Революция не состоялась. Ещё как минимум пять лет, несмотря ни на что, мой роман, который вот-вот покинет типографию Лениздата, останется актуальным.
Два мнения, каждое из которых, как ни странно, мне в какой-то степени «когерентно».
Пишет streithahn
Мне категорически не нравились все
кандидаты на этих президентских выборах, и свой избирательный бюллетень
я утащил домой — для коллекции. И я не одобрял идеи собираться на
Октябрьской площади вечером 19 [декабря], потому что если бы одобрил,
пришлось бы тащиться туда по холоду самому, а это было бы совершенно
бессмысленно, поскольку Белоруссия для силового сценария смены власти
явно не дозрела. Но я очень рад (и ничего не могу с собой поделать!) — тому, что есть ещё в Белоруссии люди, способные на бунт. Пьяные или трезвые, проплаченные кем-то или «просто так» — мне это почти безразлично. Они есть, они вышли
против вооружённых защитников вздорного «режима» — вопреки явным
угрозам применения оружия, вопреки возможным длительным тюремным срокам.
Вышли
не ради бездарей-кандидатов, из которых на следующий день треть
бросилась публично «стучать» на другую треть. Вышли, потому что нет ума и
опыта, зато есть честь и смелость.
Вышли, потому что противна ложь и демагогия, противна власть серостей,
противна дешёвая сытость на положении стойлового скота, противна
перспектива постепенного вымирания когда-то великой нации [литвинов].
Вышли, чтобы отчётливо показать, что есть другая Беларусь
— помимо слащаво-гладенькой, счастливо-пьяненькой, пресмыкающейся перед
кучкой хитрозадых чинуш с безграмотной речью. Вышли, как до них
выходили триста спартанцев, чтобы умереть в Фермопилах. Вышли в
безнадёжной ситуации, без малейшей надежды на успех, а значит, выйдут в
гораздо большем числе, когда придёт время.
Пишет vitus_wagner
На перестрелку с ножами не ходят
По-моему, белорусская оппозиция изображает из себя этакого коллективного попа Гапона.
Тут
уж одно из двух& либо Лукашенко — кровавый диктатор, b тогда
попытки его усовестить, выведя на площадь 5, 10, 20, 100 тысяч человек —
нелепость. Вот китайцы замечательно в своё время продемонстрировали,
как диктатуры обращаются с толпами на площади. Либо Лукашенко —
вменяемый демократический политик, но тогда нужно признать результаты
выборов и не пытаться силой переломить волю народа.
Кстати, вот
на Украине толпа на площади пересилила результаты выборов. Ну и что? На
следующих выборах все равно пришёл тот же Янукович.
Соответственно,
если белорусская оппозиция считает, что имеет место тирания, ликвидация
основных демократических свобод и т.д., то и бороться надо
соответствующими методами — создавать «партию нового типа», запасаться
оружием, проникать в армию, готовить вооружённое восстание.
А в
случае провала очередного антиправительственного выступления — не сидеть
по домам и ждать, пока за вами придут, а переходить на нелегальное
положение, пользуясь заранее подготовленными фальшивыми документами и
явочными квартирами.
В Российской Империи «которую мы потеряли»,
было, говорят, куда больше свободы, чем в нынешних постсоветских
странах. Вон, Веру Засулич суд присяжных оправдал, и она, в отличие от
многократно оправданных судом присяжных деятелей современности, спокойно
выехала за границу.
Тем не менее, мы все прекрасно знаем, какая
именно тактика и стратегия принесла победу большевикам. И то — не факт,
что у них что-нибудь бы получилось, если бы не мировая война.
* * *
Так в чём же всё-таки дело?
Беларусь
— страна, где городское население является городским в основном в
первом и втором поколениях. Это значит, что у каждого горожанина есть в
деревне родители или бабушки / дедушки, снабжающие «детей» мяском,
сальцем, сметанкой, картошечкой, огурчиками-помидорчиками, а то и чем
повесомее в виде накоплений, образовавшихся в результате «отложенного
спроса». Потомственных горожан в Беларуси ничтожно мало: их истребили
войны и катаклизмы ХХ века. К сему добавились процессы, стыдливо
именуемые «миграцией». Итог (в известном смысле) плачевен. Взглянем же
на него с высоты даже не птичьего полёта, а прямо с Марса. Иначе вряд ли
удастся разглядеть суть происходящего.
Конфликт между горожанином
и крестьянином предопределён. Город и горожанин (особенно
потомственный) живут по закону (вспомним пресловутое Магдебургское
право), а крестьяне — «по правде», по обычаю.
Лукашенко, с его пейзанской хитростью, почвенной смёткой, смекалкой,
изворотливостью охочего до халявы холопа, попрошайки, для которого
понятия чести, совести, вины, ответственности — пустой звук, «барская
дурь», — совершенно крестьянский деспот. Его ненависть к «городу» —
закону, праву (как и к людям, эти понятия воплощающим) — иррациональна, и
выражается в огульном отрицании всего, что выходит за пределы «обычая» и
«старины». Лукашенко — не модернизатор, но упроститель. Архаика во всём
— от методов управления до манеры и тона, с каким он обращается к
публике — вот его конёк, его убежище и его оружие. Беларуский (или лучше
сказать — белорусский) социум, вынужденно проходящий этап ломки
архаического, крестьянского сознания, не хочет, боится этой, во многом
болезненной, процедуры. Именно потому из глубин «общественного
бессознательного» он и вытолкнул наверх, во власть, «бацьку» Лукашенко. И
оттого неважно, правильно ли, неправильно ли отвечает на вызовы эпохи
Лукашенко со своей «вертикалью». Важно другое. Пока общество с такой
силой стремиться избежать перемен, лукашенки будут множиться, словно
головы Лернейской гидры.
И, если уж следовать мифологическим реминисценциям, — чтобы победить Лернейскую гидру, нужна голова Медузы Горгоны…