в расслабленном телесном состоянии, поэтому не успеваем испугаться.
Тело мобилизовано и действует четко и быстро, потому что разум за ним просто не успевает. Расслабленное тело, как и тело животного, в минуты опасности лучше знает, как ему правильно действовать, в отличие от напряженного, скованного рассудком. Мы спускаемся вниз с восьмого этажа по лестнице, а не на лифте. Внизу стоят люди, охваченные паникой. Их «потряхивает» – это активизированы сильные чувства, которые не удается заземлить. «Вам страшно? Что Вы чувствуете?» – спрашивает меня моя спутница. Я обращаюсь к своим ощущениям, и мое расслабленное тело говорит мне лишь, что я очень голодна.
Землетрясение, безусловно, буквально выбивает почву из-под ног любого человека. И это касается даже относительно более заземленных турецких граждан, они начинают чувствовать необходимость дополнительных опор для обретения уверенности в себе и в будущем, а это так важно. В чем же тогда нам искать эти опоры?
Эти опоры могут быть в других, более полновесных отношений человека с самим собой и окружающим миром. Это проявляется в особой степени собственной открытости окружающему миру, готовности постоянно изменяться и развиваться, в открытии себя для любви и все более глубоких отношений между мужчиной и женщиной. Именно любовь является той опорой и основанием, именно она дает человеку огромную свободу, энергетический ресурс и большую укорененность в жизни.
Тело – это мы сами
Мой самолет отрывается от земли аэропорта Стамбула и взмывает вверх. Я думаю о том, что подъем, отрыв от земли воспринимается человеком нашей культуры как более позитивное явление, чем, например, приземление. Мы даже говорим «Спуститься с небес на землю» как о чем-то негативном. Приземленность в русском языке ассоциирована с чем-то неразвитым, несовершенным.
А вместе с тем, по мнению исследователей, работающих с телом, мы все отчаянно нуждаемся именно в заземленности, почвенности. И самым основательным вариантом являются полновесные отношения с человеком противоположного пола. Мужчина может найти почву через женщину, а женщина через мужчину. И только когда эти две половинки встречаются, впадают в друг друга и сливаются, человек впервые чувствует себя укорененным. Индийский мудрец и философ Шри Раджниш считал, что именно в этот момент и возникает огромная радость бытия, чувство согласия и единения с миром.
Для этого необходимо в первую очередь понять, что тело – это мы сами, а мы сами – это во многом тело. Пока человек не умер, его сердце жаждет любви, его чувства требуют выражения, его тело хочет быть свободным. Когда я помогаю человеку освободиться от телесных, а, следовательно, и психологических зажимов и проблем, мне тепло от мысли о том, что сделан серьезный шаг на этом пути. Стюардесса объявляет, что самолет идет на посадку и через несколько минут приземлится в Москве в аэропорту Шереметьево-2. Я очередной раз спускаюсь с небес на землю. Я снова учусь заземлению.
Москва - Франкфурт-на-Майне, 2000 - 2007
|