Всё в этом мире начинается и заканчивается людьми. Люди созидают и разрушают. Люди создают цивилизации и прикладывают немало сил для их уничтожения. Природа человека разумного парадоксальна. В одни и те же Средние века Католическая церковь жгла на кострах еретиков, фальсифицируя процессы колдунов, ведьм и научно- мыслящих учёных. В то же время, именно Средние века подарили человечеству рассвет мировой культуры эпоху Возрождения, чьи шедевры искусства – бесценны.
Людям свойственно и привычно нарушать Божьи заповеди, постулаты священных книг различных религиозных конфессий. Люди убивают, грабят, отнимают жизнь и практически всё, вплоть до последнего куска хлеба, у своих ближних. Люди зверски мучают людей, организовывают большие и маленькие войны, разрушают и уничтожают живую Природу, грабят, обманывают, сознательно лгут своим ближним, своим народам. Люди подвержены всем мыслимым и немыслимым порокам. Этот список обвинений человека разумного, но совершенно безнравственного, можно вести до умопомрачения и практически никогда не представится возможность поставить финальную логическую точку. Парадокс человеческой сущности и мышления состоит именно в том, что человек разумный (в ряде случаев необходимо учитывать воздействие алкогольного опьянения, наркотического угара, или психических проблем) творит все свои преступления, находясь в здравом уме и твёрдой памяти, используя логику как средство при подготовке и организации своих преступлений.
Главная причина агрессивности человека по отношению к людям, животным, к живой Природе – парадоксальность мышления. Ею хронически больны все без исключения люди на Земле (фактор наследственности). Превышение допустимой нормы парадоксальности человека вызывает незамедлительную схватку двух важнейших человеческих стихий: созидания и разрушения. Наглядный исторический пример: Вторая мировая война закончилась для Германии практически стопроцентным разрушением городов, превращённых авиацией противника и артобстрелами в сплошные руины. Через сорок лет после капитуляции в войне немцы восстановили свои города, которые сегодня считаются одними из самых благоустроенных и ухоженных в Европе.
Есть три фактора, сдерживающих парадоксальность человека, три могучих силы, способные тормозить и регулировать пандемии парадоксальности, не доведя её до массового психоза. Массовый психоз и уровень запредельного зверства и агрессии наглядно показали человечеству две общественно-политические системы: фашизм и коммунизм.
Первый фактор сдерживания — это воспитание нравственности с младенчества через культуру, образование, воспитание.
Второй – величайшее осознание такого понятия, как целесообразность и здравый смысл в жизни каждого отдельного человека, семьи, народа, государства. всего человечества. Сегодня в мире три христианских народа являются самыми цивилизованными, самыми богатыми (уровень жизни и материальные блага), самыми нравственными и заботливыми по отношению к своим соплеменникам, самыми дисциплинированными и, в конечном счёте, самыми счастливыми из бесконечного перечня других народов на Земле, имеющих массу неразрешимых и постоянно усугубляющихся проблем.
Третий международный фактор сдерживания парадоксальности мышления людей интернационален и практически доступен всем народам, не зависимо от вероисповедования и цвета кожи. Это гуманизм во всём многообразии его духовных и практических аспектов.
«Гуманизм» означает «человечность». Именно гуманизм Возрождения во все три его исторических этапа создания и развития смогли направить созидательную стихию человека во благо творчества. Возвратить человечеству божественные эталоны красоты и элементы культуры Древнего мира, веками находившиеся под жесточайшим запретом невежественных фанатиков Католической церкви. Расцвет эпохи гуманизма в Европе наглядно показал, какие творческие созидательные силы таятся в человеке. Нравственность, целесообразность, тяга к образованию, защищают его воздействия агрессивной разрушительности, рождённой дремучим невежеством и патологической суеверностью. Именно гуманизм, дав толчок развитию морально- этических концепций в философии и в жизни людей, открыл в деятельности людей такое важное общечеловеческое понятие, как дарение и помощь ближним, кто в силу разных причин нуждаются в элементарном уходе, заботе и в пропитании.
Всплеск интереса широких слоёв учёных и представителей культуры к эпохе Древнего мира, к культуре античности, которая стала матерью-прародительницей общечеловеческой культуры, литературы и искусства, позволил выяснить весьма интересное явление. Оказывается, даже в рабовладельческом обществе, где одни люди-рабовладельцы эксплуатировали труд других людей-рабов, где человеческая жизнь практически ничего не значила, кроме номинальной оценочной стоимости раба, приравненного по шкале гражданского общения той эпохи к домашним животным, обладающим человеческим умом и речью, но именно в этот период истории- уже были люди-гуманисты. Они страстно отстаивали общечеловеческие принципы, презирали духовное и физическое рабство людей. Знакомые нам сегодня общеупотребительные термины: меценат, спонсор появились в эпоху античности. Безусловно, что позволить себе оказание финансовой, материальной помощи и высокого покровительства могли себе позволить только богатые и состоятельные люди.
Меценат — лицо, способствующее на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающий им материальную помощь из личных средств. История этого, широко употребляемого в наше время понятия, восходит к эпохе Древнего Рима. Первым официальным меценатом человечества стал гражданин Рима в период правления императора Октавиана Августа - состоятельный патриций Гай Цильний Меценат. Он покровительствовал представителям искусства исключительно из личных финансовых средств. За время долгой истории человечества многое оказалось забыто, но пример богатея Мецената оказался живучим, и пока были, есть и будут до скончания человечества богатые и состоятельные, то меценатство, как своеобразный и массово употребляемый в мире способ финансирования творческих личностей, не только процветает, но и реально способствует появлению новых имён в искусстве, литературе, науке в других сферах человеческого общения. Меценатство не затронуло широкие слои населения и, хотя история его возникновения и развития восходит к Древнему Риму и успешно продолжается и в наши дни, но назвать это явно филантропическое побуждение богатых и состоятельных людей, пиком гуманизма не представляется возможным. История донесла до нас имена выдающихся меценатов, сделавших колоссальный вклад не только в развитие науки и искусства в своей стране, но и обессмертившими своё имя на поприще развития мирового искусства, литературы, науки. Уже давно назрела необходимость создания международной энциклопедии меценатства, дать подробный перечень этих незаурядных людей, их деяний во благо своих народов и человечества в целом.
Наряду с меценатством история развития гуманизма и этики познакомила общество людей с другим направлением оказания финансовой и материальной помощи всем тем категориям людей, кто в ней нуждается. Спонсор (лат. Spondeo — ручаюсь, гарантирую) помогает юридическим и физическим лицам вести какую-либо деятельность с целью получения материальной или физической выгоды, либо в получении прибыли для себя, либо в обмен на рекламу. Первые спонсоры появились в эпоху Древнего Мира. Безусловно, это были люди богатые, знатные и авторитетные. Фактически, главная задача этого направления в мировой филантропии — воздействие одних людей на других с помощью денег и своего влияния. Спонсорство времён античности представляло три направления.
Первое — активное участие в политической борьбе за власть, подкуп голосов и сторонников. Спонсирование (оформление содержания) красивых и заметных в высшем обществе женщин, то ли с целью личного престижа, то ли, в качестве воздействия на тех важных персон в государстве, от которых зависит решение многих насущных проблем. Спонсорами выступали императоры, сенаторы, богатые патриции, купцы. Спонсировалось всё, что можно было привлечь деньгами, подарками и авторитетом спонсора. Спонсорство стало своеобразным катализатором людей власти и богатства над остальным миром людей, не имеющих ни денег, ни власти, ни влияния в обществе. Фактически, спонсорство, как в прошлом, так и в наши дни, никакого отношения к этическому гуманизму не имеет. Это обычная купля-продажа одних людей другими и в основе своей она несёт моральное и порой физическое закабаление. В наши дни криминальное спонсорство широко используют различные политические кланы в борьбе за власть в государстве и разновидности различных мафиозных и откровенно бандитских группировок. Ну, уж про спонсорство денежного кошелька или кредитной карточки над молодым женским телом и говорить не приходится. Это международное, массовое явление человеческой распущенности и безнравственности разлагает общество и, в конечном счёте, может иметь самые негативные явления в истории развития человека будущего, если в силу ряда существенных, глобальных причин, одна из которых — катастрофическая экология, эта цивилизация сможет шагнуть в будущее.
И лишь третье направление деятельности людей, получившее название благотворительности, стала венцом и украшением этического гуманизма, победой души, совести, разума, милосердия, сострадания и ангельской доброты над многочисленной сворой человеческих пороков и животных инстинктов, которые он старательно таскает с собой из эпохи в эпоху.
Трактовка такого важнейшего аспекта духовной деятельности человека включает в себя несколько строчек - она до удивления проста. Но ведь всё значительно, великое и богоданное просто и не нуждается в лживых и фальшивых украшениях.
Благотворительность — оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в ней нуждается. История благотворительности уходит корнями в первые поселения людей на Земле, в первобытно-общинный строй, когда кто-то из прародителей людей пожалел своего сородича или представителя чужого племени, и притащив его раненого и умирающего от голода и жажды в своё стойбище, накормил и обогрел его. Благотворительность в корне отличается от меценатства и спонсорства наличием совершенно других побудительных сил человека. Благотворительность рождена духовностью и нравственными принципами человека и именно она и есть квинтэссенция этического гуманизма. История благотворительности — это и есть лучшие и значительные истории победы духа, нравственности. этики и морали человека над той патологической антидуховной сущностью, которая рождена парадоксальностью человека разумного и делает все возможное, дабы привести очередную цивилизацию к полному нравственному и физическому разрушению.
Благотворительность многогранна и может принимать различные формы проявления: от действий простых людей, готовых в силу своего душевного благородства, нравственного воспитания, образования или религиозности охотно и бескорыстно помочь ближнему. В истории благотворительности принимали участие и формировали её сильные мира сего. История человечества знает немало славных имён государей, правителей, светских и духовных владык, иерархов различных конфессий, богатых и знатных купцов, банкиров, промышленников, финансистов. История филантропии в мире предоставлена широким перечнем выдающихся личностей человечества, подтвердивших всей своей жизнью и своими славными богоугодными деяниями торжество этического гуманизма, как главного стимулятора человечества, прекрасно уживающегося со всеми основными религиями и философскими учениями.
Началом развития благотворительности на Руси считают 988 год — год принятия христианства Великим князем Владимиром в Киевской Руси. Главным благотворителем в тот период и в течение практически всей истории христианства на Руси выступает православная церковь. С развитием государства и становлением России, как великой державы, благотворительность получила широкое развитие благодаря деятельности специальных организаций орденов и фондов, получивших благословление царствующих фамилий и просвещённой части дворянства и купечества. В России, как, впрочем, и в других монархиях - государствах наиболее ощутимую, эффективную помощь нуждающимся людям оказывали представители господствующих классов, духовенства и купечества. Примеров этому множество и мы в ряде своих исследований постараемся никого не забыть.
Но есть несколько выдающихся представителей российской филантропии, о ком просто невозможно умолчать и все они принадлежат к разным конфессиям. Это — еврей Бродский, православные братья Третьяковы и группа татарских купцов-мусульман из Уфы.
Всех их, независимо от религии и мировоззрения, каких-то особых, сугубо индивидуальных убеждений и мировоззрений, объединяет богоданность избрания, высочайший нравственный гуманизм и бессмертие духа. Действительно, эти люди уже давно умерли, давно уже умерли их дети и внуки, но в памяти народной в истории российской и международной благотворительности они занимают особые места. Их деяния, их высочайший духовный подвиг перед Господом и людьми велик и достоин всяческого подражания. Это и есть праведники духа. разума и нравственности человечества, имя которым — бессмертие и благодарность!
Сочту необходимым представить их вам вкратце, ибо полное описание их благотворительной деятельности займёт объёмный книжный том.
Лазарь Израилевич Бродский. Российский предприниматель, заводчик, финансист, снабжавший всю Россию сахаром. Сахар заводов Бродского с удовольствием потребляли и в Европе. Один из богатейших людей в России. Величайший филантроп, меценат и благотворитель. На личные средства Лазаря Бродского построены здания хоральной синагоги и больницы в Киеве, переданные в дар еврейской общине города. Построено и безвозмездно передано во владение городу десять зданий, каждое из которых представляет несомненный интерес, как произведение архитектуры, украсив собой Киев.
Лазарь Бродский
Построен и учреждён на средства российского филантропа-миллионера Бродского бактериологический институт. Лазарь Израилевич финансировал научную деятельность этого института, тем самым, он внёс существенный вклад в развитие российской фундаментальной науки. В истории российской филантропии и на скрижалях этически- нравственного гуманизма имя Лазарь Бродского высечено золотыми буквами.
Как тут не вспомнить о двух великих собирателей русского художественного гения, о братьях Третьяковых. Предприниматели, меценаты. Величайшие знатоки и ценители русской изобразительной живописи Павел Михайлович и его младший брат Сергей Михайлович посвятили свои жизни собиранию шедевров русских художников. Созданию всемирно известной Третьяковской художественной галереи изобразительного искусства. Это был кропотливый и тяжкий труд. Братья-филантропы создавали эту уникальную галерею не корысти ради. Не во благо личного обогащения. Хорошо известно о той меценатской роли великих братьев в деле помощи бедным, нуждающимся художникам. Есть немало примеров, когда братья из своих средств помогали русских художникам. Оплачивали обучение наиболее одарённым. Помогали с деньгами на лечение. Вобщем, именно они стали двумя земными ангелами –хранителями для всех тех русских художников, кто в силу различных причин, оказались в стеснённом положении. Кульминацией всей жизни братьев Третьяковых, хрустальной вершиной их божественной нравственности и высочайшего интеллектуального патриотизма к своей Родине и к своему народу, стало дарение их частной коллекции картин городу Москве, а, в конечном счёте, государству российскому.
Наша история в силу различных причин и обстоятельств не всегда бывает благосклонна к божьим избранникам, к людям, чья светлые и нравственные деяния причислили их к выдающимся праведникам-филантропам, общечеловеческим гуманистам и духовным личностям вне зависимости от их национальности или вероисповедования. В истории российской филантропии и благотворительности наряду с замечательной когортой выдающихся представителей дореволюционной России практически скудно освещены деяния и заслуги на этом благородном поприще нравственности, культуры и гуманизма дружная, удивительная плеяда татарских купцов и предпринимателей из города Казани. Самое потрясающее, что мы обнаружили, исследуя тему благотворительности в России, что в середине 19 века и вплоть до начала 20 века, именно Казань, национальная и духовная столица татарского народа был третьей промышленной столицей и центром цивилизованного купечества в России. Речь идёт о валовом объеме производства предприятий, расположенных в Казани, и о ассортименте товаров широкого потребления, которыми снабжали внутренний рынок и все постоянно действующие торговые ярмарки России, купцы – миллионеры из Казани. Это подтверждается многочисленными экономическими исследованиями кандидата исторических наук Салихова и отчётами, приведенными в ежегодных российских каталогах торгово-промышленной палаты Российской империи, которые регулярно публиковал крупнейший российских издатель Маркс (К Карлу Марксу он никакого отношения не имел: это российский немец-издатель и владелец многочисленных типографий и издательств).
В исконно русском купечестве филантропия и благотворительность не стала коллективным выражением своего религиозного и нравственного убеждения. Большая часть русского купечества прославилась своими фантастическими загулами, тратами миллионных сумм на различные прихоти. Об их подвигах на ниве Венеры и Бахуса, хоть в России, хоть за рубежом, написано много и красочно. Как это не обидно констатировать, но именно большая часть русского купечества была невежественна и малообразованна. В отличие от своих собратьев по купеческому сословию, дружная плеяда купцов из Казани все, как один, получили прекрасное светское и духовное образование, и немало сделали на ниве меценатства и помощи своей национальной культуре. Именно благодаря этой плеяде выдающихся сынов татарского народа общий уровень образования и культуры населения Татарстана был несравненно выше прочих, народов царской России.
Привожу поимённый список купцов первой и второй гильдии города Уфы, считавшимися уже в то время зарождения российского капитализма миллионерами:
Нугман Абдулкеримов, купеческая династия Аутовиных, династия Айтугановых, династия Апандеевых, династия Галеевых (Бируни), Ибрагим Камалов, династия Утяголеевых, династия Юнусовых, Ахметжан Cайдулаев, Династия Усмановых, Захидулла Шаффигуллин, Абдрахман Ишмуратов, династия Казаковых, Ахмет-бай Хусаинов, предприниматель и великий татарский поэт и просветитель Закир Рамиев, его брат Шакир Рамиев.
Это только самые богатые и известные предприниматели Казани, отмеченные государственными наградами, за выдающийся вклад в развитие экономическое развитие России. Эта плеяда национальных татарских миллионеров постоянно согласовывала свои действия в области благотворительности. Следует назвать их фундаментальную просветительскую деятельность в оказании материальной помощи и участию в попечительских советах учебных заведений на ниве просвещения. Известно, что отчисления государства на просвещении,е были более, чем скудны, и без участия образованных филантропов охватить знанием свой народ, помочь одарённым детям из бедных семей получить образование было фактически невозможно.
Но наиболее существенную, конкретную помощь населению Казани эти благотворители организовали в своём родном городе, в строительство и благоустройство которого они вкладывали свои личные средства. Их праведными трудами и заботами было построено 10 богаделен для стариков и инвалидов, которых они спасли от мучительной смерти на улицах (вдумайтесь только: десять домов для престарелых и инвалидов!). 25 приютов для детей сирот, которые полностью содержались на деньги татарских миллионеров-благотворителей. ( В голове не укладывается, сколько же они спасли жизней детей и помогли им вырасти без родителей и обрести своё место в жизни). В Казани постоянно функционировали несколько бесплатных столовых для нищих, бездомных, где любой человек, испытывая муки голода, был бы накормлен. И это была не заслуга государства, а заслуга и божье предназначение этой замечательной плеяды высоконравственных и образованных личностей, ибо по уровню образования и культуры они превосходили многих российских купцов и предпринимателей. На средства татарских просветителей – филантропов было организовано коммунальная и транспортная служб города, построен национальный музей. В годы Первой мировой войны казанские благотворители организовали на свои средства семь армейских стационарных госпиталей, снабдив их всем необходимым. Отрадно, что сегодня в Казани есть историки-исследователи, накопившие немало бесценных сведений о своих замечательных земляках. Имена национальных героев татарского народа и одновременно выдающихся представителей российской и международной филантропии безымянными не остались и вошли в золотой фонд международной филантропии и гуманизма.
Продолжение следует
Леонид Шнейдеров, руководитель аналитического отдела «LitCetera»