Кому повезло больше?
В историческом для всех нас, бывших жителей СССР, 1991 году
правительство канцлера ФРГ Гельмута Коля приняло не менее историческое
решение о приёме в ФРГ евреев из бывшего СССР — на основании «Закона о
контингентных беженцах» (HumHАG). Очень важное, поистине выстраданное
заявление, с точки зрения зрелой демократии Германии, принял на
конституционном уровне бундестаг ФРГ о воссоздании численности
еврейской общины в том же примерно количестве, в котором она была до
памятного и трагического 1938 года (пятьсот восемьдесят тысяч). Именно
столько евреев проживало в Рейхе до начала Хрустальной ночи, затеянной
нацистами по личному указанию Гитлера. Итак, законы приняты — депутаты
бундестага и политики правящих партий ФРГ ещё раз явили миру свой
незамутненный национализмом, воистину ангельский лик стойких поборников
демократии и справедливости. Причём, в эту эпоху она действительно
является золотом самой высокой пробы. И хотя достичь желанной цифры в
полмиллиона человек не удалось, это, как говорится, вопрос времени.
Главное сделано. Германия стала для евреев страной цивилизованного
проживания, претворила на деле хвастливые заявления малограмотного шута
— генсека Хрущева о так называемом коммунизме, который вдруг появится в
СССР в одночасье. Но, как выяснилось, в одночасье могут появиться
только случайные заболевания или нагулянные дети, а рай на земле на
фундаменте тюрем, лагерей и духовного угнетения не мог возникнуть по
целому ряду причин: не было ни материальной базы, ни предпосылок, —
интеллектуальных, экономических, нравственных. А вот у наследников
нацистов, ко поставивших крест на своем чёрном прошлом, и объявивших
нацизм врагом европейской демократии, это почему-то получилось.
А вот кто от этого выиграл: Германия или «контингентные беженцы» —
это вопрос несколько более спорный. Сегодня можно смело сказать,
конечно же, выиграли и в личном, и в массовом зачёте, безусловно,
беженцы. И неважно, что добрая половина из них не считается евреями по
Галахе. Для постановки на учёт в синагогу по месту проживания
основополагающую роль играет, безусловно, одно: мама обязательно должна
быть еврейкой. Для постановки на учёт с перспективой получения
разрешения на дальнейший въезд в Германию на правах контингентного
беженца для немецких иммиграционных служб было достаточно и отца-еврея,
а мать может и не быть еврейкой.
Если проанализировать отрезок времени с 1991 года до сего дня, то
историческое решение бундестага о воссоздании еврейской общины в
Германии не только удалось чисто статистически, то есть количественно,
но и по существу вопроса. Еврейские общины в Германии, востановленные
на средства федерального бюджета, практически во всех местах, где они
были разрушены и уничтожены нацистским режимом, действуют сегодня
реально, зримо и весомо. Примечателен тот факт, что многим бывшим
жителям постсоветского пространства, закабалённым, как, впрочем, и
другие нации и народности СССР, идеологически и духовно тоталитарной
системой большевизма, сегодня в Германии полностью доступен процесс
нравственного и духовного постижения своей национальной культуры. И
недооценивать это величайшее достижение именно современной немецкой
демократии просто кощунственно.
Сказка и Германия
Сказка — так назвали комплекс социальных услуг евреи, приехавшие
первыми из постсоветского пространства в Германию и сравнив уровень
жизни, социальную заботу и медицинское обслуживание с тем, что они
имели в России или в бывших советских республиках. Причем, условно всех
контигентных беженцев можно разделить на три группы. Все те евреи, кто
получил высшее образование на своей бывшей родине и отличаются заметным
уровнем культуры, с высоким чувством благодарности относятся к
Германии. И, пользуясь её сказочными дарами (оплата за квартиру, всё
ещё бесплатное получение медицинской помощи и ежемесячное социальное
пособие, небольшое, но вполне достаточное, чтобы прожить), не
проклинают, не ругают вслух своих истинных благодетелей. А если
посчитать, скольким тысячам тяжело больных евреев сделаны за счет
Германии дорогостоящие операции и спасена жизнь, то и самому
убеждённому Фоме Неверующему всё станет ясно. С такими, мягко скажем,
непростыми диагнозами и заболеваниями, требовавшими сложных операций и
дорогостоящего лечения и ухода, жизнь в бывшем СССР не была бы
гарантирована никому из них. Фактически, Германия спасла жизни
нескольким десяткам тысяч контингентных беженцев, успевших вовремя
приехать и встать на медицинский учёт. А в перерасчете на деньги это
составило миллионы евро затрат из кассы федерального и земельных
бюджетов.
Вторая, опять же, чисто условная группа, включает в себя всех тех,
кто охотно пользуется дарами социальной политики Германии, но при этом
клянут страну своего проживания, обеспечившую им относительно безбедную
жизнь. Они считают, что лично они обделены каким-то особым вниманием и
какой-то особенной заботой со стороны социальных властей Германии. Это,
как правило, люди с невысоким интеллектуальным уровнем, в массе своей
необразованные, но с очень большим самомнением и претензиями ко всему
человечеству. Приведём пример. Нора Т. приехала со своей мамой и семьей
сына из Харькова, где она работала на почте. Все они раньше — и она с
мамой, и семья её сына — жили в одной квартире. В Германии семья сына
живёт отдельно. За квартиру (62 кв. м) в Германии, в которой ныне
проживает Нора вместе с больной мамой, платит социальная служба
(Социаламт). А это, как минимум, почти 600 евро в месяц. Надо полагать,
такую квартиру Нора вряд ли могла бы себе позволить в своем родном
Харькове Мама пять лет назад перенесла инсульт и парализована. На что
они живут и как выглядят доходы недовольной Норы в Германии? По
заключению медицинской экспертизы Нора тоже признана инвалидом (имеет
диабет и еще ряд болезней) и получила от Социаламта талон на бесплатный
проезд по всей Германии. Нора ежемесячно получает социальное пособие.
Это составляет 350 евро ежемесячно. Её мама получает тоже социальное
пособие в размере 400 евро и, как инвалид, прикованный к постели,
дополнительно от фирмы медицинского страхования 600 евро (так
называемая «штуфа»). Итого, у двух женщин получается в месяц: 1350
евро, плюс бесплатный талон на проезд, цена которого 630 евро в год. За
квартиру платит, как сказано выше, Социаламт. Нора живёт скромно,
откладывает в «кубышку» ежемесячно деньги по одной тысяче евро. За
шесть лет такой « каторги» в Германии, из которой она постоянно мечтает
уехать в свой родной Харьков, она, по её словам, уже скопила свыше 50
000 евро. И пока мама жива, то накопление ресурсов продолжается. С
голоду она тоже не пухнет, и не падает на улице в голодный обморок.
Мебель у нее самая современная. Так, кто же выиграл от этого
переселения: Германия, взявшая на себя прямо-таки материнскую заботу о
тех евреях, в основном, пожилых и беспомощных, которым на Украине и
России была бы одна дорога — на местные кладбища? Или беженцы? Говорят,
что человек — существо вечно недовольное и сделать его по настоящему
счастливым просто невозможно. И, как выясняется, то и Бог порой бывает
бессилен. Гениальная и мудрая пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке»
всегда применительна к людям, многие из которых толком так и не знают,
чего, собственно говоря, они хотят от жизни. Бытует выражение: сколько
людей — столько мнений. И всё же есть что-то такое, что делает весьма
непохожими между собой людей одной крови, одной национальности. Это,
конечно же, уровень внутренней культуры и качество образования. И,
безусловно, уровень духовности. К счастью, таких неблагодарных и
озлобленных, как Нора, не так уж много в общей массе, приехавших «по
еврейской эмиграции». В основном, это те, психологически надломленные
люди, чья личная жизнь не сложилась ещё в СССР, и не стала лучше с его
падением. Они не реализовали себя, как личности, ещё в эпоху развитого
социализма, а их личные разочарования и неудовлетворенность в большей
степени обществом, нежели собой, повлияли на склад их мышления.
Второй пример: Семья Ципкиных состоит из четырех человек. Ципкину —
шестьдесят семь лет. Он имеет высшее образование, в прошлом врач. В
Германии свой диплом не подтвердил. И возраст, и знание немецкого языка
сыграли, безусловно, свою роль при приеме на работу. Ципкин — инвалид.
Он получает социальное пособие в размере 400 евро. Его жена Света
получает от ведомства по учёту безработных (Арбайтсамт) пособие по
безработице, и работает за 2 евро в час на т.н. социальных работах. Её
месячный доход составляет около 500 евро. Квартиру Ципкиным оплачивает
Арбайтсамт. Ципкин устроился на своей машине («обездоленный беженец»)
развозить раз в месяц газеты — это ещё 100 евро приработка. Кроме того,
он развозит пиццу заказчикам. И на пицце худо- бедно ещё имеет 200
евро. Кроме того, они четыре раза в месяц ходят в «тафель» — бесплатную
продуктовую лавку для неимущих. Здесь за 1евро отпускают просроченные,
но вполне ещё съедобные продукты. Реальная экономия в месяц составляет
для этой семьи минимум 50 евро. И вдобавок ко всему, мадам Ципкина, ещё
и «чернит» (убирает тайно от Арбайтсамта квартиры более состоятельных
немцев и получает в месяц 400 евро «на круг»). А теперь сами посчитайте
их месячный доход! Как вы думаете, оставшись в суверенной Украине, смог
бы пенсионер Ципкин так сказочно жить, да ещё и ездить на современном
авто? И позволить себе и жене отдых в Испании, путешествия по Европе и
множество других радостей, мелких и не очень. И сын, и жена сына
работают, живут отдельно от родителей, построили себе в кредит дом
стоимостью в 230 000 евро. Семья Ципкиных боготворит Германию.
Неудивительно — другое образование, другая культура.
Кто не живет на подачки социальных программ?
Это особая и, совершенно отличающаяся по складу мышления и своим
личным качествам, третья группа контигентных беженцев, которые многого
добились в Германии. Они забыли окончательно некогда привычные
советские понятия «блат» или «мохнатая рука». Как правило, они всего
добиваются своим талантом и трудом. И как результат своей плодотворной
деятельности, в совершенно незнакомом им пока ещё обществе, добиваюся
своего, порой скромного, но все равно убедительного признания. Это все
те еврейские дети, кто с большим напряжением воли преодолели рубежи
знаний, овладев немецком языком. Закончив блестяще гимназии, они
поступили в различные университеты и высшие школы Германии. Это все те,
кто нашёл себя в мелком и среднем бизнесе, открыл свой журнал или
посредническую фирму. Все те, кто, пройдя взыскательную комиссию по
определению профпригодности, устроились работать программистами в
немецкие фирмы. Или после окончания немецких вузов были востребованы
ввиду своей убедительной полезности в ряде солидных немецих фирм и даже
каким-то коренным немцам «перебежали дорогу». И вот когда таких станет
гораздо больше, и они с гордостью и ответственностью почувствуют себя
полноправными членами общества, то тогда с полной уверенностью можно
будет констатировать, что Германия убедительно выиграла от этого
совершенно беспрецедентной попытки построения межнационального общества
на прогрессивной, гуманной основе конституционной законности и духовной
стабильности. Кто знает, может, именно нынешние социальные эксперименты
Германии принесут ей в будущем огромную пользу. Это и признание
священного права российских немцев влиться в родной им по крови и
рождению исконный «фатерланд», где никто и никогда не получит
морального права упрекнуть их в том, что они — чужие. Это и возрождение
еврейской общины, как поминальной молитвы о всех тех, единоверцах и
соплеменниках — жертвах Холокоста. Они укажут человечеству третьего
тысячелетия совершенно новый путь, где не будет места расизму,
шовинизму, антисемитизму, национализму, религиозному, а также в равной
степени правому и левому, экстремизму, и всякому злу и
человеконенавистническим воззрениям, буквально, как проклятие,
преследующим род людской в каждом столетии, в каждой эпохе.
Есть ещё одна очень интересная категория еврейских беженцев, которые
вначале привезли свои семьи в Германию, встали на социальный учёт,
получили разрешение на постоянное жительство. Они не стали ждать
милостей от социала, а, снявшись с социального обеспечения, выехали на
Украину, или в Россию, где успешно трудятся в бизнесе. То ли на своих
частных предприятиях, то ли получив хорошо оплачиваемую работу на
частных предприятиях в этих суверенных государствах. О своей второй
жизни вне Германии они стараются никого из немецких чиновников не
информировать. И используют теперь Германию в качестве своего
страховочного троса. Они активно вкладывают деньги в покупку
собственности в Германии или в Европе, понимая, что условия жизни здесь
и соблюдение законов и порядка — более стабильны, чем там, где они
зарабатывают деньги. И уровень криминала, и уровень коррупции в Европе
всё же несравненно ниже, чем в государствах дикого капитализма,
придавленных законами уголовного мира, проникшего во все поры
государства и духовной жизни общества — хоть в России, хоть на Украине.
И совершенно не важно, где люди живут. Важно, что они занимают крепкие
позиции в жизни и заняты делом, и могут дать своим детям полноценное
образование. Их желание не порывать оканчательно с европейским миром и
европейским домом свидетельствует, скорее всего, об их дальновидности.
Опыт жизни и реальное благополучие, к которому все мы стремимся,
невзирая на происхождение и убеждения, достигается, как правило, в
тяжкой борьбе за свое место под солнцем и бесконечной чередой проб и
ошибок.
Кто-то из мудрецов очень точно заметил: когда сказки умирают, они
становятся легендами. Три года назад бундестаг принял решение, по
которому въезд еврейских эмигрантов резко сократился. Теперь мало
подать документы в немецкое консульство по месту проживания в бывшем
СССР. Необходимо сдать тест на знание немецкого языка. И это новшество
немецких иммиграционных служб резко уменьшило и без того редкий ручеёк
лиц еврейской национальности, текущий на постоянное место жительства в
Германию. В определённой степени немаловажную роль тут сыграло и то,
что Германия сегодня переживает не лучшие дни и её экономика,
испытывавшая на себе все прелести современного финансового кризиса,
оставляет желать лучшего.
Эльдар Солис, Германия |