От автора: Все события и персонажи вымышлены. Любые совпадения случайны.
Сказание о красном флаге и Леди Молодость
I. Майк получает слово, а автор творит героя
– Майк, – позвонил мне мил друг Григорий, по прозвищу Пан-атаман за лидерство, бархатный голос и деловую журналистскую хватку, – что не забираешь тумбочку. Я ее держу, а соседи зарятся…
После обретения Молдавией независимости Гриша уволился из Кишиневского телецентра. Жена уехала с детьми к родителям в Петрозаводск, а он оставался ремонтировать и продавать кооператив.
Я подошел к вечеру. Атаман перебирал в нетопленной квартире свой фотоархив, согреваясь чаем, а ненужное сбрасывая на пол. За темнеющим окном рушилась страна, которую мы знали, а новой еще не было.
Я присел рядом у стопки фото молодых женщин. Некоторых из них я знал – вот похорошевшая Катя, когда-то комсорг моего класса – где этот шустряк с ней познакомился, мы же учились в разных школах. Не в диспетчерской же железной дороги, где она командовала…
Вот парный снимок с диктором телевидения блистательной Ольгой Т. Видимо, на субботнике, судя по лопате и метле в руках. Она подавала себя как леди, а оказалась по-глупому в тюрьме за убийство любовника после его шантажа.
А вот знакомая, кажется, девчонка из политеха у микрофона на сцене, наверное, наш конкурс самодеятельности – безыскусная улыбка и щербинка между зубами, как у популярной певицы.
– Смотри, – сказал я, – правда, немного похожа на Н., и щелочка между передними зубами такая же.
– Так это она и есть, – бросил Гриша, скосив глаза.
– Как? – удивился я. – Это еще с того студийного интервью?
Пан журналист промолчал.
Автографа не было. Я повертел в руках этот странный, не рекламный снимок, ища сходства – высокие скулы, изогнутые брови, чувственные губы, аккуратный нос. Но – мягкие, даже чуть жидковатые, волосы с пробором справа… Шатенка? И никаких локонов и рыжей бестии?
Но главное, что работало на несхожесть – распахнутые глаза и восторженно-ясная улыбка человека, только прикоснувшегося к успеху и еще не умеющего лукавить. Нет, не она. А может, все-таки… Да нет, путает атаманище...
Он встречался с людьми по роду занятий. Пахал, как черт, побочно – от простой корректуры и внештатничества в газетах-журналах до редактуры и стилистической обработки чужих рукописей. Зато у него всегда водились деньги.
Расслаблялся марочным коньяком и всегда в одиночку. Садился за руль отцовских „Жигулей“ и сразу трезвел.
Лазал с фотоаппаратом по горам, от которых я, однажды сорвавшись, отказался.
Боялся он только матери – достаточно было ей повести бровью, и он сразу напрягался.
Он пользовался женским вниманием, если хотел. Здороваясь за руку, на едва уловимый миг легонько удерживал ладонь на весу. Мог быть непривычно прям, назначая встречу. Говорил:
– Вы мне нравитесь и очень красивы. Увидимся вечером.
Поворачивался и уходил, не ожидая согласия, не слушая возражений, и оставляя, быть может, разборки на потом.
Это случалось нечасто. Его должно было зажечь – требовалось восхищение.
Не желал, чтобы угощала женщина – коньяк, вино и конфеты приносил с собой. Если был сезон – то и фрукты, и цветы. Притаскивал Моцарта на магнитофоне. Любил смотреть, как она ест, пьет, двигается. Чуть ли не извращенец…
Возможно, прекрасная половина бывала ошеломлена безоглядной открытостью, а может тем, что за нее уже все решили, и это действовало магнетически. Но сдается мне – он умел это чувство праздновать.
Может, кто-то ждет подробностей? Их есть у меня! – он никогда ничего не рассказывал.
Однажды, правда, показал, как известная по фильму о гусарах актриса с улыбкой повела рукой на бар с напитками и сладостями в своем люксе:
– Да тут всего полно!
Его смутило, видимо, чужое изобилие.
Авторская ремарка:
Со своей стороны автор не использовал бы гордое местоимение Я. Лучше бы писать Мы. Нас много, и дело происходит на общей планете.
Но он не может и покушаться на свободу выражения героев. Раз рожденные, они живут уже сами по себе.
И врет, похоже, Майк, явно ревнуя и преувеличивая успехи друга. А тот снисходителен и мягок, как к младшенькому. Истины не дождешься.
А не создать ли нам для равновесия еще одного героя, наполовину инженера Майка, на другую – журналиста Григория, этакого славного молдавского парня Мак-Грегора, сокращенно МГ, определить в организационно-выпускающий отдел телецентра и дать полную волю жить.
Молод и зелен будет герой, и станет помечать свои похождения в отличие от курсива Майка текстовой звездочкой (вот так *). И пусть они задружат, как „Три танкиста“.
II. Театр поднимает занавес, а герой познаёт себя
*Наш МГ (не забыли еще, кто это?) впервые поцеловал руку женщине в соплячьем возрасте – соседке по койке в детском саду. Нравилась смуглостью, подвижностью и головкой как из вороньих перьев. Грязная была рука, и кожа горькая – девчонка не утруждала себя умыванием. Но неприятия не было. С таким же успехом мог бы поцеловать и ногу. Она приняла бы это также благосклонно.
Телячьи нежности, щенячьи восторги.*
*Целовался до одури наш МГ на новогодней нетрезвянке с институтской комитетчицей Мариной по прозвищу Коза. Потом в институте делала вид, что с ним незнакома. Это неприятно задевало. После всего считал себя МГ по праву быть ей близким, а она демонстративно ходила всюду с очередным услужливым кавалером, далеко не последним. Больно было на нее глядеть. Ухажеры раздражали. Хотелось задать им трепку. И ей тоже.
Торжествующе наплывала весна. Из распахнутых окон гремела пластинка „По волне моей памяти“:
Жить в плену, в волшебной клетке, Быть под башмаком кокетки!*
*А первый раз МГ был неловок и неумел – в институте он этого не проходил. Кажись – облом, подумалось МГ, все не так…
Ходил задумчивый, а та, которую он так добивался и вроде бы добился, к вящему унижению, заходила в его отдел, где МГ болтался на практике. Было стыдно смотреть ей в глаза, и он озабоченно копался в документации. А она на проходной после работы – ему направо, ей налево – прямо спросила:
– Ты почему меня избегаешь?
МГ промямлил:
– Я был вчера как-то не очень. Извини. Давай забудем.
– Дурак, – раздельно сказала она, – все только начинается.
Плеснула юбкой как золотая рыбка хвостом и растаяла в знойном мареве.
Что-то не то брякнул, – догадался МГ, – она же о другом… А она каждый день одевалась по-новому, меняя верх и низ, и умудрясь ни разу не повториться. И до тупой головы медленно, как по шпалам, дошло – что мелодия зазвучала… предпочтение оказано… одиночества не существует… что она необыкновенна... необъяснима...
И захотелось ее увидеть.
Дураку привалило счастье. А он не знал, что с ним делать.*
Мы были шалопаями. Не хотели себя связывать. Были озабочены. Нам не нужны были дети, а чужие и подавно. Мы не заслуживали той нежности, которая сыпалась на нас со звезд.
Позже встретилось (привожу по памяти) у Брехта:
Когда-нибудь,
Когда будет время,
Мы перелюбим
Всех женщин.
Передумаем мысли
Всех мыслителей.
Вразумим
Всех мужчин.
С вразумлением шло плохо. Люди Андропова отлавливали людей в универмагах с вопросом, почему они не на работе. Где-то дули большие ветры, передвигались кадры. Система пыталась провернуть свой громоздкий механизм. Потеряла значение и уже не принималась традиционная отмазка – “У нас есть ряд объективных…”
А мы записывали в Малой студии на гастролях театра Ленком отрывки из „Тиля“ и „Юноны“. Гриша тут же обдумывал будущий о театре сценарий, а я, нервничая, спешно устранял неисправность в нашем изношенном оборудовании, которое уже дышало на ладан.
Очкастый режиссер Вениамин тему подхватил и, ссылаясь на якобы сбои при записи, по несколько раз заставлял прогонять сцены, а когда актеры на площадке стали уже вскипать (у режиссеров это называется эмоциональный разогрев), одним махом снял все.
Великолепен был Караченцов.
На радостях всей пестрой компанией пошли в столовую. Караченцов, обнимая партнершу за талию, читал экспромтом:
Быть иль не быть,
Вот в чем вопрос.
Оберегать свою свободу
Иль отдавать супружний долг…
Было легко. Чертовски нравилась одна девчушка в костюме фламандской горожанки – ладная, звонкая и ясноглазая. Вырезал ей яблоко звездочкой. Болтали о Москве.
А это создание вдруг подошло к Грициану и пропело – не покажет ли он ей с подругой город. Во мне все упало. Гриня, покосившись на меня, сослался на занятость.
А на обратном пути пел мне уже Грицко:
– Не кисни. Знаешь, кому-то Жванецкий – сладкоголосый соловей, а кому-то толстый и лысый дятел...
– И кто же из нас дятел?
– Все мы дятлы, – сказал он. – В постели.
И пошел печатать сценарий.
А я к себе, бессильно ругаясь – “Пан-Грициан, голова огурцом, нос картошкой, долбо…”
Но я-то Гришаню знаю – не иначе как уже назавтра показывал друг ситный наш белый город. Справлялся за неумеху.
Проезжал мимо на служебном микроавтобусе солидарно-смурной МГ и бросил:
– Дездемону придушить, а этому оторвать лишнее.
И кивнул водителю – вперед!
Да ладно, Майк, Марчелло Мастроянни. Пусть всем будет хорошо.
Будучи командировкой в Москве, видел ее – уже прославленную, с не очень удавшейся, по слухам, личной жизнью – в антрепризе. Завораживающая актриса, и все еще красива.
*Прикомандировала временно родная страна юного инженера МГ к сибирскому оборонному заводу.
– Дельные предложения. – сказал представитель смежников, возвращая бумаги. – Сходи к дежурной машинистке перепечатай. Обсудим потом с главным.
Чернявая машинистка строчит, глазками стреляет. Лето, липой с улицы пахнет. Подмышки небриты, но аккуратны. Линия лифчика через пройму футболки мелькает. Смотреть приятно.
– Спасибо, быстро как молния.
– Спасибом сыт не будешь. Может, в кино пригласишь?
– Ну, приглашу. Можно и в кино.
А самое ближнее кино в заводском доме культуры по вечерам. И, конечно, свои затесались. И – сарафанье радио: шу-шу-шу – весь завод уже знает.
В одно мгновение становится МГ известной персоной – „Кричали женщины: ура! И в воздух лифчики бросали.“
Прибегают подруги:
– Не упусти, Зина, дурой будешь, он же инженер, а ты только техникум советской торговли.
И игривые девчонки-монтажницы в цехе, одна другой краше, ему с намеком:
– А у нас тут еще много хороших девушек.
И подходит к МГ на улице после смены слесарь-сборщик по кличке Полтора Ивана:
– Слышь, Зинка – моя девчонка. Чтобы на полтора километра близко к ней не подходил, понял?
– Понял.
– Не подойдешь?
– Подойду.
Слесарь – раз! – щелк по носу. Всего-то щелчок, а МГ уже в больнице с поломанным носом и какими-то трубочками в нем.
Пришел милиционер с папкой.
– Кто это тебя?
– Да никто.
– А за что?
– Из-за девушки.
– Заявление писать будешь?
– Нет, не буду.
– Ну, твое дело. Бывай.
Выписался МГ на поправку, снова за дела, и в конце дня заходит к машинистке:
– Пошли вечером в ДК на дискотеку.
– Ну, пошли. А не боишься, что Ванька еще раз нос поломает?
– Боюсь.
– И что?
– Попрошу, чтобы что-нибудь другое поломал.
Она рассмеялась.
– Да ладно, скажу ему, что мы с тобой женимся – будет знать.
– Не надо, пусть лучше ломает.
– Как хочешь.
На другой день подходит Ваня.
– Ты что, женишься на Зинке?
– С чего ты взял?
– Зинка сказала.
– Пошутила.
– Слушай, ты, конечно, извини. Не сдержался я в тот раз. А ты без милиции… Может, еще перерешишь, тогда я на ней женюсь, я же всё-таки первый…
– Может. Нет, – быстро исправился МГ, – не перерешу.
– Погоди, не торопись. Давай зайдем ко мне, посидим, выпьем за Зину, подумаем...
– Раньше думать надо было.
А Зина:
– Ты не расстраивайся. Это я просто так сказала. Раз уж по заводу разошлось, давай заодно и заявление в ЗАГС подадим, чтобы талоны в салон для новобрачных дали. Я белые туфли хочу. А тебе белую рубашку. Потом откажемся. У нас многие так делают.
– Не нужно мне рубашку.
– Ты гордый, сразу видать не наш.
Но туфли все же купила.
Зам главного, между прочим, после планерки:
– На Зинаиде женишься, говорят?
– Да нет, это Зина назло своему Ване играет... Я просто под руку подвернулся.
А монтажницы между собой, будто его в цехе не замечая:
– Такой хороший парень, а какой-то Зинке достается. А нас целый конвейер тут – бери – не хочу.
Собирается уже МГ домой в головное КБ.
– Может, всё-таки поженимся, – говорит Зина, – будем как брат с сестрой.
– Мы уже брат с сестрой.
– Ну, будем, как родные…
– Нехорошо, как будто себя обманываем.
– Я тебе не нравлюсь?
– Нет, ты ничего. Ты хорошая.
– Да, многого от тебя не дождёшься. Хорошо, скажу Ване, что виновата, нарочно его завела. А брат с сестрой могут на прощанье поцеловаться? Мы же не чужие…
– Наверное, могут.
– Ну, тогда прощай.
Обвила голову рукой и прильнула к губам.
…Целовалась – будто на смерть шла!
Кровь бросилась ему в лицо. Еле устоял на ногах.
– Ты что, мальчик? – лукаво прищурилась она.
– Нет. – сказал МГ, обретая дыхание.
– Жаль. Я бы тебя научила.
И ушла, не оглядываясь.*
Ш. Герой не настаивает, а Майк слышит гул истории
*На киевских курсах переподготовки, где занимался наш танкист МГ, цвела меж курсантами Наталья. Про нее ходил стишок, ею же и пущенный:
Прилетит к нам Наташка
В голубой комбинашке,
И бесплатно покажет стриптиз…
Там было что показывать – все на месте. Нравилась она многим, а ей МГ – раздолбай небесный.
Была разведена – оказалось после свадьбы, что муж импотент. Называл он ее ласково и бил в попытках возбуждения.
В последнюю ночь на курсах трехкомнатная секция МГ в общежитии была занята прощающимися парами. Деваться было некуда, и МГ оказался с Натальей в маленькой соседней комнатушке на две кровати.
Она была общительна и опрятна, травила соленые шутки-прибаутки, был у нее тонкий, едва уловимый свежий запах, но загадала еще в юности, что первый мужчина будет у нее муж, и уж тогда ему придется на ласки стараться. Так и не передумала – голубая мечта.
Married or Nothing! – понял МГ. Он не собирался ее агитировать – нет, так нет. Старший коллега Афанасий наставлял его по слабому полу – жениться необязательно, но спать ты обязан. Он решил последовать его совету, поцеловал, сказал, что страшно устал и должен выспаться, лег и заснул. Она не спала, а утром, когда разъезжались, плакала. Кажется, МГ чем-то ее обидел.*
Баллада об одиноком танкисте, записанная Григорием:
Славно жить Майку с домовитой женщиной. Тепло, уютно, спокойно. Обстиран, обглажен, накормлен. А дел-то мелочь – ковер, да мусорное ведро, да посуду помыть. Да Гошку из садика забрать. От этих радостей все в охотку.
– Дядя, а вы к нам надолго?
Это Гоша говорит. С Гошкой в воскресенье в парк, на качели, на карусель.
Надолго, малыш, надолго. Все путем. Славно жить, хорошо дышать.
И говорит технолог Даша:
– Ты извини, муж из плавания возвращается…
– Как? Ты же говорила, у вас уже все раздельно.
– И я так думала. Пока он там – кажется, что все раздельно. Когда здесь – что вместе.
– Но так же нельзя. Я же не дежурный матрос…
– Что ты понимаешь? Я месяцами одна, голова слетает. Я что от тебя хотела – чтоб рядом был, чтобы не пропасть.
– Но двое мужчин у женщины…
– Что – двое? А если пять, а если больше… Не тебе меня судить.
И вот бог, а вот – порог. И идет танкист Майк под военный оркестр по главной улице, и сидят на лавочке двое свободных от службы танкистов.
– Как жизнь молодая? – начинает Григорий.
– Летит.
– По морям, по волнам? – вступает МГ.
И получает за это.
Если местом встречи была гостиница, атаман Грициан со значением вытаскивал журналистское удостоверение, благо корочка была красного цвета, и можно было не уточнять, а уж пятерку дать для него было запросто.
Пусть Гришане приходилось договариваться и совать рублики. Пусть отчеты о его встречах, не сомневаюсь, поступали в молдавский КГБ. Но что с того – у него не было родственников за границей, он не собирался уезжать, не якшался с диссидентами, и, вообще, по работе занимался „коммунистическим воспитанием“ молодежи.
По парткомовской линии уцепить его было нельзя – он отклонял все предложения о вступлении в партию под предлогом свой неготовности и колоссальной ответственности этого шага.
Вероятно, незримо прикрывали Гришу также дед, бессарабский подпольщик, и бабушка другого деда, заведующая отделом партийного контроля.
Дед отличался решительностью и ничего не боялся. Когда бабушка Лиза скончалась от рака, он не позволил произвести вскрытие.
– Вы знаете, от чего она умерла. А если кто из морга приедет – зарублю топором!
Никто не приехал.
Дедуля в молодости был гулякой, наигрывал Баха на аккордеоне и имел парикмахерскую на два кресла – за одним стоял он, за другим его батя.
Мир казался деду неправедно устроенным, и Первого Мая он выходил на улицу с красным флагом. Жандармы забирали его в кутузку, но они не знали, что он коммунист и активист МОПР – Международной Организации Помощи Революционерам.
А когда полиция накрыла кишиневскую ячейку МОПР, дедушку спасло то, что он сманкировал сходку ради свидания.
В свиданиях этих виновно было партийное начальство – дед получил деньги и поручение купить по объявлению радиоприемник, чтобы партийцы слушали Коминтерн, Москву. Дед был денди, и тщательно следил за собой, это и учло руководство, направляя его по объявлению в дом начальника окружного акцизного управления.
Приемник был „Телефункен“, а продавала его красавица-хозяйка, молодая банатская немка. Дедуня включил приемник, послушал, поглядел на женщину, послушал тембр ее голоса, и не смог ни от одного, ни от другого отказаться.
Вел себя дед как джентльмен, приглашал в кафе, водил в кино, гулял в Александровском парке и ничего не требовал, а только смотрел, как Григорий на Аксинью в „Тихом Доне“, пока та боролась с собой. Он смотрел, и она смотрела. Кому какое дело…
И здесь завершается прелюдия. Начинается фуга.
Папаша дедушки, как водится, грозит родительским проклёном. Кривит губы бывшая подружка и караулит повсюду. Партия требует порвать с буржуазным элементом, намекая на перерожденчество. Она с трепетом ждет записок и боится сказать родным.
Дед раздумывает, не бежать ли вдвоем в Бухарест, но для этого надо многим пожертвовать, а она, Марлен – рядом. Соблюдая осторожность и меняя съемные квартиры, они встречаются в пригородах.
Но кто-то видит. Муж узнает всё и переводится в Яссы, не преминув справиться в полиции и подключить призывной комиссариат. Дед дает мзду воинскому начальнику и остается служить в городе. А она исхитряется приезжать под предлогом женских недомоганий и необходимости лечения у своего врача в Кишиневе.
А дальше – за одну ночь Молдавия становится советской. Яссы остаются за границей, и, видимо, навсегда. Дед идет куда надо и просит отправить его на работу в Румынию. Но там полагают, что он уже засвечен. И деда направляют в исполком заниматься коммунальным хозяйством.
Город бомбят в первый же день 22 июня. С войны дед возвращается орденоносцем, с пробитым мочевым пузырем и грамотой с факсимиле Сталина. И тот же старый дворник дядя Саша рассказывает, что приезжала какая-то красивая женщина, искала его в гетто и не нашла.
Продолжение следует |